Угроза вашему прайваси

По данным ВЦИОМ, 52% пользователей Интернета в России «злоупотребляющих» социальными сетями, отдавая предпочтение сайтам vkontakte.ru и odnoklassniki.ru. Только 8% опрошенных не знают, что такое социальная сеть, но вряд ли и оставшиеся 92% смогли бы сформулировать четкое определение феномена. Сейчас социальные сети – бурно развивающийся сегмент Рунета, насчитывающий уже под сотню различных площадок в сети. Список социальных сетей едва ли может оказаться полным, тут и локальные проекты – профессиональные сети вебдизайнеров, работников киноиндустрии, и проекты-гиганты. Сеть Vkontakte ежедневно, по тем же данным ВЦИОМ, посещает треть опрошенных, еще 23% делают это еженедельно.

В мире лидерство держит возникшая в 2004 году сеть Facebook, в которой зарегистрировано на данный момент почти полмиллиарда человек. В России, впрочем, этот сайт популярностью не пользуется. Отечественные сети, разумеется, на порядок меньше – на сайте vkontakte зарегистрировано 75 миллионов человек, odnoklassniki.ru объединяют порядка 59 миллионов.

Но что означают эти цифры? Социальные сети представляют собой вполне материальное воплощение того, что Тим О’Рейли назвал Web 2.0 – новое поколение развития веба, не общепризнанный и совсем не самоочевидный термин. Второе поколение веба – это поиск не замкнутых на себя решений, минимально связывающих пользователя, и ориентация на коммуникацию. Программы с открытым кодом, wiki-сайты – это воплощенный веб 2.0, как и социальные сети, которые представляют собой некий центр притяжения для реализации самых разных задач, осуществляемой самими пользователями; Интернет-контент, который начинает продуцировать сам себя.

Социальная сеть – это Интернет-портал, позволяющий пользователям создавать персональные страницы и связываться с другими пользователями, а также выкладывать в сеть собственный контент. Но социальные сети стали уже не просто проекцией реального круга знакомых в Интернет. Аккумулированная в них аудитория позволяет владельцам сайтов зарабатывать на рекламе и сопутствующих услугах. Возникла и бурно развивается такая отрасль как маркетинг в социальных медиа (Social Media Marketing).

А все почему? Потому что социальные сети для современного человека заменяют газеты, книги, а иногда и образование. В Великобритании присяжные в принятии решения руководствуются результатам опроса в Facebook, а в США Википедия используется как средство поиска информации по делу.

Еще распространеннее ситуация с журналистикой: согласно исследованию Cision и George Washington University, все журналисты используют Google для поиска сведений, 61% использует Википедию, 60% использует Facebook и 57% Twitter. Разумеется, для России это пока тенденция.

Иногда это превращается в шоу и вызов общественности – пятеро журналистов проводят эксперимент в духе реалити-шоу. Они запираются в доме во французской глубинке, отказываются от всех средств связи – телефонов, коммуникаторов, а также ограничивают свой доступ в Интернет сайтами Facebook и Twitter, пытаясь на них основывать свои репортажи, публикуемые в коллективном блоге. Главная цель проекта – проверить качество новостной информации в социальных медиа. Судя по всему, эксперимент не удался – в противном случае в тех же социальных сетях эта история была растиражирована.

Во всех этих увлекательных процессах с социальными сетями прослеживаются две важные тенденции. Уже сейчас россияне впереди планеты всей по количеству времени, которое они проводят в социальных сетях – в июле прошлого года была опубликована статистика, согласно которой пользователь Рунета в среднем проводит в социальных сетях 6,6 часов за месяц. Средний показатель по миру, для сравнения, 3,7 часа. На втором месте бразильские Интернет-пользователи с 6,3 часами в социальных сетях за месяц.

В интересах и, более того, в планах разработчиков социальных сетей это время увеличивать. Социальные сети постепенно интегрируют в себя все возможные формы развлечения – видео, музыка, игры. Также они постепенно замещают собой основные источники информации. Администрация Facebook уверена, что в будущем пользователи сети смогут заниматься веб-серфингом, не выходя из-под своего аккаунта. Все сайты превращаются в приложение к профайлу пользователя в социальной сети – кнопка Like, с помощью которой пользователи Facebook делятся своими предпочтениями, окажется интегрирована на многие сайты, например, база данных о кино imdb.com. Марк Цукерберг, основатель и идеолог Facebook, считает это признаком внимания к конкретному человеку, который помещается в центр социальной сети и сети Интернет в целом.

Сходный процесс интеграции происходит в программном обеспечении. С одной стороны, Microsoft представила сервис docs.com, веб-версии Microsoft Office, интегрируемую в Facebook, работающей в любом браузере. С другой – Google разрабатывает собственную операционную систему Chrome. Разработчики убеждены, что современному пользователю компьютера фактически не нужны программы кроме браузера с рядом расширений и приложений. Зачем пользователю функции системного администратора, сложности с дистрибутивами и драйверами, если 70% действий и времени он проводит в браузере?

И остается для пользователя будущего операционная система в виде разросшегося браузера и Интернет в виде интегрированных с Facebook (или любой другой социальной сетью) сайтов. А в центре этого прекрасного интегрированного мира – пользователь, со своей индивидуальностью, привычками, и вкусами, которые заботливо регистрируются в его аккаунте.

Вторая тенденция связана с проблемами прайваси. Шведская компания The Astonishing Tribe сделала мечту реальностью – создана технология идентификации пользователя социальных сетей по фотографии. Учитывая распространенность социальных сетей – очень удобно и практично. Сейчас мы можем «пробить» любого человека по поисковым системам, зная его имя и фамилию – но с новыми технологиями они нам не нужны.

Зато, имея социальные сети, мы получаем массу информации о своих знакомых и знакомых своих знакомых.

Пользователи отечественных социальных сетей часто бурно обсуждают, что базы данных этих сайтов используются военными\разведкой\МВД. Отчасти это так – учащаются случаи судебного преследования за определенные правонарушения, совершенные в пространстве социальных сетей или спровоцированные ими. Насколько такое использование законно – большой вопрос. Казалось бы, любое словоизлияние в общественном пространстве, коим является и Интернет, может быть использовано против вас, но в то же время это личная страница и личные данные.

31 мая пользователей Facebook пытались – и отчасти эти попытки удались – вывести на локальный марш несогласных. В рамках акции протеста, связанной с политикой конфиденциальности сети, свои аккаунты удалило порядка 34 тысяч пользователей. С одной стороны, их возмущало, что, если верить манифесту этой акции, «Facebook знает о своих участниках слишком много, при этом практически ничего не делая для защиты этой информации», а с другой – акция совпадала с международным днем отказа от курения и позиционировала использование Facebook такой же вредной привычкой, как и никотиновая зависимость. 34 тысячи, на самом деле, очень небольшой результат для такой шумной акции. Многие пользователи, признавая справедливость претензий к руководству, просто не смогли отказаться от любимой сети.

В чем обвиняли популярную сеть? Например, Facebook предоставляла информацию из профилей своих пользователей партнерам - Microsoft, Pandora и Yelp – без ведома самих пользователей. Некоторое время сеть предоставляла компаниям сведения о пользователях, кликнувших по их рекламным баннерам. Наконец, в 2006 году пользователей возмущало нововведение сайта, а именно то, что их статусы и сообщения включаются в ленту обновлений – News Feed (хотя эта функция – следить за жизнью своих знакомых практически в реальном времени – является одним из главных преимуществ и привлекательных возможностей социальных сетей).

Facebook отреагировал на высказанные претензии и сделал настройку степени доступности публикуемых сведений более понятной, хотя по умолчанию все данные по-прежнему доступны всем желающим. Сейчас руководство Facebook заявляет о своей вере в неприкосновенность частной жизни, однако это противоречит неоднократно возникавшей в выступлениях Марка Цукерберга теме. Получая награду Crunchie (присуждаемые за самые успешные стартапы и Интернет- и технологические инновации), Цукерберг заявил, что прайваси перестала быть социально нормой. Люди стали гораздо спокойнее относиться к необходимости делиться личной информацией онлайн, а Facebook пытается успеть за этой меняющейся социальной нормой. В 2008 году Цукерберг озвучил на Саммите о Web 2.0 свой закон: с каждым последующим годом люди готовы поделиться в два раза большим объемом информации.

Конечно, с этим многие не соглашаются. Совсем немногие готовы признать, что прайваси, в чем-то являющаяся основанием западной культуры, теперь оказывается иллюзией. Джефф Джарвис, американский журналист, предполагает, что Facebook смешивает понятия публики – то есть вообще всех возможных читателей – и некой личной аудитории, в расчете на которую большинство пользователей социальных сетей делится личными данными. И проведение границы между этими понятиями поможет защитить ту самую прайваси. В России ситуация немного иная – возможно, это связано с куда меньшим значением частного пространства и конфиденциальности личных данных, чем на Западе. Некоторые аналитики связывают это с дефицитом общения и коммуникаций в советское время.

Сложится ли та интегрированная онлайн-идентичность, которую понадобится всеми правдами и неправдами защищать в социальных сетях, или потеря прайваси действительно имеет место и приведет к размытию всякой идентичности – вопрос будущего. Но создателям социальных сетей уже сейчас можно приняться за защиту собственной прайваси. На 15 октября 2010 года запланирован выход фильма – неавторизованной биографии Марка Цукерберга режиссера Девида Финчера.

       
Print version Распечатать