ТВ-учитель нравственности

Отечественное телевидение последних двух десятилетий, несмотря на свою признанную ориентацию на всем известный сегмент общества, едва ли может похвастаться действительно культовыми передачами. На советском телевидении были и «Голубой огонек», под который встречали Новый год, и «Кабачок 13 стульев», по которому советские модницы узнавали о новинках восточноевропейского «прет-а-порте», на российском телевидении ничего подобного создать не удалось. Удавалось лишь воссоздать. Воссоздать КВН, по слухам превратившийся в состязание наемных юмористов-райтеров. Воссоздать «Голубой огонек», трансформировавшийся в посиделки трансвеститов, назвавшихся «новыми русскими бабками».

Таким образом, в последние же 20 лет, когда прилагательное «культовый» применяется для характеристики чего-либо созданного отечественными теледеятелями, речь практически всегда идет о сериалах и телефильмах. Действительно, разменявший уже десятый сезон сериал «Улицы разбитых фонарей» – это явление российского телепроцесса, культовый сериал о современной России. Но с полноценными передачами как-то не задалось. И все же человек, который в первом десятилетии XXI века уже находился в светлом уме и трезвой памяти, с одной такой передачей знаком. Речь идет о программе канала ТНТ «Окна», чьим ведущим выступал один из наиболее скандальных шоуменов новой России – Дмитрий Нагиев.

Однако «Окна» на ТНТ были продуктом не просто второй, а четвертой свежести. Во-первых, данный телепродукт являлся «незаконным ребенком» сверхпопулярного американского ток-шоу «Шоу Джерри Спрингера», в котором постоянно происходило выяснение отношений между участниками шоу и зрителями в зале. Кстати, выпуски «Шоу Джерри Спрингера» демонстрировались на канале «ДТВ» несколько лет назад. Но, по всей видимости, проблемы американцев отечественного зрителя не слишком интересовали, поэтому данное ток-шоу "крутилось" недолго и не в самое рейтинговое время (часа в два ночи). Во-вторых, «Окна» стали ответом каналов НТВ и СТС (а именно на этих каналах первоначально выходили выпуски программы) на набиравшего силу короля отечественного ток-жанра Андрея Малахова, который как раз тогда и запустил свою «Большую стирку», даже по эстетике являвшуюся прямым «клоном» шоу Спрингера. В-третьих, НТВ и СТС очень скоро отказались от «Окон», передав их каналу ТНТ. Наконец, в-четвертых, ТНТ отнюдь не начало снимать выпуски ток-шоу с «чистого листа», а в своих интерьерах переснял выпуски, которые зрители уже лицезрели на более уважаемых каналах.

Однако «Окна» оказались продуктом классом выше, чем осетрина, которая, как известно, бывает только первой свежести, и изрядно потасканное и «подгнившее» ток-шоу пришлось телезрителю-потребителю по вкусу. Казалось бы, передача, которая должна была быть интересна исключительно люмпен-пролетариату, заинтересовала все слои отечественной публики. Кто-то ее хвалил, кто-то ругал, но и те и другие наслаждались, именно что наслаждались «Окнами», которые оказались намного интереснее и почти семейной «Моей семьи» Валерия Комисарова, и сладко-прилизанной «Большой стирки» Малахова, смакуя каждый сюжет, коих было по три в каждой передаче.

Интрига каждого сюжета строилась идентичным образом. В студию приглашалось мужчина, женщина, несовершеннолетний (нужное подчеркнуть), которое рассказывало о своей трудной судьбе. Ему что-то в этой жизни мешало – друг, родственник, коллега, глобальное непонимание общества, но обязательно персонифицированное в лице кого-то. Затем приходил второй персонаж, обычно это был тот, против кого был направлен полемический пафос первого выступающего. Если «истину» восстановить не удавалось, мог выйти третий персонаж, раскрывающий всю «правду-истину» об обоих героях, которые могли даже оказаться любовниками-гомосексуалистами, поссорившимися из-за женщины (и такое бывало). В заключении давали высказаться публике (по 10 секунд каждому выступающему, но мало кто укладывался в этот временной промежуток). Заканчивался же сюжет выступлением ведущего, который изрекал «мудрую» сентенцию о сложных человеческих отношениях.

Иногда словесная перепалка перерастала в рукопашную с использованием не только вещей, которые были принесены героями с собой, но и подручных средств, найденных ими в студии (скрипок, клюшек, элементов декораций). На этот случай в зале присутствовали два накаченных мужика, представляемых «Службой безопасности программы».

Они же, кстати, били в гонг, отмеряющий по 10 секунд на выступление зрителей. А поскольку сюжеты были похожи друг на друга как однояйцевые близнецы, то единственное, что могло хоть как-то порадовать жаждущую зрелища публику – это драка. Так что «Службе безопасности» частенько приходилось вмешиваться и утихомиривать излишне зарвавшегося участника. Впрочем, однажды устрашающего вида «секьюрити» оказалось недостаточно и в потасовке досталось даже Нагиеву. Что с ним сделали, толкнули или ударили, так и осталось тайной, но из студии его выносили, а следующие несколько выпусков программы он вел из больничной палаты, которая, судя по всему, была оборудована в соседнем со студией помещении. Тем не менее, голос умирающего и медицинские процедуры, которым периодически подвергался ведущий (в частности, укол в пятую точку) и которые демонстрировались операторами крупным планом, заставили многих поверить в то, что Нагиеву действительно досталось на «орехи». Впрочем, это была уже «лебединая песня» программы. Повлачив жалкое существование еще какое-то время и постепенно утратив последних поклонников, она была закрыта. Канал же ТНТ начал потчевать жаждущую более острых развлечений отечественную публику «реалити-шоу», апофеозом коих выступил всем известный «Дом-2».

Тем не менее именно «Окна», а никакую иную программу, до сих пор вспоминают, а ее архивные выпуски с удовольствием смотрят. Причина тому достаточно проста. Это отнюдь не воспоминания о прошлом, о собственной молодости и пережитых положительных эмоциях. Это – свойственное человеку чувство эмпатии, сопереживания другому, соединенное с естественным чувством любопытства. В отличие от реалити-шоу, где предлагают наблюдать за физиологическим аспектом существования человеческого существа (как если бы человека поместили в клетку зоопарка), «Окна» давали возможность заглянуть в святая святых – в бездну чувств каждого человека. Эта «душевная порнография», как ее следует называть, и была основанием популярности программы. Между тем, несмотря на это, по своим эстетическим характеристикам «Окна» были не в пример выше «Дома-2». Если провести аналогию, то «Окна» - это греческая трагедия, которая проиграла гладиаторским боям «Дома». Если первая, несмотря на свою наигранность и заранее известную фальшь, затрагивала чувства зрителя и делала его лучше (едва ли в аналогичной ситуации, показанной в «Окнах», человек, посмотревший их, поступил бы так же, как и герои сюжетов), то вторые низведением человека до положения животного только развращали. «Окна» готовили человека к нестандартным жизненным ситуациям, а «реалити-шоу» просто демонстрировали всю низость человеческой природы, не предлагая никакой компенсации.

Впрочем, не стоит забывать и об обаянии ведущего программы – Дмитрия Нагиева. Стоит признать, что без него у программы не было бы той огромной популярности, коей "Окна" пользовались. Именно Нагиев, несмотря на свой имидж «плейбоя» и «дитя порока», который он демонстрировал своим поведением и колкими замечаниями, привнес в передачу и нравственную составляющую. Фраза «Не искушай, не надо искушать», которую он произносил едва ли не чаще, чем признавался в собственных пороках, вероятно, спасла в России больше пар, чем любые поучения о «строительстве отношений» Ксении Собчак и Ксюши Бородиной.

В 2005 году «Окна» закрыли. Однако в интернетах они продолжают дарить свой свет зрителю, демонстрируя ему, как не следует поступать для того, чтобы оставаться достойным человеком.

       
Print version Распечатать