Свет с Чукотки

Если где-то что-то прибавится, то обязательно где-то что-то и убавится. Так в просторечии звучит знаменитый закон Ломоносова - Лавуазье о сохранении массы веществ. Оказывается, он распространяется и на сферу церковной политики. Не успели отгреметь фанфары по случаю объединения Московской патриархии (РПЦ МП) с Русской зарубежной церковью (РПЦЗ), как внутри самой патриархии наметился новый мощный раскол. Его знаменем стал епископ Анадырский и Чукотский Диомид (Дзюбан), который выступил с сенсационными обличениями в адрес высшей иерархии. Священный Синод в Москве не смог придумать достойного наказания для сановного вольнодумца с Чукотки и даже отменил из-за этого свое очередное заседание в середине июля. Ходят смутные слухи, что судьбу Диомида решат на открывшейся сегодня, 21 августа, сессии.

Эффект внезапности

Еще полгода назад имя епископа Диомида было почти неизвестно за церковной оградой. Автор этих строк встречал это имя только один раз: на монархическом крестном ходе в центре Москвы некий коренастый бородач собирал по его благословению деньги на новый собор в Анадыре. Собор вскоре взметнулся над заполярной бухтой, а неподалеку появилась еще и 10-метровая статуя св. Николая, грозящего двумя перстами в сторону Америки. Но главным спонсором-меценатом этих сооружений стала, конечно, не монархическая общественность, а всемирно известный политик-бизнесмен, который финансирует из своего кармана все, что строится на Чукотке. Вроде бы хорошие деловые отношения Диомида с Романом Абрамовичем были гарантией лояльности этого иерарха - казалось, он вполне "встроен в систему". Да и сам епископ, направленный в Анадырь семь лет назад, сидел тихо, посещал отдаленные военные городки и в большую политику не лез.

Вот почему его радикальное воззвание от 19 января сего года застало московское священноначалие врасплох. Митрополит Кирилл (Гундяев) даже заявил поначалу, что не верит в авторство Диомида. Правда, через несколько дней, когда епископ свое авторство подтвердил, Кирилл сменил тональность. Собрав журналистов на брифинг в своем Отделе внешних церковных связей, он заявил, что за Диомидом стоят враждебные церкви силы, а сам епископ осознает свою ошибку. Собравшийся вскоре Синод поступил по принципу "на первый раз прощается", и Диомид как будто пошел на попятную. История с воззванием преподносилась церковными СМИ как неудачная попытка сорвать воссоединение с РПЦЗ 17 мая, а вскоре и вовсе забылась.

И вот тут епископ Диомид нанес решающий удар. Шестого июня епархиальное собрание в Анадыре приняло 10 пунктов - фактический ультиматум патриарху, Синоду и всему епископату РПЦ МП. Под сенсационным решением собрания помимо епископа подписались 12 священников (символическое число!), 6 монахов и монахинь. Торжества воссоединения с "зарубежниками" были позади, поэтому списать новый анадырский документ на козни противников воссоединения было уже нельзя. Митрополит Кирилл быстро спродуцировал новую версию, еще более нелепую: дескать, Диомида сделали своим орудием политические силы, которые хотят втянуть церковь в парламентскую и президентскую кампании 2007-2008 годов. Это попахивало политическим доносом - епископу давали понять, что теперь он будет иметь дело с Кремлем и Лубянкой. Эту же угрозу протранслировал и близкий к Кириллу сотрудник ВЦИОМ Вадим Балытников, который заявил одной центральной газете: "За ложные крики подобного рода положено наказывать. За ложные высказывания от лица церкви, кстати, тоже". Сторонник Диомида, московский писатель-монархист, главный редактор издательства "Русская идея" Михаил Назаров предполагает, что "чукотским делом" уже занимается ФСБ. "Патриархия применит любые способы, включая спецслужбы, - говорит он, - чтобы Диомида "задавить". Сторонники Диомида это все прекрасно понимают".

Действительно, вариации на тему "мы с вами поговорим в другом месте" очень правдоподобны. Патриархия никак не может найти канонического основания для наказания Диомида - формально он не нарушил никаких церковных правил. Неофициальное архиерейское совещание, состоявшееся в Москве 10 июня, на праздник интронизации патриарха, не пришло к единому мнению по "чукотскому делу". Разработку "канонической базы" поручили ученым из Московской духовной академии. Очередное заседание Синода, на котором пришлось бы решать "дело Диомида", должно было состояться в июле, но официально об этом не объявляли, наверное, из-за опасения, что не успеют подготовить "каноническую базу"...

Что нужно Диомиду?

Теперь - о сути ультиматума Чукотской епархии. Его 10 пунктов можно сгруппировать в три блока: богословско-канонический, политический и нравственный. К первому блоку относятся пункты 1-й, 2-й, 7-й и 8-й. Диомид и его сторонники требуют осудить экуменизм как ересь, а всех причастных к ней призывают покаяться и отречься от нее. Именно эти слова, в первую очередь, и были восприняты в Москве как ультиматум - потому что причастны к экуменизму все члены нынешнего Синода (патриарх, например, был президентом Конференции европейских церквей). Главный нерв экуменизма - учение о том, что все христиане суть ветви разделенной церкви, а догматические и прочие различия между ними несущественны. Традиционное же православие учит, что церковь на земле только одна, она имеет неразрывное преемство с апостолами, а все другие исповедания (католики, протестанты) - отпавшие от нее сообщества, но не ее "ветви". Экуменизм как ересь впервые предала анафеме (в 1983 году) РПЦЗ. Так что в этом пункте диомидовцы воспроизводят традиционную критику в адрес патриархии со стороны "зарубежников", которые теперь перед этой же самой патриархией капитулировали. Свято место пусто не бывает.

То же относится ко 2-му пункту, в котором чукотцы осуждают "неосергианство". РПЦЗ всегда критиковала патриархию за просто "сергианство" - явление, связанное с именем митрополита Сергия (Страгородского), назначенного Сталиным в 1943 году первым советским патриархом. Суть явления в том, что церковное руководство подчиняется светской власти "ради спасения церкви", становится послушным политическим орудием режима. "Неосергианство", таким образом, - это подчинение уже не атеистической советской власти, а новой, демократической, которую диомидовцы также считают "богопротивной". 7-й и 8-й пункты - вариации на тему первых двух. Там содержатся осуждение "Всемирного саммита религиозных лидеров", прошедшего в Москве прошлым летом (в общем - тот же экуменизм), и призыв созвать Поместный Собор, которого не было с 1990 года (власть Собора узурпировал Синод, который действует в согласии с Кремлем, что и есть "неосергианство").

Политический блок кажется еще более скандальным. Тут Чукотская епархия упрекает церковное начальство в примиренческом отношении к нравственным порокам общества. В их число помимо гей-парадов, алкоголизма, наркомании, агрессии и насилия вошли аборты, эвтаназия, вакцинация, половое воспитание и планирование семьи. Диомид с присными призывают отлучать от церкви всех, причастных к этим порокам. Безусловно осуждается демократия, а взамен предлагается следовать клятве Земского Собора 1613 года на верность династии Романовых и молиться о даровании царя. Особый пункт посвящен глобализации - тут в центре внимания апокалиптическое число "666", которое зашифровано в новых российских паспортах (в виньетках с номерами страниц), в штрих-кодах и ИНН.

Кто его сторонники?

Пункты епископа Диомида бьют по самым больным точкам в РПЦ МП, хотя людям, далеким от церкви, они могут показаться несколько умозрительными. Движение против ИНН и глобализации на рубеже веков охватило десятки тысяч активных клириков и мирян по всей России. Только отказ власти от тотальной "ИННизации" привел к тому, что оно пошло на спад. Но и сейчас в разных уголках России остаются монастыри и приходы, отказавшиеся от ИНН, и верующие, отвергающие новые паспорта и продукты со штрих-кодами. В Москве, например, такой "ревнительский" приход расположен прямо напротив храма Христа Спасителя - в церкви св. Николы на Берсеневке, во дворе Дома на набережной. Его настоятель игумен Кирилл (Сахаров) сказал мне, что был потрясен, как епископ Диомид, с которым он лично незнаком, точно воспроизвел позицию, на которой много лет стоит его приход.

На сайте популярной в церковно-консервативных кругах питерской газеты "Русь православная" организован сбор подписей под открытым письмом Алексию II в поддержку Диомида. В Беларуси возникла инициатива выдвинуть Диомида в патриархи, а в некоторых сибирских приходах его имя стали возносить на литургии вместо патриаршего. Одна православно-патриотическая телестудия в Москве сняла 4-часовой (!) документальный фильм "Духа не угашайте", состоящий в основном из бесед с епископом Диомидом.

Движение сторонников Диомида имеет пока неорганизованный характер, хотя и охватило почти все епархии РПЦ МП. В своем обращении епископ называет лишь двух сторонников из среды епископата - архиепископа Владивостокского Вениамина (Пушкаря) и епископа Хустского (это в Закарпатье) Ипполита (Хилько). Первый фактически отрекся от Диомида, а второй пока молчит. Зато многочисленные "осколки" РПЦЗ, не признавшие ее подчинения Москве, восприняли воззвание Диомида на "ура". Вроде бы он уже ведет переговоры с лидером одного из "осколков" - епископом Одесским Агафангелом (Пашковским) - о создании новой Русской церкви. Организованные сторонники Диомида находятся в основном в двух столицах - это разные православно-монархические движения (Союз русского народа, движение "За право жить без ИНН", некоторые братства). Поначалу Диомида поддержала часть консервативных политиков (например, депутат-националист Николай Курьянович), потом, правда, они убоялись конфликта с патриархией. "Соблазн Диомида" разделил этот лагерь: часть православных патриотов (Союз православных хоругвеносцев, общество "Радонеж", Союз православных граждан) предпочли "остаться с патриархом", чтобы не "раскалывать русский народ". Такая позиция ведет к падению авторитета этих организаций среди радикальных "православных масс".

Чем сердце успокоится?

Существует несколько сценариев дальнейшего развития событий. Наши источники в патриархии считают наиболее вероятным из них запрещение Диомида в служении с последующим лишением его сана епископа. Именно под такое решение ищут каноническую базу" ученые из духовной академии. Это чревато отделением от РПЦ МП целой (!) епархии, объединением сторонников Диомида с "осколками" РПЦЗ и появлением в России мощной "альтернативной" православной церкви. Второй сценарий - более мягкий: Диомида временно уволят из епархии и сошлют в отдаленный монастырь. Слабое место этого сценария - превращение оного монастыря во всероссийский центр паломничества всех радикалов РПЦ МП. Третий сценарий, который пытались реализовать в период между первым и вторым воззваниями Диомида, - это игнорирование или "заматывание" проблемы. Но этот путь опасен ощущением бессилия патриарха и Синода, которое возникнет у церковной оппозиции, и появлением новых диомидов. Наконец, четвертый сценарий, которому явно симпатизирует "премьер-министр" патриархии митрополит Кирилл, - это перекладывание основного бремени решения проблемы на светскую власть. Так, по российским законам Диомиду можно предъявить обвинение в призывах к свержению конституционного строя и в пропаганде экстремизма (осуждение демократии, верность Романовым, призывы не принимать паспорта и ИНН). Но здесь тоже есть одна закавыка, на которую и указывают правоохранители своим коллегам в рясах. Ведь Диомид - до сих пор

действующий епархиальный архиерей РПЦ МП. И если в таком качестве он попадет на

скамью подсудимых, да и еще и по статьям об экстремизме, то это бросит тень на всю церковь. Так что сначала с дерзким епископом придется все-таки разобраться Синоду...

* * *

Ждать осталось немного - брожение в церкви и вокруг нее нарастает, гордиев узел требует разруба. Но епископ Диомид выглядит победителем при любом развитии событий - он станет либо мучеником-исповедником в глазах простого народа, от которого страшно отдалила себя блистательная иерархия, либо лидером движения консервативного церковного возрождения. Патриархия же своими апелляциями к власти, политическими доносами, нежеланием восстановить соборность в церкви и нетерпимым отношением к любому инакомыслию обретет себе новых оппонентов не только в консервативной среде, но и в лагере либералов.

       
Print version Распечатать