Смена председателя

20 февраля 2009 года на закрытом пленуме Конституционного суда Российской Федерации (КС РФ) будет выбран новый председатель. Вполне вероятно, что нынешний председатель КС РФ Валерий Зорькин сохранит свой пост. Однако широкая публика едва ли знает о том, что такое Конституционный суд РФ, какую роль играет и какое влияние в российском политическом истеблишменте имеет его председатель. А влияние КС РФ на политическую систему России огромно.

Немного теории

В соответствии с законом «О Конституционном суде» и его регламентом выборы председателя, проходящие раз в три года, организуются на альтернативной основе. Для выдвижения кандидатов на должность председателя проводится рейтинговое голосование, для которого очередь изготовляют 19 бюллетеней.

В список бюллетеня входят все 19 судей обеих палат. Заполняя бюллетень для рейтингового голосования, каждый из голосующих обводит фамилий тех судей, которые, по его мнению, достойны занять пост председателя. По окончании подачи голосов председательствующий вскрывает избирательную урну и проверяет действительность бюллетеней. Трое судей, получившие наибольшее число голосов, считаются кандидатами на должность председателя. Список кандидатов утверждается открытым голосованием и оформляется протоколом, который подписывается председательствующим, а если он включен в число кандидатов, то следующим по должности или по возрасту судьей, не входящим в число кандидатов. К нему и переходит дальнейшее председательство на заседаниях КС РФ до избрания председателя. В новом бюллетене каждый судья оставляет фамилию лишь того, за которого голосует, и вычеркивает фамилии остальных кандидатов. Результаты голосования подсчитывает и оглашает счетная комиссия из трех человек, формирующаяся по жребию из числа судей, которые не претендуют на должность председателя.

Избранным на должность председателя считается судья, за которого подано не менее десяти голосов. В зависимости от итогов выборов либо председатель объявляется избранным, либо, если ни один из судей не получил необходимого для избрания числа голосов, принимается решение о проведении второго тура голосования. Второй тур голосования проводится в том же порядке, что и первый. При безрезультатности второго тура голосования суд принимает решение о дальнейшей процедуре выборов.

Где работает демократия

Судья КС в отставке Тамара Морщакова отмечает: «Это подлинно демократичная процедура, которая является уникальной не только у нас, но и в мире. Она проходит без предварительного выдвижения кандидатур и агитации, но позволяет судьям выразить свою волю вне всякого контроля».

И это действительно так. Уже дважды нынешний председатель КС РФ Валерий Зорькин вопреки администрации Президента РФ становился во главе Конституционного суда. В 2003 году он с преимуществом в один голос одержал победу над знаменитым Маратом Баглаем, на которого, кстати, делал ставку Кремль. В 2006-м за Зорькина проголосовали уже 14 судей. Его соперники Николай Бондарь и Геннадий Жилин набрали лишь по пять голосов.

Ныне у Зорькина соперников, равных по авторитету, практически нет. Впрочем, это и не удивительно, ведь большинство в Конституционном суде РФ составляют судьи еще ельцинского призыва. Лишь семь судей из 19 назначены экс-президентом Владимиром Путиным или нынешним президентом Дмитрием Медведевым. Поэтому победа Зорькина вполне ожидаема.

Кто вы, судья Зорькин?

Рассматривать работу КС РФ за весь период его существования едва ли возможно без оценки деятельности Валерия Зорькина. Ведь этот человек не только может стать первым главой Конституционного суда избранным на высший пост в судебной иерархии третий раз подряд, но и стоял у истоков создания такой структуры как КС РФ, а также являлся ее председателем в 1991-1993-х годах.

Внимание к своей персоне Валерий Зорькин привлек 4 мая 1991 года, во время обсуждения законопроектов об учреждении в России поста президента, когда в «Российской газете» была опубликована статья под его авторством «Президентская власть в России». Примечательность этой статьи состояла в том, что в период острых споров между сторонниками учреждения в России парламентской, президентской или полупрезидентской республикой, Зорькин предложил сделать «правильный выбор» в пользу «президентской республики, в которой президент является главой одной из ветвей разделенной власти – исполнительной».

Во время попытки государственного переворота в августе 1991 года Зорькин подписал заявление группы юристов – членов и экспертов Конституционной комиссии об антиконституционном государственном перевороте, совершенном членами ГКЧП (в тот же день заявление было передано западными радиостанциями). На V Съезде народных депутатов России 29 октября 1991 по предложению депутатской группы «Коммунисты за демократию» Зорькина избрали судьей Конституционного суда России. Он получил 757 голосов – больше, чем все остальные кандидаты. 1 ноября того же года на первом заседании суда тайным голосованием его избрали председателем КС РФ на неограниченный срок.

Уже своим первым решением Конституционный суд под руководством Валерия Зорькина показал свою независимость от исполнительной власти. Этим первым решением стало признание в январе 1992 года неконституционным указа Президента об объединении МВД и органов госбезопасности. Подобное решение суда было продиктовано убеждением судей, что президент, одержав победу на всенародном голосовании, получает лишь мандат на власть, а не индульгенцию, оправдывающую любые действия.

В период конституционного кризиса 1992-1993 годов Зорькин сделал много для стабилизации обстановки. Именно его усилиями были организованы консультаций между Ельциным и Хасбулатовым стало представление Съезду и утверждение им 12 декабря 1992 года компромиссного постановления «О стабилизации конституционного строя Российской Федерации», которое помогло приостановить кризис власти в России. Последствиями достигнутого компромисса стали отставка с поста главы правительства Егора Гайдара и замена его Виктором Черномырдиным, замораживание принятие поправок к Конституции, изменяющих баланс исполнительной и законодательной властей, а также принятие решения о проведении референдума об основах новой Конституции.

Но результатом этого стал рост недоверия к председателю Конституционного суда РФ стороны президента Ельцина. Против него была инициирована кампания в пропрезидентской прессе, а летом 1993 года с критикой в его адрес выступили некоторые судьи КС, включая заместителя председателя суда Николая Витрука, считающие, что высказывания председателя по поводу противостояния президента и парламента носят характер политической деятельности, что для судьи недопустимо.

Впрочем и Зорькин в долгу не оставался. 21 сентября 1993 года Конституционный суд признал Указ Ельцина о роспуске Съезда народных депутатов и новых парламентских выборах неконституционным и дающим легальное основание для прекращения полномочий Президента. Впрочем, уже на следующий день, был выдвинут «нулевой вариант» урегулирования ситуации с помощью утверждения отмены всех актов, принятых всеми ветвями власти, начиная с президентского Указа 1400 о роспуске парламента. Но противостояние уже не могло быть урегулировано столь легко, и под давлением президентских структур и ряда своих коллег Зорькин 6 октября 1993 года ушел в отставку с поста председателя Конституционного суда, оставшись его членом. Вскоре после этого деятельность Конституционного суда была приостановлена Указом президента.

14 февраля 1995 года Валерий Зорькин был включен в состав второй палаты КС, став членном Комиссии по совершенствованию структуры аппарата Конституционного суда и кадрам. И снова "мятежный" судья показал свой норов. Летом того же года он выступил с особым мнением о так называемом "Чеченском деле", выразив несогласие с отказом суда рассмотреть в более широком объеме фактические обстоятельства дела.

На президентских выборах 1996 г. кандидатура Зорькина была выдвинута двумя инициативными группами граждан, однако после заявления Зорькина, что он не намерен баллотироваться в Президенты, подписи в его поддержку не собирались.

Второе пришествие

Победа Зорькина над зубром отечественного конституционного законодательства Маратом Баглаем для многих стало сигналом возможного усиления оппозиционности КС. Но Кремль воспринял второе пришествие господина Зорькина спокойно. Сам же он заявил, что не будет стремиться к реваншу за октябрь 1993-го, поскольку «из тех событий разумные люди должны извлекать уроки».

Свое обещание Валерий Зорькин сдержал: решения по делам, в которых имелась политическая составляющая, принимались вполне «уравновешенные». К примеру, уточнение понятия «предвыборная агитация» было на руку не только журналистам, но и партии власти, которую постоянно обвиняют в неправомерной агитации. Но в случаях, когда «неправильный» вердикт означал бы подрыв самих основ вертикали власти, КС проявлял жесткость – так было с признанием законности нового порядка утверждения губернаторов. «КС непредвзят, независим и объективен в своей деятельности, но только до тех пор, пока дело не касается власти Президента, – полагает один из главных инициаторов этого дела, секретарь федерального политсовета СПС Борис Надеждин.– Тогда приходится забыть про правосудие и Конституцию».

В прошлом году видные деятели российской оппозиции обвинили главу Конституционного суда Валерия Зорькина в неоднократных нарушениях Основного закона и потребовали его отставки. Как подчеркивали оппозиционеры, федеральный конституционный закон «О Конституционном суде» категорически запрещает судьям КС РФ публично комментировать сюжеты, связанные с предметами возможного оспаривания в этом суде. Но именно это и делал Валерий Зорькин, 13 ноября сначала заявивший, что предлагаемое увеличение сроков полномочий президента России и депутатов Госдумы не меняет основных положений Конституции, а затем поддержав действия России в грузино-югоосетинском конфликте, когда вооруженные силы России были направлены для военных действий за рубежом без санкции Совета Федерации (как того требует пункт "г" статьи 102 Конституции РФ).

Впрочем, это был не первый эпизод, когда председатель Конституционного суда РФ высказывался по поводу внесения изменений в Конституцию. До этого, он неоднократно заявлял, что внесения изменений в Основной закон возможны, но пока есть возможность Конституцию не менять, ее менять нельзя. До тех пор надо Конституцию необходимо интерпретировать, но не так, чтобы превращать черное в белое. А это сложная научная проблема. Полностью свою позицию по данному вопросу Валерий Зорькин изложил в интервью «Российской газете» за 12.12.2005 сказав: "Мою позицию Вы знаете – Конституцию надо менять тогда, когда нельзя не менять, когда у общества нет других способов дальше жить и развиваться." (...) "Формальный текст Основного закона любой страны имеет резервы для интерпретации применительно к жизненным условиям. Разумеется, такими свойствами (резервами) обладает и российская Конституция".

       
Print version Распечатать