Скорбное безимиджье

Юридическое оформление процесса по делу Ходорковского произвело естественное разнообразие оценок, со временем - отчасти даже художественных. Пример - статья "Процесс" в "Эксперте", но - автор не Кафка, а Андрей Громов). Там есть вторая главка "Юридический аспект. Ленивы и нелюбопытны". В ней о том, как странно повели себя юристы. Хотя " с юридической точки зрения оно (дело) должно было стать важнейшим этапом становления российской судебной системы" (имеются в виду взаимоотношения юридического и политического), юристы за ним не следили, " с материалами никто не знаком и никакой надобности в том не видит..."

Но это так, узкопрофильное, а дальше об обществе: " Еще хуже дело обстоит с общественным вниманием к процессу. Единственным средством массовой информации, которое подробно освещало процесс, оказалась интернет-издание "Газета.ру". финансируемое акционерами ЮКОСа, транслировавшее исключительно точку зрения адвокатов.

В других же изданиях если и появлялись какие-то материалы о процессе, то это были скорее "зарисовки с натуры" (в каком свитере был Ходорковский, что он читал, какой кроссворд разгадывал Лебедев), не имевшие ни малейшего отношения к ходу самого процесса.

Объяснить такое невнимание к "историческому процессу" свирепой цензурой крайне затруднительно... Со стороны власти внимание к процессу было тоже до странности незначительным. Видимо, власть сама поверила в неспособность прокуратуры эффективно провести процесс и вместо того, чтобы пиарить обвинение и разъяснять его позицию, все силы направила на создание отрицательного образа главного подсудимого... А ведь даже наличие политического заказа в принципе не исключало демонстрации способности власти решать политические задачи в честном юридическом состязании ".

То есть по факту получается, что власть не усмотрела имиджевой составляющей процесса. Интересно, что г-н Никонов во "Временах" у Познера в воскресенье говорил примерно то же. Рассуждая об уроках, которые из этого дела должны извлечь государство и бизнес, Никонов сформулировал в таком духе, что бизнес теперь понял, что не надо подменять государство, а надо платить налоги. Ну а государство должно понять, что действовать надо элегантнее слона в посудной лавке, а еще - надо заниматься правильным пиаром, поскольку у ЮКОСа-то он был получше.

Выходит, что для государства здесь был важнее имидж. То есть, скорее всего, для власти существенней был итог, но, вот с имиджем-то в самом деле есть проблемы - отмечаемые столь разными обозревателями-политологами.

Видимо, ситуация в самом деле созрела, поскольку в это же самое время "Известия" сообщили, что в сентябре начнет вещание англоязычный информационный телеканал Russia Today TV, рассчитанный на иностранных телезрителей ("Кремль работает на имидж", Евгений Кузин, 6 июня). Уточнив, что одним из организаторов "русского CNN" выступает государственное РИА "Новости": " Главной задачей телеканала станет формирование правильного имиджа России за рубежом, прежде всего в Европе и США... По информации "Известий", решение о создании англоязычного информканала Russia Today TV (RT TV) было принято в марте в администрации президента. Инициатором его появления выступили пресс-секретарь Владимира Путина Алексей Громов и советник президента Михаил Лесин". Через два дня после этой известинской "утечки" факт стал окончательным фактом, по поводу которого отписались все возможные СМИ.

Любопытнее всего тут нюанс: почему в марте-то решили канал создавать? Может, на это решение повлияли проблемы с имиджестроением, возникшие во время вышеупомянутого процесса? Имидж-то собирались начать улучшать давно, г-н Лесин про это говорил еще четыре года назад. Ну а первый скептический отклик последовал еще до официального объявления проекта ("Канал имени Moscow'ы", Андрей Колесников, Газета.ру):

" Возрождается целая забытая профессия. Казалось бы, специалисты по иновещанию и инописанию - мертвая специальность. И это правда, потому что секреты старых мастеров уже давно забыты и в новых обстоятельствах неэффективны. Отсюда и резкое омоложение менеджмента нового иновещания. Цинизм молодости и чуткое руководство государственных идеологов дадут на выходе феерический продукт в жанре "искусство для искусства".

Потому что трудно себе представить реального потребителя абсолютно виртуального продукта, пропагандирующего то, в существование чего в англоязычном мире просто по определению не верят, а именно светлый образ вегетарианской России.

Самое интересное, что все вышеперечисленные сомнения отнюдь не отменяют задачу по исправлению имиджа России. Но пропагандировать можно только то, что существует в действительности".

Последняя фраза все же избыточно оптимистична. Пример - медийный успех фильма Алексея Федорченко "Первые на Луне", о том, что " первая космическая ракета с человеком на борту стартовала 16 марта 1938 года, больше чем на 20 лет опередив полет Юрия Гагарина. И была она советской, и управлял ею герой гражданской войны летчик Иван Харламов". А кредо автора такое: " То, что было, - должно быть снято, что снято - то было".

Тоже, кончено, не умственный прорыв, но любопытно другое: ведь если общественное внимание обращается к имиджу - значит, в природе наблюдается некоторое равновесие. Ни власть, ни общество не понимают, как именно обстоят дела - то ли зашибись, то ли хуже некуда. А только в таких равновесных ситуациях имиджевое строительство работать и может, поясняя, как все на самом деле. Мало того, только в состоянии неопределенности внимание к имиджу возникнуть и может. Просто потому, что это внимание для власти предполагает учет того, как ее воспринимают окружающие. А к чему заботиться об их восприятии, если дела идут лучше некуда?

С этой темой отчасти рифмуется история про "Известия" и "Газпром-медиа". История несколько смутная, поскольку с одной стороны дело там экономическое, а не имиждевое, а с другой - вроде бы и наоборот. 2 июля на сайте "Газпром-Медиа" было сообщено о том, что "Медиа-холдинг "Газпром-Медиа" приобрел у ЗАО "Издательский дом "Проф-Медиа" 50,19% акций ОАО "Редакция газеты "Известия"".

В изложении "Политкома" ("Сделка с новостью",
Светлана Самойлова):

" Покупка одной из самых авторитетных газет России прогосударственным холдингом "Газпром-медиа" вызвало в России предположение о намерении Кремля расширить свое влияние на СМИ... В действительности газета "Известия" является убыточным бизнесом. Как заявил президент ИД Родионова Алексей Волин, "денег "Известия" не приносят... головной боли - масса, неприятности - регулярно, а закрыть их нельзя, потому что газета считается национальным достоянием".

Все же "Политком" предполагает, что не все так рыночно:

" Владение печатными СМИ частными компаниями в России накладывает на них ряд негласных политических обязательств, связанных с политкорректностью и определенной степенью лояльности нынешней власти... Покупка газеты "Известия" стала продолжением линии на огосударствление СМИ... Кроме того, через два года в России пройдут выборы, и расширение влияния на СМИ для государства становится весьма актуальным, тем более что конкурентная борьба на политическом поле будет ужесточаться и контроль над масс-медиа в этих условиях является одним из самых значимых ресурсов".

Конечно, это очень свежая мысль - о том, что выборы через два года и т.п. Под этот факт жизни уже можно подверстывать любые колебания политических воздухов. Тем не менее в сумме возобладала гипотеза огосударствления, но, коль скоро так гармонично совмещаются и рыночность, и политические нюансы, то счастливыми должны стать все, кроме, разумеется, журналистов.

По части журналистских судеб можно добавить, что, согласно тому же источнику "Известия", " формально покупателем газеты станет банк "Еврофинанс", который является партнером "Газпром-Медиа". В СМИ циркулируют слухи, что эта компания намерена приобрести и пакет акций "REN-TV"".

С частной точки зрения тему "Известий" полностью раскрыл г-н Бовт, написавший про это громадную колонку в Газете.ру ("Олигарх, который боялся"), читать которую следует безусловно, учитывая, хотя бы, кем был в "Известиях" Бовт. Вывод, кстати, в целом оптимистичен, хотя и амбивалентен: " Это я, собственно, все к тому, что "подвешенный за никель" олигарх вовсе не является никаким гарантом свободы слова, а посему формальный переход издания под крышу "Газпрома" сам по себе еще не является свидетельством ее, свободы, "удушения"".

В собственно политическом поле заботы об имидже также происходят, хотя и в очень странной форме. "НГ", например, сообщила ("Касьянов шагнул в маргиналы", Александра Самарина, 6 июня) о том, что Касьянов собирался возглавить Демократическую партию России - " одну из старейших политических структур либерального толка". Партия так себе, ей лет 15, электорат отсутствует.

Раздобыв эту новость, "НГ" принялась в ней сомневаться, напоминая, что еще в марте Касьянов заявлял, что не собирается возглавлять какую-либо партию. Ему, видите ли, казалось это нецелесообразным, а хотелось ему сделать " усилия в плане объединения демократических сил, и не обязательно либерально-правоцентристских..."

В ДПР официально эту историю отрицают, но некий источник оттуда конфиденциально указал " на некоторые признаки состоявшегося альянса". Признаки - шикарны: председатель ЦК партии Андрей Богданов заметил корру "НГ" о том, что " и сам он Касьянову человек не чужой: как выяснилось, оба закончили одну и ту же солнцевскую среднюю школу # 1000". Но с точки зрения консолидации демократических сил выходит полная ерунда: вот уж "Яблоко" или СПС все бросят и ринутся соединяться с ДПР... Им бы от Рыжкова с его консерваторами отбояриться.

"НГ" цинически предполагает, что тут важна " привлекательность демпартии как структуры, лишенной амбициозного лидера и сравнительно дешевой в содержании". То есть средств на свою политику Касьянов не привлек, и это чисто имиджевое мероприятие. Но зачем? По логике НГ, дело в том, что Касьянов хочет обеспечить личную безопасность. Вот наедет Генпрокуратура на касьяновский бизнес, а у него - партия, тут-то Запад сразу за него вступится, потому что сообразит, что имеет место политическое преследование.

Сомнительно, но всякое бывает. Впрочем, тогда аналогичная схема может быть распространена и на действующие партии, а раз уж термин "партийное крышевание" не в ходу, то, значит, нет и распространенной практики такого рода. Или надо предполагать, что именно СПС уберегла Чубайса от отставки?

Разумеется, в истории с Евстафьевым без пиара тоже не обошлось, только был он вовсе странным: сразу после аварии говорить о том, что необходимо поднять тарифы, это конструктивно только с точки зрения привлечения внимания Генпрокуратуры. Впрочем, можно считать, что тут все-таки был крупный успех, поскольку данный мессидж возбудил и президента: " Я обращаю внимание председателя правительства на цинизм и очевидную профессиональную непригодность руководства 'Мосэнерго'". Причем, "Коммерсант" 7 июня даже указал на то, что Путин зачитывал эти строгие слова по личному блокноту, то есть - написал лично сам. Ну, или захотел, чтобы именно на это обратили внимание. Что и продемонстрировало правильный подход к имиджу. Потому что правильный имидж должен строиться коротко и ясно.

Другой пример такого подхода на неделе продемонстрировал г-н Колесников. Во время "Воскресного вечера на телеканале НТВ" он столь же прямо сообщил, что " останавливаться на достигнутом в борьбе с олигархами Генпрокуратура не собирается. Более того, по словам г-на Колесникова, у его ведомства в этой области уже есть "задел""( Время новостей", "Есть у нас еще дома дела", 7 июня, Виктор Пауков).

Кто следующий, он не уточнил, но "Он был по-деловому краток. " У нас в обойме есть дела. Могу сказать, это дело (ЮКОСа. - Ред.) - не последнее"". Нюанс, разумеется, в том, что Колесников на посту замгенпрокурора отличается завидными прогностическими способностями. Все же помнят, как накануне начала все того же судебного процесса, Колесников в одном из интервью сокрушался, что " из-за мягкости российских законов больше десяти лет колонии Ходорковскому вряд ли дадут".

Конечно, в прогнозах может и он ошибиться, зато - имидж подтвержден. Ему бы, Колесникову, курсы организовать для GR-щиков. Вот смогут они убедительно про обойму говорить - все у них получится. К проекту " Russia Today" это тоже относится.

       
Print version Распечатать