Скины, красные скины, гей-скины и эмо

От редакции: утром 10 октября при выходе из подъезда некто Филатов Федор Васильевич подвергся нападению четверых неизвестных, вооруженных ножами. Получив многочисленные ножевые ранения, гр-н Филатов был доставлен в больницу, где и скончался не приходя в сознание...

Федор Филатов был более известен в своей среде как "Федяй". А сама его среда представляла собой группировку скинхедов. Но не таких скинов, к каким мы привыкли - нацистов, - а наоборот, скинов-антифа. Федор Филатов был одним из основателей движения Moscow Trojan Skinheads, сообщества скинхедов-антирасистов из Москвы и Московской области. Новое убийство в своей среде антифа обещают не забыть и не простить...

Но кто все эти люди? Откуда они взялись? Зачем они воюют друг с другом? Нам попыталась помочь социолог из Петербурга - столицы скин-движения России, - Тамара Островская.

В последнее время в прессе все чаще мелькают гневные статьи о нападениях "скинхедов" на иностранцев и граждан бывших союзных республик. Президент выражает обеспокоенность ростом ксенофобии в Российской Федерации. Отечество в опасности? Вряд ли. СМИ чаще всего не утруждают себя тем, чтобы разобраться: а кто, собственно, такие эти безликие "скинхеды", которых по умолчанию нужно бояться и ненавидеть? Те, кто пишет более "серьезные" статьи, обычно начинают издалека: движение скинхедов на самом деле зародилось в Англии в 1968-1969 гг, они не были расистами, напротив, с уважением относились к "черным", слушали ска и регги. Да и короткая стрижка напоминала прически ямайских "руди-бойз" (первые скинхеды на самом деле не стриглись под ноль, кличку "бритоголовые" им дали их длинноволосые противники). В скинхеды шла обычная молодежь из "низов", которым не нравились местные хиппи - играющие в "протест" сынки богатых родителей - и менее обеспеченные "теды" и "моды", которые одевались не по средствам и стремились выглядеть богатыми бездельниками, хотя были детьми "среднего класса" или простых рабочих. Для тогдашних неформальных групп стиль одежды был не просто важен, он являлся определяющим и не утратил этой своей функции до сих пор. Так, например, "теды" одевались в стиле начала века, а "моды" наоборот стремились одеваться ультрамодно. Скинхеды первой волны носили одежду докеров: "донки" - теплые грубошерстные куртки или полупальто, грубые брюки с "вечной стрелкой" и тяжелую обувь фирмы "Dr. Martens'". Такой дресс-код подчеркивал, что они гордятся своей принадлежностью к рабочему классу. "Тедам" и "модам" сильно доставалось от них за снобизм, в уличных драках было порвано немало модных тряпок. Справедливости ради стоит отметить, что по большей части дрались друг с другом сами теды и моды. Не любили первые скинхеды и пакистанцев - "паки". Автор одной из статей скромно утверждает, что это была обычная "ненависть фабричных рабочих к лавочникам".

Вторая волна британских скинхедов пришлась на период экономического кризиса, когда премьер-министром была Маргарет Тэтчер. В этот период безработица охватывала целые графства, и одновременно с этим наблюдался приток дешевой рабочей силы: азиатов, африканцев. Безработная молодежь обвиняла во всем не правительство, а иммигрантов, которые "отняли" у них рабочие места. У скинхедов новой волны появилась своя музыка в стиле "Ой!" (близкая к пост-панку), с текстами откровенно нацистского содержания. Их одежда была максимально приспособлена к уличным дракам и стала классической для всех последующих скинхедов: куртки без воротника ("бомберы"), за которые невозможно схватить, плотные джинсы и неизменные тяжелые ботинки с высокими голенищами. "Старые" скинхеды, казалось бы, уже сошедшие со сцены, начали учить молодых расистов уму-разуму привычным методом - кулаками, пинками "мартинсов". Так появились скинхеды-антифашисты - "ред скинс", которые затем объединились в такие известные организации, как SHARP (Skin Heads Against Racist Prejudice) и RASH (Red & Anarchist Skin Heads). Уличные драки антифашистов с наци выдавались тогдашними СМИ за "разборки в среде нацистов". Более того, британские журналисты, сами того не желая, создали романтический образ брутального наци-скинхеда. То же самое делают и некоторые наши журналисты, которые в стиле детских страшилок рассказывают о тайных бункерах и секретных лагерях, где тренируются героические арийцы. Эти арийцы-физкультурники являют собой отличный пример для подражания: не пьют водку, не употребляют наркотиков, не шляются по сомнительным заведениям, одеваются скромно, любят Родину. Только что знака ГТО на груди нет.

В настоящий момент движение скинхедов за рубежом можно охарактеризовать следующим образом. Самое многочисленное "правое" крыло составляют наци, они же "бонхеды", "костяные головы" (такую кличку им дали антифашисты), левое крыло составляют "шарпы", среди которых много национальных и сексуальных меньшинств, ультралевыми являются "раши", а в центре находятся аполитичные "трады", которые придерживаются "spirit-69", т. е. просто слушают музыку в стиле "ска" и "ой!" и носят соответствующую одежду, как первые скинхеды. Все то же самое есть сейчас в РФ, хотя и в несколько ином процентном соотношении. Встретить скинхеда-антифашиста удается далеко не всем, о традах или гей-скинах мало кто слышал, а пишут единицы. Впрочем, все это скорее теория, и реальное положение дел известно только самим скинхедам и тем, кто с ними "работает". Чтобы не создать одностороннего впечатления о русских скинах, мы взяли два интервью: у социолога, который вращается в неформальной среде (назовем его А. Штернберг), и у начальника отдела мониторинга молодежных субкультур санкт-петербургского Городского центра профилактики безнадзорности и наркозависимости несовершеннолетних Владимира Александровича Гущина.

Что из себя представляют отечественные скинхеды? Рассказывает А. Штернберг.

В начале 90-х в Москве появились первые наци, в середине 90-х движение наци начало развиваться. "Русским национальным союзом" издавалась газета "Штурмовик", в которой русских скинов знакомили с западным опытом. В том числе учили, как нужно одеваться. Для многих отечественных наци примером служили образы из фильма "Ромпер Стомпер" (в русском прокате - "Скины") реж. Д. Райта.

Скины редко совершали нападения на иностранцев, в основном это были их соотечественники. Главными врагами русской нации считали рэперов. Вина последних заключалась в том, что они копировали чуждую русским культуру "черных". В Москве была даже группировка, ставившая целью очистку города от бомжей и алкашей, т. е. неполноценных людей, позорящих белую расу.

Журналисты, не вдаваясь в тонкости классификации европейских скинхедов, создали у населения впечатление, что слова "скинхед" и "нацист" - это синонимы.

"Антифа" заявила о себе в конце 90-х. Первыми представителями этого движения стали панки-анархисты, "красные скины" появились чуть позже. Наши скинхеды-антифашисты в основном - раши, они более идеологизированные, по убеждениям - анархисты и коммунисты, но больше среди них анархистов. Очень редко можно встретить шарпов. Антифашисты слушают "ой!", ска, хардкор. Наци слушают тоже "ой!", но нацистского толка и наши группы с идеологизированными текстами.

Сейчас в НБП нацистов меньше, в питерском отделении их нет вообще.

Наци-скинхеды сейчас не одеваются как "правильные скины" и реже бреют голову, стараются маскироваться. Среди скинхедов много футбольных фанатов, но неверно было бы утверждать, что среди фанатов - много скинхедов. Скинхеды могут ходить в шарфе своей футбольной команды и во время акций прикрывать им лицо.

Антифашисты в одежде больше подражают первым скинхедам и носят одежду и обувь оригинальных европейских марок, которой не было в 90-е.

Для них принадлежность к субкультуре важна, так как на западе она была левой, пролетарской. Это изначально идеологизированные люди, и в круг их интересов входит не только борьба с наци, но и антиглобализм, экология, фронт освобождения животных и т. д. Одни и те же люди в разных акциях выступают от имени разных групп. Один день он кормит бездомных, другой - бьет нацистов, третий - выпускает животных с фермы.

Например, движение "Еда вместо бомб" бесплатно кормит бомжей и всех желающих вегетарианской едой. После одной из таких акций, кстати, был убит Тимур Качарава.

К либералам питерские антифашисты относились терпимо, пока те не объединились с НБП и прочими националистскими организациями, так как по большей части "Антифа" состоит из анархистов. Анархисты в принципе против любых госструктур, в том числе и демократического общества.

Можно ли утверждать, что наци-скинхедов контролировали какие-либо политические партии, организации?

"Народная национальная партия" с самого начала привлекала молодых расистов. В 2000 г. в Санкт-Петербурге сформировалась мощная группировка наци, которая стала основой для создания "Партии свободы" Юрия Беляева. Собирались бонхеды в "Теплой Трубе" (подземный переход на Невском пр. у ст. м. "Гостиный двор"). Лидером этой тусовки был Святослав Смирнов, погибший в 2001 при загадочных обстоятельствах. У истоков этой организации стоял и бывший лидер питерского НБП Андрей Гребнев (погибший при обстоятельствах не менее загадочных). С выходцами из этой тусовки - "Боевой террористической организацией" - связано громкое дело о питерских скинхедах. Когда Гребнев руководил отделением НБП, в нем было много скинхедов. Более того, первые скины принимали участие в организации этого отделения. Их использовали в качестве ударной силы.

Бывшие скинхеды могут прийти куда угодно, например, в РОНС, ЕСМ или КПРФ. Скинхедов привлекали "Славянский союз" Демушкина, "Национал-социалистическое общество", но в целом группировки скинхедов действуют независимо от политических структур, и приказов им никто не отдает. ДПНИ, как самая раскрученная из подобных организаций, привлекает их, но не делает ставки на скинхедов. Им нужно не насилие, а изменение общественного мнения в свою пользу. У них более респектабельный имидж.

Стоит ли опасаться наци-скинов как реальной силы?

В СМИ муссируется тема, что их более 70 тысяч по стране, но представители антифа говорят, что это полная чушь. Их гораздо меньше, а опасных "бойцов" можно считать сотнями даже в крупных городах. В то же время, им легко приписывают любые преступления, где жертвами выступали нацменьшинства.

Кому выгодно считать их реальной силой?

Многим. Госструктуры оправдывают борьбой с "ксенофобами" ужесточение контроля за молодежными неформальными движениями. Контролируют даже таких невинных "неформалов", как готы и эмо. Либералы могут заявить, что скинхеды действуют по заказу госструктур (хотя финансирование экстремистских группировок на высшем уровне вряд ли возможно). Бонхедам нравится, что все считают, что их много и они страшные.

Кто-то может нанять бонхедов для силовой акции или для дискредитации политического противника на выборах местного масштаба, но это происходит крайне редко. Несколько лет назад нацисты даже вышли "поддержать" кандидата еврейской национальности.

Бороться нужно не со скинхедами, а с преступностью. Любой. Независимо от убеждений преступников. Численность скинхедов преувеличивают, но в некоторых регионах насилие продолжается, и количество ксенофобов будет расти. Бонхеды не несут вреда социальному строю, но опасны, как и любые экстремисты. С каждым годом убийств, нападений на почве расизма все больше. В основном это стычки между наци и антифа. Правда, убитых представителей антифа можно пересчитать по пальцам.

Субкультурные разборки одно время перешли на второй план, и бонхеды нападали на представителей нацменьшинств, но сейчас их занимают в основном ред скинс, "разлагающие" нацию, или те, кто, по их мнению, похож на антифа - роллеры, скейтбордисты. Были даже случаи нападения на ветеранов войны - правда, не в Питере. На пенсионерку, торговавшую коммунистическими газетами. Нападают и на эмо, как упадническую, дегенератскую субкультуру.

Ходят слухи, что скинхедов кто-то финансирует. Так ли это?

Не думаю, что на высоком уровне это возможно. Никто не будет платить деньги за то, что ты скинхед. Это все равно что финансировать панков или хиппи. В принципе субкультуры не нуждаются ни в каком финансировании, это не организация с какими-то офисами и бухгалтерией, чтобы вести отчетность. То же касается и "Антифа". По слухам, их финансируют какие-то западные организации, но на деле это их частная инициатива, это неформальное сообщество, в котором все держится на энтузиазме участников.

Раз уж мы заговорили о субкультуре - каков средний возраст скинхеда? Не является ли эта "ксенофобия" обычным увлечением внешней атрибутикой, которое пройдет со временем?

Есть люди, которые в юности были скинами, а затем остались нацистами или радикальными националистами. Они уже не выглядят как скинхеды и не принимают участия в акциях, но иногда передают опыт младшим товарищам.

Средний возраст скинхеда 18-20 лет, как наци, так и антифа. И те и другие - в основном студенты, т. е. наиболее политически активная на сегодня часть населения.

Некоторые авторы статей о скинхедах, напр., А. Тарасов, считают, что наци-скинхеды - это дети периода реформ, на чье сознание повлияло изменение официальной идеологии, классовое расслоение в обществе. Утверждается, что скинхеды-нацисты - малообразованная молодежь из малообеспеченных семей, дети алкоголиков, учащиеся ПТУ. Насколько это соответствует действительности?

Нет, и в среде бонхедов, и в "Антифа" преобладают студенты достаточно престижных вузов. Бонхеды не глупы. Во всяком случае, не глупее любого антифашиста. Другое дело, что само это движение неоднородно. Среди "скинхедов" попадаются разные люди - фанатики, готовые убивать по идеологическим причинам, и простые школьники, пришедшие за компанию. Точно так же и группа обычных гопников может избить азербайджанца.

Возможно ли проникновение нацистов во властные структуры? Например, лидер ДПНИ А. Белов несколько лет назад хвалился в интервью своими связями с представителями власти.

Нацистов там нет. Лидер ДПНИ многое говорит, но не стоит этому верить. Конечно, среди депутатов есть люди разных политических взглядов. В том числе и симпатизирующие националистам, но не нацистам ни в коем случае.

Может ли существование "Антифа" решить проблему ксенофобии в России?

Вряд ли. Война между группировками может стать скорее лишней проблемой для общества.

Что представляет большую опасность - экстремистские группировки скинхедов или "бытовая" ксенофобия?

Я не считаю, что Россия - более ксенофобская страна, чем другие. Возможно, в каких-то странах статистика иная. Официальная пропаганда "толерантности" в США или странах Западной Европы ведется более интенсивно, но это не дает оснований утверждать, что в России более высокий уровень ксенофобии.

Возможно, национальный вопрос недостаточно эффективно решается правительством.

Идет такой же вал нелегальных иммигрантов, попытки урегулировать их численность бесплодны, квоты по их въезду на территорию РФ и так достаточно велики. Сложно требовать от населения терпимого отношения к нелегалам, которых год от года становится все больше. В связи с этим и антифашизм выглядит достаточно актуально. Сейчас я замечаю увеличение численности рашей, это становится модой, тогда как мода на наци-скинхедов проходит.

Когда мы попросили В. А. Гущина охарактеризовать субкультуру скинхедов, Владимир Александрович просто ошарашил нас ответом. Были скинхеды - стали эмо!

В 2003 г. движение "вайт пауэр" перестало существовать как таковое, т. е. движение с четкими границами. Рамки субкультуры стерлись, и специфическая атрибутика сошла на нет. Ксенофобские настроения проявляются в иных неформальных группах, к скинхедам отношения не имеющих, напр. среди ролевиков. У них есть именно настроения, но нет специальных нацистских формирований. Кстати, в статье А. Рудницкой об антифашистах упоминается экстремистская группа под названием "Mad Crowd", которой давно не существует. У реконструкторов есть несколько неонацистских подразделений (это связано с язычеством). Ксенофобские настроения имеют место в группах, не имеющих к субкультурам никакого отношения, например, в рабочих коллективах. Попытки определить степень ксенофобских настроений среди населения зачастую проваливались по причине идиотски заданных вопросов. Например, на вопрос "Согласны ли вы с утверждением "Россия - для русских??" ответили "да" 70% населения. Вывод: 70% населения являются носителями ксенофобских настроений.

Молодежная субкультура скинхедов могла бы перейти в общественно-политическое движение, но они этого не сделали и распространились, как метастазы, по группам, с которыми соприкасались.

Субкультура называлась нами "вайт пауэр" условно, потому что значительную часть ее составляла обычная шпана с окраин, примкнувшая к боевым группам просто потому, что не нашлось более подходящей аполитичной, неагрессивной и неинтеллектуальной субкультуры. Сначала молодежь этого типа пробовала присоединиться к готам, но данная субкультура оказалась для нее слишком "интеллектуальной". В данный момент самой удобной для них субкультурой стали эмо. В движении эмо начали появляться даже вчерашние скинхеды, которых привлекала только внешняя атрибутика (подростки, оказавшиеся в этой среде случайно). Бывали случаи, когда в тусовку эмо приходили наци, чтобы усовестить бывших товарищей.

Какова структура движения скинхедов?

Фактически, в 90-е наблюдалось параллельное формирование общественно-политических движений с ксенофобской идеологией и существование периферийных, ни с кем не связанных групп молодежи, которые называли себя скинхедами. Среди мелких периферийных групп были постоянные "терки" на предмет чистоты идеологии и права называться истинными скинхедами. В то же время они представляли собой обычные криминальные группировки. Например, питерская группа "Белые ангелы" занималась откровенным гоп-стопом, отбирая мобильники у прохожих, этим же не брезговали и "Mad Crowd".

Перед тем, в советские годы, была волна "фашиков", подростков, играющих в нацистов. Эти игры начались с просмотра сериала "17 мгновений весны". К примеру, в 1984-1989 гг существовала "Группа Хофмана"; состоявшие в ней подростки носили нацистскую символику, выкапывали оружие времен ВОВ, избивали евреев и кавказцев. Впоследствии из "фашиков" сформировался NF - "Национальный фронт".

Начиная с 1993 г. появилась новая, русофильская тенденция, это было связано с притоком в РФ "лиц кавказской национальности". В 1998-2000 гг мода на скинхедов распространилась среди подростков. Эти подростки, считавшие себя скинхедами, имели весьма смутное представление об идеологии скинхедов и не причисляли себя ни к бонхедам, ни к антифашистам. В "вайт пауэр" приходили дети из малообеспеченных семей, дети бюджетников. Встречались среди них и представители нацменьшинств, например, евреи. В этом возрасте существует потребность в протестных действиях против государства, благодаря которому они стали менее обеспеченными, чем их сверстники. Ксенофобия - лишь средство удовлетворения такой потребности, а не самоцель.

Антифашисты представляют собой реальный противовес ксенофобским настроениям в неформальных группах, где есть такие настроения. Тенденция эта обусловлена в основном модой: сейчас немодно быть нацистом и модно - антифа. В основном это панки-анархисты. Ред-скинс как таковых очень мало. Традов чуть больше, они тяготеют к философии "стрэйт-эйдж" и ближе к "красным" и анархистам.

Гей-скины стоят особняком, это обычные геи, практикующие садо-мазо и использующие нацистскую символику. В некоторых группах наци-скинхедов тоже имеют место гомосексуальные связи, но об этом не принято говорить вслух.

Каковы методы работы с наци-скинхедами?

В данном случае наиболее эффективна методика запугивания - милицейские рейды, работа через школы, с социальными педагогами, беседы с родителями.

Это самая большая ошибка СМИ - уверенность в том, что скинхедов не контролируют соответствующие органы. Контроль на территории Петербурга есть, и достаточно жесткий. В Москве он тоже осуществляется, хотя и менее эффективен.

Естественно, такая методика не может применяться к общественно-политическим движениям. Общественно-политические движения формируются из совершеннолетних нацистов, но именно субкультуру скинхедов составляли подростки.

Правомерно ли считать скинхедов лицом русской ксенофобии?

Об этом говорить уже не приходится. О движении рашей и шарпов - тоже, их в Петербурге менее 200 человек. Таджикская девочка была убита не представителями "движения скинхедов", а группой молодых людей с националистическими убеждениями, не носившей нацистской символики. Если они и были на кого-то похожи, то скорее на футбольных фанатов.

Ходят слухи, что последователи "Mad Crowd" и "Группы Боровикова" имеют сеть откровенно террористических организаций с глубокой степенью конспирации, но именно к субкультуре это отношения уже не имеет. Истинные наци уже мало напоминают классический образ "бритоголового", они предпочитают содержание форме.

Существуют немногочисленные периферийные группировки, которые могут быть организованы общественно-политическим движением (как, например, в 2006 г. ДПНИ объединило московских скинхедов для участия в серии погромов в связи с событиями в Кондопоге). Сейчас эти группы реже участвуют в силовых акциях, но являются своего рода пороховой бочкой. Вопрос в том, кто, когда и как может их консолидировать. В 2006 г. у ДПНИ это получилось, пусть ненадолго. Может получиться и у кого-то еще.

       
Print version Распечатать