Сегодня в нашем клубе будет марш...

Бродит, бродит по России призрак большого бренда: ноябрьский "Правый марш" наделал немало шума в 2005 году и многим внушил добрую надежду. В 2006-м он разделился на "Русский марш" и "Молитвенное стояние" православных. Шума было еще больше, а вот надежды и драйва - помене. Однако новая праздничная традиция, кажется, утвердилась: 4 ноября в Москве проходят гражданские манифестации патриотической направленности, правооппозиционные по духу своему. В 2007 году следует ожидать того же, и дай Бог, чтобы все прошло мирно. Если кому-то не дают вырасти прекрасным принцем, то он все равно вырастет и будет принцем. Только уродливым.

По весне оранжевые решили мазнуть себя красненьким, перехватить инициативу и ломануть на улицу маршами несогласных, пытаясь создать новый митинговый бренд в духе леволиберальной оппозиционности. Пока это, так сказать, problem in progress и не ясно, родится ли полноценный брендище, или же затея сдуется продырявленным шариком. Больше похоже на второе, но окончательно вопрос этот прояснится после московского "Марша несогласных" 14 апреля.

Но вот и государство сделало попытку "перехватить бренд". Марш? Пусть пройдет марш! Но это будет правильный марш. По словам председателя Лиги консервативной журналистики Павла Святенкова, правительство начало уделять разного рода маршам, особенно связанным с молодежью, даже больше внимания, чем они того стоят как мероприятия протестного характера: гораздо важнее не угроза, от них исходящая (по правде сказать, ничтожная), а способность ценностного сплочения больших групп "маршевиков". На фоне идеологической беззубости правящей политической элиты массовые манифестации и впрямь обретают статус серьезного фактора политической жизни. Естественно, государство делает свой ход: если есть парни, готовые поддержать оппозицию, должны появиться парни, поддерживающие правительственный курс, но только не наемные "черепа", тупо выстроенные вокруг мизерной группки "актива на жаловании", а настоящие. Которые за идею, а не за деньги. Большой формат одним реализмом не обходится: нужна романтическая основа.

В истории и политологии существует четкое различие между понятиями "официальный" и "официозный". Первое предполагает прямую открытую связь между определенным заявлением, действием, функционированием средства массовой информации и правительственными учреждениями. Официоз - совсем другое дело. Суть того же самого (заявления, действия, работы средства массовой информации) может быть проправительственной или даже предлагать более концентрированную версию, чем собственно официальная. Но никакой "прямой открытой связи" не окажется, или, во всяком случае, проследить ее будет проблематично. Официоз, в конце концов, романтичнее. Так, например, в XIX столетии официозного медиабосса пытались сделать из Каткова, но он был слишком неукротим. В начале XX века официозом стала довольно слабая газета "Россия". В XXI - Дугин и его евразийцы.

Именно евразийцы затеяли устроить 8 апреля, в Пасхальное воскресенье, "Имперский марш". Он-то и сыграл роль добротного официоза. А Пасху использовали в качестве "удобного момента для медийного event'а".

Число собравшихся на митинг у памятника Маяковскому - примерно 400-500 человек. Эта цифра достаточно точна: подсчет производился автором этих строк по шеренгам и головам минут через тридцать после начала митинга (московские власти не позволили провести марш). Трибунный президиум возглавлял махатма Дугин, несколько молодых евразийских активистов, публицист Карпец и "писатель-фундаменталист" (так его официально представили) Езеров. Представлена была и "Россия молодая". По большому счету, собрание вышло не особенно представительным.

Речи раздавались имперские, и в этом ничего худого нет - чем ближе Россия к империи, тем ближе она к своему естественному состоянию. Но с изъявлением верноподданнических чувств участники митинга несколько переборщили. Невозможно быть католиком больше, чем папа римский, хотя люди и не перестают делать попытки. Вот слова одного из ораторов: "Нельзя допустить, чтобы мир был однополярным! Так говорил Владимир Владимирович, и говорил он это в Мюнхене. Нам надо поддержать его и объединиться. Слава Мюнхену! Слава Путину! Слава империи!" Э-э... Даже на официальных уличных мероприятиях организаторы гнут линию поумнее...

Пасхальная приуроченность "Имперского марша" да и общая его направленность предполагали наличие мощного православного сектора в составе участников. В общем, чего ж естественнее: Пасха - большая радость для всех христиан, праздник светлый и веселый, как Рождество Христово. Правильно было бы видеть в Пасхальное воскресенье большой крестный ход в столице, и не меньше того - в Санкт-Петербурге. Да и во всех крупных городах, если рассудить здраво. На Пасху люди целуются прямо на улицах, потому что Христос воскрес! Так и было у нас когда-то, отчего же не возвращается? Неудобно? Да удобно! Просто никто не брался как следует за это дело, нужен почин, нужна воля. Кроме того, православная основа для русской имперской идеи - нечто вроде медицинской нормы явления. Точно так же, как и для самой Российской империи, бывшей и будущей. Возникает вопрос: был ли у евразийцев шанс отработать эту позицию на полную катушку? Не знаю.

Вернее, теперь знаю. Результат действа четко показывает: нет, такого шанса не существовало.

Мероприятие началось с молебна, отслуженного о. Кириллом Сахаровым, что отрадно. Однако "православный сектор" был представлен на митинге весьма слабо. Ни единой хоругви. Ни единого флага с христианской символикой. На трибуне из сколько-нибудь значительных людей православную общественность представлял один Илья Бражников, глава электронного ресурса pravaya.ru. Выступающие предваряли свои речи возгласом "Христос воскресе!". В ответ небольшой процент участников митинга нестройно побуркивал: "Воистину воскресе..." Худо, очень худо сочетались с этим небодрым бормотанием флаги Международного евразийского движения и ЕСМ с изображением "восьмистрелочников", кои никак, даже при самой большой натяжке, невозможно связать с христианской традицией.

Итог: перехват бренда не удался. Митинг евразийцев уступал и по масштабу, и по составу фигурантов как "Русскому маршу", так и молитвенному стоянию православных. Но они хотя бы обозначили свое одинокое существование в политической жизни и претензию занять чужую территорию. Итог для русских православных государственников, имперцев: не занята ниша их собственной гражданской манифестации, "беспримесной"; сил достаточно, чтобы ни с кем не блокироваться. Ну и хватит лежебочничать, так можно проспать собственную жизнь! Самое время действовать.

       
Print version Распечатать