Школа маленького Зла

…у меня есть один способ оправдать эту жизнь:

уничтожить как можно больше частиц человеческого компоста.

Эколог, юрист, офисный убийца Дмитрий Виноградов, Манифест, 2012 год

Холодная рыба. Япония, 2010. Режиссер Сион Соно. Не шла в российском прокате.

Япония - Остров Несвободы: на среднестатистического жителя приходится 3 м2, на рядового японца гораздо меньше: 127 миллионов умещаются на 375 кв. км.; плотность 350 чел. на км2, в местах массового проживания каждому доступно менее м2. Тут выручают небоскребы, лестницы, лифты, то расширяющие, то сужающие пространство подвижные межкомнатные перегородки, и хорошие манеры: чтобы не затоптать друг друга японцы… практикуют поклоны. Если вы смотрите кино, где японцы не кланяются – это нечестно, или про паршивую молодежь, которую не жалко: взаимные поклоны тут общенациональное СЕМЕЙНОЕ ДЕЛО – совместный быт, производственный этикет, школа жизни. Японское кино это когда вам показывают: как жить, когда кланяться друг другу полезно, необязательно, или невыносимо. Соответственно, кинематограф Японии двулик и двусмыслен – одна половина - для мира, «что изволите», вторая и лучшая - для себя. Эта половина «с поклонами для себя» - психоаналитический аттракцион и безжалостно реалистичный и (как ни парадоксально:) НЕВЫНОСИМО фантазийный жанровый кино-продукт: Психоаналитический Практикум Насилия, Школа Работы с межчеловеческим Злом… Режиссеру Сиону Соно 51 год, 4 года назад он заработал международное признание романтическими «Откровениями любви» - лакомой, глазированной, экспортной мелодрамой; по собственному признанию, Сион от нее устал и немедленно... переплюнул! От «Холодной рыбы» (2010) начинается отсчет Нового времени, в котором японские поклоны обретают для мира не декоративно-ретроспективную, а смыслообразующую роль.

Жизнь Шамото похожа на сказку: он продает рыбу, не простую, аквариумную, и живет будто в аквариуме: тихо, незаметно, вот только молодая жена скучает, дочь вечерами пропадает на улице, ужинают молча. Шамото почти счастлив – это очень смирный, добрый, много кланяющийся человек. В паре кварталов материализуется мечта Шамото - аквариумный супермаркет с ЗОЛОТЫМИ рыбками, красивой хозяйкой и дюжиной обаятельных продавщиц. Хозяин супермаркета – добрый волшебник Мурата - приходит на помощь скромному коллеге: выручает из неприятностей, принимает участие в судьбе семьи, делает партнером. Мурата ЖАЛЕЕТ Шамоту - для начала приглашает в свой дружный коллектив его дочь. Затем шлепает и ублажает его лучшую половину. Потом подкладывает Шамото свою супругу и делает участником захватывающих приключений… «Приключениями» кровавые похождения Мурату выглядят лишь для нас; для Мураты это - быт, бизнес и Ничего Личного, Мурата уничтожает скверных бизнес-партнеров: пока «партнер работает», взаимодействует, Мурата улыбается и кланяется, как только «машинка ломается» – режет маленьким ножом на аленькие кусочки. Из невольного свидетеля за пару дней Шамото превращается в помощника, ученика и сына обаятельного Дракона. Он не сильно талантлив к злу, эта трогательная неуклюжесть – повод к явлению педагогического гения Мураты. Поверьте и проверьте плотную, темперированную, основанную на реальных фактах историю, не вписавшуюся в репертуар тоталитарных голливудских мультиплексов. В непрокатной судьбе «Холодной рыбы» можно усмотреть актуальную антиголливудскую логику: мета-сюжет концентрируется на неамериканском, неевропейском лице, на Зле в конкретном Настоящем времени, на Его выдающейся роли в Жизни и Судьбе современного маленького человека, кланяющегося индивидуалиста. Тута и здеся это лицо обзывают то офисным планктоном, то креативным классом – бессмысленно, некорректно. У него много персональных имен и одна судьба, всего пару дней назад он назывался Дима Виноградов.

У Франца Кафки (любимого автора Димы) есть притча о Санчо Пансе, одержимым бесом чтения рыцарских романов. В одно прекрасное утро материализовавшийся «бес чтения» пускается на поиски славы и завороженный почитатель следует за ним как апостол за Христом… И Кихот, и Христос причинили человечеству много житейских неприятностей; бескорыстие, странничество, «жалкий зрак», и «негде голову преклонить», и (главное:) - «Не мир я принес на Землю, но меч!» - это все и про Бога, и про Кихота, и про Санчо. А что с японским маленьким человеком? Тайное свободолюбие превращает Шамото в поклонника кошмарного Мураты и приподнимает его над безднами ада - священный ужас побеждает обывательский страх бытового насилия, освобождает рядового японца из плена человеческих, слишком человеческих демонов городского фольклора и голливудских стереотипов.

Америка – большая страна и типичный американский злодей довольно мелок. Обычно это инфицированный сверхидеей ретроградный маньяк - больше паразит, нежели садист; социальный верх – банальная секта, которую он третирует или терроризирует. Мурата – Другой. Не «недо-американский», а «сверх-американский человек» - гражданин мира, светлый, славный малый, обожает жизнь и открыт людям. Даже ведя двойную игру, Мурата ВЗВЕШИВАЕТ и СМАКУЕТ свою и чужую свободу, вокруг него процветает экономический порядок и повседневный позитив. Цена невелика: он профессионально, тихо разделывает «уволенных партнеров», может из них съесть чего-нибудь, а может и пожалеть… маленького доброго Шамото! Такой вот Человек из Народа, ударник потребительского рынка, баловень экономического чуда, золотая рыбка подводного царства, ему не стыдно КЛАНЯТЬСЯ - в отличии от д-ра Лектора, чудовищный мистер Мурата (то есть, вымечтавший его Шамото:) не тщеславный эскапист, он обыкновенный либерал.

       
Print version Распечатать