Россия и Европа – возможен ли союз?

От редакции. 22 мая в Хабаровске состоялся саммит Россия - ЕС. В связи с этим РЖ решил вновь вернуться к недавнему обсуждению проекта "большой сделки", предлагаемого Тимофеем Бордачевым. Свое видение сотрудничества он описал в книге "Новый стратегический союз. Россия и Европа перед вызовами XXI века", недавно опубликованной в издательстве "Европа".

РЖ предлагает описание проекта, интервью с самим автором, а также комментарии сторонних экспертов, представляющих как Европу, так и США.

* * *

Уже давно не секрет, что Европа, равно как и Россия, утрачивают привилегированный статус ключевых игроков современной миросистемы. Индия, Китай, «азиатские тигры» уже готовы перехватить у Запада эстафету в политической истории. США как самая мощная держава прекрасно понимает «куда дует ветер истории» и спешно перебрасывает свои интеллектуальные, военные и политические силы поближе к новому Гринвичу мировой истории, на статус которого уже вполне претендует Индийский океан.

В новом мире Европа, а вместе с ней и Россия, превращаются в рядовых игроков на "великой шахматной доске". Рано или поздно эти игроки – после того, как выветрятся все иллюзия относительно былого величия и могущества – будет вынуждены осознать всю уязвимость – как экономическую, так и военную – своего положения. И тут неизбежно встанет вопрос: что делать?

Свой ответ на этот извечный вопрос предлагает Тимофей Бордачев – ведущий эксперт по вопросам отношений России и Европейского союза, руководитель исследовательских программ ведущего российского "think tank" – Совета по внешней и оборонной политике (СВОП), заместитель главного редактора журнала "Россия в глобальной политике". В своей новой книге "Новый стратегический союз. Россия и Европа перед вызовами XXI века" он выдвигает программный тезис о необходимости заключения стратегического, прежде всего, энергетического союза между Россией и Европой.

Бордачев предлагает отказаться от "игры с нулевой суммой", в которой выигрыш одной стороны — непременно проигрыш другой. С его точки зрения, России и ЕС нужно найти в себе силы преодолеть взаимное недоверие и понять все выгоды пусть и рискованного, но все же возможного союза. Россия – самый крупный поставщик сырья в Европу, Европа – самый крупный потребитель российских природных богатств. При этом обстоятельства постоянно ссорят этих, вроде бы, естественных партнеров.

А ведь история – самого Евросоюза – уже знает примеры, когда даже некогда самые непримиримые стороны все же смогли нащупать почву для переговоров. Речь идет о Европейском объединении угля и стали (ECSC — European Coal and Steel Community), которое было создано ФРГ, Бельгией, Нидерландами, Люксембургом, Францией и Италией в 1951 году. Задачей этого союза – как известно - было объединение европейских ресурсов по производству стали и угля, которое, кстати, по мысли создателей, должно было предотвратить – и это удалось – очередную войну в Европе. Но была не только предотвращена новая война, была создана предпосылка дл интеграции, приведшая, в конце концов, к образованию ЕС.

Если Франция и Германия однажды смогли сделать шаг в сторону интеграции, то почему сегодня России и ЕС, которые никогда друг с другом не воевали, но в отношениях которых не все обстоит гладко, не сделать то же самое? При этом, как настойчиво подчеркивает Бордачев, речь не идет об утрате суверенитета в вопросах оборонной или же социальной политики. Нужно всего лишь создать общий надгосударственный – подобный брюссельской бюрократии – орган, который бы регулировал энергетические отношения двух сторон. Этот орган не должен никаким образом влиять на политику, это должен быть всего лишь «единый для сторон инструмент государственного регулирования области энергетики». То есть речь не о том, чтобы создать некую политическую институцию, но о том, чтобы вывести энергетику за пределы политику, как бы деполитизировать нефть и газ.

Данная энергетическая сделка могла бы стать первым шагом к более масштабному союзу России и ЕС, который, по мысли Бордачева, мог бы не только гарантировать структурную стабильность Евразии, но еще и стать одной из основ столь необходимого сегодня миру нового баланса сил. Действительно, разве не очевидно, что инициативы США по размещению элементов ПРО в Центральной Европе или расширению НАТО на Восток, лишь расшатывают стабильность континента? Может быть, странам Евразии следует самим позаботиться о себе? Ведь вместе России и Европе вполне под силу сформировать общую систему безопасности, которая бы гарантировала стабильность во всей Евразии от Атлантики до Владивостока.

В любом случае, сейчас для России и Европы пришло самое время договариваться. В 2007 году истек срок действия Соглашения о партнерстве и сотрудничестве между Россией и Европейским союзом. Сам этот рубеж – пусть соглашение и было продлено автоматически – вынуждает партнеров к содержательному разговору. Россия в последнее время – об этом постоянно говорят как премьер-министр Владимир Путин, так и президент Дмитрий Медведев – все чаще ставит вопрос о необходимости заключения как нового соглашения о партнерстве, так и договора о европейской безопасности. Европа также, похоже, понимает необходимость данных соглашений. Так может быть, наконец, пришло время сторонам – как России, так и Европе – вспомнить опыт возникновения самого Евросоюза и перенести его на сегодняшнюю непростую ситуацию?

       
Print version Распечатать