Распаленные солнцем

Голландские мастера в Италии

Самое странное, что может встретиться зрителю на выставке "Мечта о юге. Голландцы рисуют Италию", - это картина с зимним видом. В галерее Венской академии художеств одну такую картину все-таки повесили - скорее, конечно же, как доказательство мастерства голландцев, способных рисовать и тонкий свет Апеннин, и специфическую хмарь северных морей. "Катание на коньках на замерзшей реке" все же исключение на общем фоне сказочных пейзажей, счастливых богов, то спящих, то купающихся, то предающихся играм и пирам, которые и составляют основу венской выставки. Есть здесь и сценки повседневной жизни, и виды Рима со знакомыми названиями, как пьяцца Навона, и не сразу узнаваемыми сегодня районами, как пьяцца дель Пополо: не хватает мостовой и много чего еще вокруг! Хотя ведь все равно узнается с первого взгляда, как то и положено топографии вечного города.

Нам, жителям Центральной России, порой не видящим солнца месяцами, легко понять восторг голландских художников, путешествовавших по Италии в XVII веке. Не только мода на античность, интерес к Возрождению влекли их по ту сторону Альп. Сама природа, особый свет, придающий всему земному новый вид, оказывался главным магнитом для утрехтского мастера Корнелиса ван Поеленбурха (1594/1595-1667), пионера голландско-итальянского художественного союза, и его многочисленных последователей. На полотнах же порой все смешивалось воедино - история, быт, свет. "Ландшафт с руинами и таверной" Ян Батиста Веникса (1621-1660/1661) или "Игроки в карты под аркой" Томаса Вика (1616-1677) из коллекции князей Лихтенштейнов - типичные в этом смысле полотна. Взгляд постороннего позволяет отказаться от жесткой иерархии, определяющей мышление участника процесса. Античные боги у голландцев, знакомых с ними лишь по чужой традиции, дородны и крепки, будто это крестьяне и крестьянки, отдыхающие от полевых работ; коровы очеловечены и тоже явно не местных пропорций (этот перенос чужих мастей на апеннинскую почву наверняка веселил итальянского зрителя), и вообще, родину, как оказалось, невозможно изгнать из собственного опыта, каким бы сильным ни был шок новых впечатлений, как бы ни хотелось стать хотя бы на мгновение своим в новом ландшафте.

Но хотелось ли?

По возвращении и традиционные пейзажи Нидерландов голландцы начинали рисовать в новом, "итальянизированном", свете. Такие картины пользовались огромным успехом у публики, словно не замечавшей географической подмены - или не хотевшей ее замечать. И потому полотна поработавших в Италии голландцев пользовались огромным успехом у современников, их можно было найти буквально во всех аристократических собраниях Европы, а сегодня встретить и в самых заштатных европейских музеях, построенных на основе одной-двух коллекций местных баронов. Широка оказалась и география представленного в Вене - помимо собрания Лихтенштейнов в Вадуце в проекте участвуют польские, немецкие и румынские музеи, чьи запасники порой плохо известны даже соседям. Ну и, конечно же, сами венцы: Академия художеств обладает первоклассным собранием, да и музей истории искусств не пожадничал. Неудивительно, что многие работы либо малознакомы даже специалистам, либо и вовсе впервые предстают перед публикой.

Эти картины принадлежали даже не к "бестселлерам", но "мегаселлерам" Европы. Мода на них во многом предопределила моду на сами путешествия, которые вскоре начали в массовых масштабах предпринимать не только богатые люди, но и представители среднего класса, стремившиеся к образованию. Живопись оставалась лучшим сувениром в память о поездке, хотя большеформатные полотна могли себе позволить немногие.

Зато сегодня хотя бы каталог приобрести может практически любой. В нем 347 страниц, множество иллюстраций, а главное - это фактически монография Ренаты Тренк. Она даже посвятила книгу своему отцу, что можно понять двояко. Италия тоже оказалось одним из родителей нынешней европейской цивилизации, ее ландшафты воспринимаются как настоящая интеллектуальная ценность, наряду с трактатами Альберти, архитектурными видениями Пиранези и многочисленными пинакотеками, рассыпанными по всей стране, словно грибы в лиственничном лесу.

Вена - Москва

В качестве иллюстрации к статье использована репродукция картины Яна Асселийна "Ландшафт со всадниками".

       
Print version Распечатать