Раскадровка

Двенадцатого мая кадровая ситуация наконец стала проясняться: кабинет министров вновь подвергся ремонту, и опять косметическому.

В сентябре 2007 года Виктор Зубков, тогда новоиспеченный премьер, привез, как утверждают, Владимиру Путину в Бочаров Ручей проект масштабной кадровой реформы правительства, однако эти изменения были оставлены тогдашним президентом без внимания: в его планы явно не входил капитальный ремонт с политическими последствиями накануне блицкрига в парламентской кампании и поименования "преемника". Тогда, как известно, предвыборным богам и бабушкам были принесены в жертву очень немногие чиновники, в том числе "великий и ужасный" Михаил Зурабов.

В мае 2008-го те, кто рассчитывал увидеть полностью измененную физиономию российского правительства, вновь были обмануты в своих ожиданиях: Путин опять произвел в кабинете косметический ремонт, приведя на Краснопресненскую набережную тех, с кем привык работать, будучи президентом и расставшись с единицами своих подчиненных.

Главным разочарованием было то, что жертва Сергея Иванова, не принявшего участия в президентской гонке, вопреки собственным амбициям, так и осталась без соответствующей компенсации. Он явно понизил свой статус: сохранил вице-премьерские позиции, но потерял в политическом весе.

Моральные травмы, которые были нанесены несостоявшемуся кандидату в президенты действительно тяжелы: и в 2004, и в 2007-м Путин не назначил его премьером, хотя об этом твердили все околокремлевские политологи; бывший союзник Сергей Чемезов отвернулся от несостоявшегося кандидата в самый чувствительный момент, когда поддержка была так нужна.

Впрочем, с Чемезовым Сергей Иванов уже "разобрался" на Военно-промышленной комиссии, отказавшись завизировать, в общем, такой простой вопрос, как передача ряда федеральных активов новообразованным чемезовским "Ростехнологиям"...

Однако вернемся к кадровым назначениям в правительстве. Вежливость королей выразилась в том, что бывший и нынешний президенты в основу кадрового наполнения исполнительной и президентской вертикалей, похоже, положили принцип взаимозаменяемости своих команд. Чего стоила, например, откровенная рокировка двух Сергеев - Собянина и Нарышкина. Такими кадровыми кульбитами Путин и Медведев продемонстрировали заинтересованным лицам, что открытый конфликт окружений в планы властного дуумвирата не входит.

Сергей Собянин, напомним, изначально рассматривался как "временный" глава администрации президента РФ, обеспечивающий ту самую преемственность, однако в результате неожиданно перешел на место Сергея Нарышкина руководить белодомовским аппаратом. А последний в качестве соратника Дмитрия Козака (сохранившего свои позиции) и Медведева - еще по административной реформе 2003-2004 годов был десантирован в аппарат нового президента, то ли чтобы подтвердить преемственность, то ли чтобы послужить доказательством беспочвенности слухов о потере политического веса администрацией президента РФ.

Кстати, ожидаемого ранее кадрового секвестирования президентского аппарата, скорее всего, уже не будет: Медведев своим указом от 7 мая оставил служилых людей на своих местах впредь до соответствующих распоряжений. А позже стало известно, что у Нарышкина будут целых три заместителя, один из которых - первый: кремлевский долгожитель Владислав Сурков (ну, это, понятно, первый), единоросс из Петербурга Александр Беглов, возглавлявший Главное контрольное управление президента и заседавший вместе с Медведевым с осени 2005 года в Совете по нацпроектам, и Алексей Громов. Перемещение последнего на вице-премьерский пост в кабинет министров, анонсированное кремлевскими кругами, так и не состоялось: видимо, Медведев, как и Путин, намерен продолжить практику регулярного прямого общения с народом и прессой.

Орговик Игорь Шувалов, первоначально также позиционировавшийся как вероятный глава медведевской администрации (причем его кандидатуру, как утверждают, активно лоббировал аппаратный учитель нынешнего президента Александр Волошин), стал первым вице-премьером. Вместе с Виктором Зубковым, который, как и прогнозировалось, не поменял непосредственного начальника. Теперь оба должны снять с Путина нелегкий груз премьерских забот, оставшихся даже после передачи более чем 500 наименований различных функций на министерский уровень.

То есть задача максимальной разгрузки председателя правительства от мелкой хозяйственной работы (нацпроекты и прочее) оказалась выполненной; теперь Путин сможет занять стратегическим планированием вывода России из жестких витков инфляции, продовольственного кризиса и прочих напастей, которые готовит нам традиционно экономически загнивающий Запад.

Помимо Шувалова из "людей Медведева" в кабинете министров оказался Александр Коновалов, которого уже довольно давно примеряли на должность министра юстиции вместо свата Игоря Сечина Владимира Устинова.

Устинова в свое время убрать из госорганов рука не поднялась, но бывшего генпрокурора, похоже, все-таки ждет дипломатическая работа или место в одной из госкорпораций, которые сейчас будет курировать новый вице-премьер "промышленник" Игорь Сечин.

Назначение последнего спутало все карты аналитикам: его прочили в аппарат, секретариат и т.п., но никак не в "промышленность", которая, по словам руководства России, в ближайшее время обязательно должна стать инновационной.

Кстати, смена сферы профессиональной деятельности может сыграть с Сечиным злую шутку: для него теперь пост председателя совета директоров "Роснефти" - непрофильный, а "война" за компанию, учитывая и изменившийся статус Патрушева, скорее всего, теперь пойдет без них.

В последнее время в обществе Медведева часто видели и нынешнего директора ФСБ Александра Бортникова, очень влиятельного питерца, довольно быстро основавшего собственную группу влияния в ФСБ. Бортников, напомним, стал наследником знаменитого Юрия Заостровцева, отца-основателя Службы экономической безопасности, и вошел в ряд важных правительственных комиссий и рабочих групп. Среди них: комиссия по вопросам экономической интеграции, комиссия по экспортному контролю, комиссия по вопросам ТЭК и воспроизводства минерально-сырьевой базы. В последнюю комиссию Бортников оказался включен в декабре 2005 года, как раз когда Медведев покинул пост главы пдминистрации и стал вице-премьером по нацпроектам. Справедливости ради отметим, что Бортников в апреле 2006 года вошел в состав еще и другой комиссии - по обеспечению интеграции предприятий авиастроительного комплекса, структуры совсем нечужой тогда политически потенциальному Сергею Иванову.

В результате Бортников, как и прогнозировали наблюдатели, сменил Николая Патрушева, выполнявшего свой антитеррористический долг уже восемь лет.

Николай Платонович, говорят, уже давно просился на более спокойную должность, например "на идеологию", - вот и напросился на пост секретаря Совета безопасности. В этом амплуа он, скорее всего, будет вырабатывать новые концепции информационной, национальной и прочих видов безопасности. Кстати, новый проект закона о Совбезе дает довольно широкие полномочия его секретарю в смысле законотворческой деятельности.

И все же нельзя не отметить: и Николай Патрушев, и Виктор Черкесов явно пали жертвами той самой "войны спецслужб", которая так не нравилась Путину, осудившему опубликованное "Коммерсантом" знаменитое "письмо Черкесова".

По иронии судьбы позиционировавший себя в спецслужбистской среде "воином" (в противовес "торговцам") Черкесов в конце концов стал именно "торговцем", поменяв пост главы Госнаркоконтроля на должность руководителя Федеральной службы по поставке вооружений, военной техники и материальных средств.

Сохранившие свои посты в удлиняющемся списке вице-премьеров Александр Жуков и Алексей Кудрин (последний, кстати, назло всем прогнозам сохранил пост министра финансов, став в вице-премьерском ряду исключением из правил) подтвердили на собственном опыте, что хорошие специалисты в кабмине - величина постоянная, несмотря на время перемен.

Жуков теперь будет работать "Дмитрием Медведевым", курируя нацпроекты, границы которых, после постоянно расширяющегося их списка, оказались совершенно размыты. А конкуренцию ему составит Виктор Зубков, в функционал которого входит лес и агропром.

Мощный отраслевой лоббист Леонид Рейман, как и в марте 2004 года, оказался смещен со своего поста. Правда, уже в мае 2004 года он вернулся; но в 2008-м это будет сделать уже труднее: слишком затянулся скандал вокруг "Мегафона", где, несмотря ни на что, появился неприятный след Леонида Рожецкина, исчезнувшего в балтийских лесах. Реймана сменил Игорь Щеголев, шеф протокола Путина, не специалист в отрасли связи, но человек полезный, коммуникативный и, главное, знающий привычки нового премьера.

Потерял свой пост и министр культуры Александр Соколов, замеченный в партсписках "Справедливой России" - "Единая Россия" таких игр не прощает. Его место занял человек с безупречным дипломатическим вкусом - Александр Авдеев, только что вернувшийся из города Парижа, где был послом (до этого Авдеев посольствовал в Люксембурге и в Болгарии).

Удивительно, но под разговоры о грядущей масштабной реформе ведомства пока сохранил свой пост министр внутренних дел Рашид Нургалиев, которого, по слухам, очень ждали в Татарстане. Видимо, бои местного значения за пост министра между различными группами были такими ожесточенными, что Путин решил сохранить status quo, не меняя главу ведомства. Очевидно, что после этого "карельский клан" теряет актуальность, Нургалиев превратится в самостоятельную политическую единицу, а татарская диаспора в правоохранительной системе России укрепится.

Общественность также оказалась восхищена и министром-долгожителем Сергеем Шойгу: он 22-й раз, по подсчетам журналистов, занял свой пост. Человек, единственный, судя по лицу, искренне радовавшийся тому, что Путин все-таки стал лидером "Единой России", как и бывший президент, не является членом этой партии.

Среди новичков в кабмине ответственный пост министра энергетики занял "ядерщик" Сергей Шматко, до этого возглавлявший Госфонд конверсии и Атомстройэкспорт. Примечательно, что перед тем, как занять руководящий пост в последней структуре, Шматко отучился на Высших академических курсах Военной академии Генштаба по специальности "оборона и обеспечение безопасности Российской Федерации".

Новичком в правительстве можно считать и Виталия Мутко, возглавившего новое Министерство по делам спорта, туризма и молодежи. Данное назначение вызвало бурные эмоции в Петербурге, кстати, далеко не однозначно позитивные.

Юрий Трутнев добавил к своей должности министра природных ресурсов приставку "и экологии", чем снял вопросы о приятных кадровых перспективах Григория Явлинского (а заодно, видимо, положил конец кризису в "Яблоке", часть актива которого подозревала своего лидера в измене общему делу с государственным аппаратом).

Виктор Христенко также был откорректирован: из "минпромэнерго" он превратился в министра промышленности и торговли, отобрав кусок хлеба у молодой и неопытной в аппаратных войнах Эльвиры Набиуллиной, которая осталась, впрочем, министром экономического развития.

Другая женщина в кабинете министров, по совместительству жена Христенко, Татьяна Голикова, вопреки прогнозам пока сохранила позиции и должность, как и Анатолий Сердюков и Сергей Лавров. Последнему, правда, прибавилось забот: ему подчинено новое ведомство - Агентство по делам СНГ. Впрочем, Грузия недолго, видимо, будет головной болью Лаврова - статус ПДЧ в НАТО не предполагает участия в Содружестве.

Лишними Путину и Медведеву показались "Роспром", "Росстрой" и некоторые другие структуры (они были просто отсечены бестрепетной рукой реформаторов).

По мере предъявления публике кадровой колоды много говорилось о создании "двоецентрия во власти" и прочих формах "третьего срока". В качестве аргумента приводилось количество "тяжеловесов", переселившихся с Кремлевской на Краснопресненскую набережную (их, кстати, пока всего два - Шувалов и Сечин). Последние же назначения в аппарат президента вообще должны пресечь разговоры о смещении центра политической тяжести.

Конституция пока не изменена, не изменен и Закон "О правительстве РФ" (силовики со "звездочками" по-прежнему подчинены носителю верховной власти), а Путин, судя по всему, совершенно комфортно чувствует себя в кресле напротив президентского... Очевидно и другое: для премьерской команды, несмотря на благостную атмосферу, царящую в коридорах на Краснопресненской набережной, наступили нелегкие времена - ей нужно будет исполнять поставленные конкретные задачи (например, по обузданию инфляции) или перспектива потери личного влияния Путина станет очень актуальной.

       
Print version Распечатать