Пятачок, покровитель СМИ

Как все должны помнить, каждая очередная Повестка Дня в Лесу задавалась Винни Пухом. На долю Пятачка оставалось сопровождать собой его идеи, что сужало поле его эмоциональной жизни, и у Пятачка развилась склонность к самовозбуждению - без Личной Повестки, эмоционально развивая Рамку Пуха. В этой схеме, кстати, важна роль Кристофера Робина - фактически крышевавшего Лес и разрешавшего возникающие там противоречия.

Держа в уме эту схему, нельзя говорить, что СМИ непременно производят фэйки: самовозбуждение Пятачка имеет искренний и естественный характер, а природа не врет. Коль скоро в его членах возникло возбуждение, то что может быть честнее?

На что похоже такое функционирование организма? Это, в общем, схема всех медийных кампаний, начавшихся еще в 90-е, с непременным тогда компроматом, имея в виду воздействие на тот или иной публичный объект. Время действия каждой кампании - примерно пара недель. И ресурсы за это время расходовались, и эффект либо возникал, либо нет. Кампания на месяц - это уже что-то государственное, тут нужно не только много денег, но и запас фактуры - слово "компромат" уже не произносим.

По естественной логике целевые кампании негативного и частного характера были унаследованы вертикалью власти, изменившей их характер: кампании перестали быть о плохом, стали быть только о хорошем. Тема Пуха и Пятачка перешла на новый уровень. Вертикаль Власти формирует повестку, СМИ входят в энтузиазм. Это возбуждение длится примерно те самые две недели, а затем сходит на нет, тема угасает. Конечно, она может быть повторена при случае, но только заново. Эти две недели - интуитивно уместная длительность, да и медийные кадры-то прежние - заточенные именно под этот срок.

Впрочем, интуитивность имеет конкретное основание. Например, в конце года, комментируя подскочивший до 70% рейтинг Медведева, Федоров из ВЦИОМа сказал так: " В России период распространения информации занимает порядка двух недель, после которых уже можно анализировать событие". Понятно, что это и есть те самые две недели, информацию не на возах же развозят, две недели - время, за которое новость будет оттранслирована всеми СМИ: газетами, телевизионными аналитическими программами, журналами и т.п.

Однако две недели - как-то немного для исторических процессов общефедерального размаха. Но это если речь о реальных процессах, а не о производстве медиаоболочек. А там все именно так и происходит: и Зубкова две недели презентовали, и Медведева в новом качестве. Даже предвыборная кампания ЕР закончилась раньше выборов - после приснопамятного апофеоза в "Лужниках". Понятно, что все это относится не так чтобы к медиа, это политика и форматы ее представления в СМИ. Однако для медиа форматы - главное, а коль скоро Главный Поставщик Новостей (ГПН) работает в этом режиме, то такой формат будет доминировать и в прочих отраслях жизни. Это гуманно: впадение в очередную ажитацию на это время относительно безболезненно и не вызывает привыкания к отдельной теме. Как следствие, продвижение дискурсов в СМИ происходит приставными шагами. Это надежно (потому что устойчиво), столь же надежными являются и персонажи, которые перетирают повестку в СМИ. Все публичные персоны известны, их мнения ожидаемы, раскручивания тем не происходит, происходит утверждение элементов повестки - "озвучиватели" всегда наготове: очередная тема презентована и тем самым осуществлена.

Откуда произросла такая простота? Имеем факт: " артикуляция представительства идей, ценностей, интересов самостоятельных групп не является в России ключевой проблемой политики, политических движений, партий, печатных и аудиовизуальных коммуникаций", - как разумно отмечено в книге Левады-Гудкова-Дубина. По поводу печатных и аудиовизуальных коммуникаций тут понятно: их проблемы следуют из всего, что упомянуто в цитате до них.

Далее - очевидно. Есть большое число непредставленных субъектов, которые, однако, коммуницируют как между собой, так и внутри себя. ГПН не выказывает никакой заинтересованности в том, чтобы выяснить: что они там себе думают? Все новости, повестки и рамки предъявляются в формате, не предполагающем содержательной коммуникации по их поводу. Никакого значимого "другого" для ГПН среди этих "непредставленных субъектов" нет. Схема жизни принципиально формальна. Есть номенклатурно-державная точка, есть интеллигентско-просвещенческая позиция, которая строго дополнительна к первой, да и существует ли она вообще как нечто цельное? Еще есть "народ". СМИ, соответственно, транслируют номенклатурную рамку в народ. Разумеется, раз уж коммуникативного разнообразия нет, то любая тема возникает в СМИ только в том случае, если попадает в провластную рамку. Можно ли представить, что тема образования будет рассматриваться СМИ без соответствующего государственного повода и вне выставленных по случаю рамок?

Наличие списков "знатных людей", выступающих от имени общественности с ободрением или осуждением того-сего, очевидно, в осмысленность их речей не верит никто, но ГПН уверен в том, что "так нужно". Собственно, были профессиональные плакальщицы, почему бы не быть и профессионально возбуждающимся ньюсмейкерам. Смысл действий понятен: публичное эмоциональное переживание всего, что следует, в рамках очередной двухнедельной вербальной пантомимы. Конечно, это соотносится с тем же клиповым сознанием, но нет оснований утверждать, что из одного тут последовало другое: скорее, это два счастливо сошедшихся процесса. Главный Поставщик Новостей выдает рамку, и есть формат, который все упакует.

Однако же из доминирования возбужденности следует и характер взаимодействия новостей с обществом: берутся вторичные - как бы эмоциональные признаки новостей, которые и разбухают в полном отрыве от предмета речи. Что рассказывали массам про Медведева? Что угодно, вплоть до творческого пути, места жительства и увлечений, а вот что значит его продвижение относительно властных раскладов? Причем в последнее время ситуация уже просто выворачивается: за основу берется некий человеческий фактор, к которому добавляется новостной повод.

Вот случай с Абдуловым, умирание которого было обязано выполнить еще и государственную функцию: зачем-то понадобилось вытаскивать его за пару недель до смерти получать какой-то орден, да еще и брать у него интервью на тему поддержки Путина. Тут уже достигнута связь низовых папарацци с ГПН: когда-то, как в случае с Гундаревой, подобное преследование умирающих еще как-то осуждалось, а теперь транслируется по Первому в новостях (" Но только Александр Абдулов поделился темой своего общения "с глазу на глаз" и далее: по хронометражу см. 3.10).

Таким образом, медийная стратегия этого сезона состоит в том, чтобы обнаружить потенциально возбуждающую точку и ее употребить. Откуда и логика присоединения к сфере внимания ГПН чего угодно: спорт должен быть кооптирован в государственную повестку, туда же засунуть и гламур, вплоть до вопросов жизни и смерти. Надо полагать, основная черта ГПН состоит в ревности к любому постороннему очагу возбуждения.

Что тогда с длинными, длящимися долее двух недель историями? По факту длинными историями остаются те, которые находятся вне данного процесса. Можно ли представить такие дела клипами? Нет, получится та же нарезка. Да, раз уж что-то нарезается, то где-то оно существует. Только живет в своем, немедийном пространстве.

Основной вопрос медиа банален: что за субстанция ими отслеживается, на изменения чего СМИ реагируют? Что происходит, кто является субъектом изменений, если идет однонаправленный поток презентаций? Нынешний вариант: вот эти моментально возникающие возбуждения от любого появившегося на лентах факта, который немедленно овладевает пишущими и комментирующими. Медиа в этом сезоне являются прямым проводником чувственности, самовозбуждающаяся чувственность в отношении ко всему подряд и есть та субстанция, с которой работают СМИ. Возбуждение и транслируется, являясь единственной регулярно возобновляемой новостью. Причем она возникает уже даже от предметов невозможно скучных. Конечно, ориентация медиа на эти локальные возбуждения сопрягается с доминированием инфантильности, бесхитростных описаний с тягой к эпитетам (а что искреннее эпитетов?). Будто бы все сделались детьми с чистыми и незамутненными общефедеральными глазенками. Но такая самоидентификация уже прямо соотносится с темой Кристофера Робина, находящегося если и не в кадре, то непременно поблизости. Так что по умолчанию тут еще и государственный патернализм в уютной домашней форме.

Тогда понятна главная интрига ближайшего медийного сезона: это борьба ГПН за управление всеми возможными источниками возбуждения масс. Над какими из них ГПНу все же не удастся установить контроль? Вот, например, есть на свете порнография...

       
Print version Распечатать