Пять дней из жизни non/fiction

Интеллектуальная литература все еще не потеряла своей актуальности. Именно это была призвана доказать ярмарка non-fiction, проходившая 26-30 ноября на площадке Центрального дома художников.

Идея выставки, как рассказал директор "Экспо-парка" Василий Бычков, родилась в разгар кризиса 1998 года. Она задумывалась как территория независимого искусства, альтернативной интеллектуальной мысли. В первый раз в ЦДХ собрались только сорок издательств, сегодня их более двухсот шестидесяти пяти, и прибыли они из двадцать одной страны мира. Уже на второй выставке была заложена традиция приглашать страну-гостью. Тогда ею стала Франция. На этот раз в ЦДХ гостила Финляндия.

Как обычно, в рамках ярмарки вручили немало премий: и весьма почтенных, как, например, премия им. Андрея Белого, и совсем новых – премия Института общественного проектирования "Общественная мысль". Состоялись круглые столы и встречи с писателями.

Тенденции "умной ярмарки"

Большинство издательств уже не в первый раз принимает участие в ярмарке: среди них много "старожилов", выставляющихся уже шесть, восемь, десять лет подряд. Корреспондентам РЖ издатели рассказали об изменениях прошлого и тенденциях настоящего, а также об основных отличиях non-fiction от Международной московской книжной ярмарки.

"Люди приходят сюда за теми книгами, которых уже нет в магазинах. Да и цены на книги здесь заметно ниже", – говорит Анастасия Размахина, сотрудник издательства AD Marginem, которое выступало одним из учредителей проведения ярмарки non-fiction. "Мы проводим здесь переговоры с новыми авторами и организуем встречи со старыми. Сама ярмарка должна длиться дольше, поскольку из пяти дней только два приходятся на выходные, многие не успевают приехать".

По словам Татьяны Тимаковой из ИД "Время" (участвует с 2000 года), за девять лет ярмарка стала больше, но не стала хуже: "Сохранилась адресность. На ММКЯ происходят встречи с оптовиками, контрагентами. Non-fiction – выставка для читателей, у которых есть возможность попасть на семинары и мастер-классы".

Снежана Уланова из издательства "НЛО" на ярмарке уже в десятый раз: "Первые ярмарки non-fiction больше ориентировались на профессионалов, проводились семинары для авторов, издателей – тогда еще ярмарка не была так известна. Характер ярмарки за десять лет изменился: стало больше издательств и больше людей". По мнению Снежаны Улановой, ярмарке не хватает разговоров с издателями и с читателями. Однако в отличие от ММКЯ, где посетителей больше интересуют новинки или известные, раскрученные серии, "на non-fiction покупают любые книги".

Проект "Фаланстер" представлен на non-fiction уже в шестой раз. На прошедшей ярмарке кроме стандартного стенда "Фаланстер" открыл целый книжный магазин, который так и назвал – "Идеальный магазин". Книги в нем рассортированы не по алфавиту или тематике, а по хронологии написания, в результате чего на одной полке могут оказаться совершенно неожиданные авторы. По мнению участника проекта Алексея Цветкова, "на non-fiction званию интеллектуальной литературы соответствуют далеко не все экспонаты: в предыдущие годы было, и, к сожалению, остается сейчас, очень много книг развлекательного содержания. Это главный недостаток ярмарки".

Елена Ананьева, редактор нового издательства "Китони", бывший редактор "Аванта+" и "Слово", знает ярмарку с момента ее основания и считает ее более интеллигентной в отличие от ММКЯ: "Здесь особая атмосфера книжного магазина, здесь выставляются именно книгоиздатели, а не "продавцы открыток". Тем не менее на non-fiction выставлена литература разной направленности: и развивающая, и научно-популярная, и детская, и профессиональная... Если анализировать наполнение выставки, то литература направлений fiction и non-fiction соотносится примерно 50/50".

Издательство "Эллис-Лакк", печатающее авторов Серебряного века, с проектом non-fiction сотрудничает на протяжении всех десяти лет. Алла Смирнова, директор издательства, уверена, что "на non-fiction наметилась очень правильная тенденция: раньше здесь была только признанная классика, а в последние годы начало появляться все больше новых издательств, которые печатают хороших современных авторов".

Кризис как повод для чтения

На официальном открытии non-fiction много говорили о кризисных периодах в России. Так уж получилось, что первую ярмарку запускали в 1999 году, через год после дефолта. Десятая ярмарка открывалась уже в 2008 году, в период мирового экономического кризиса. "1998-й год книжный рынок перескочил, но в этот раз все будет по-другому, – говорит Василий Бычков. – Общее проседание во всех общественно-экономических сферах окажется еще внушительнее, но книги пройдут его более благополучно".

Тем не менее в первый же день ярмарки в зоне семинаров состоялся круглый стол на тему "Экономический кризис расцвет культуры?". Тема породила много споров. Выступающие сошлись, пожалуй, только на одном тезисе: стагнации на рынке искусства не избежать, само же искусство с приходом кризиса не пострадает вообще.

"Шедевры возникают всегда, в любой время, независимо от кризисов", – уверен Эдуард Поляков, специалист в сфере киноиндустрии. По его прогнозам, самая негативная ситуация сложится в сфере изобразительного искусства – именно потому, что оно в наибольшей степени интегрировано в рыночную систему. Именно поэтому наиболее сильный удар придется на кинематограф. В литературе и театре, по прогнозам Полякова, ситуация практически не изменится. "В литературе потому что это наименее отрегулированная рыночная среда. В театре потому что там и так все плохо, что хуже быть уже не может".

Однако владелец галереи "Риджина" Владимир Овчаренко уверен, что рынок изобразительного искусства перенесет кризис без особых потерь: "В условиях кризиса галеристы будут предпринимать новаторские попытки, искать новые пути. Наши клиенты не только российские олигархи, которым сегодня действительно приходится тяжело. Мы участвуем в ярмарках по всему миру, у нас много знакомых коллекционеров за границей, желающих приобрести русское искусство". Овчаренко отметил, что в последнее время в сегменте изобразительного искусства действительно стало больше "западных" покупок и меньше "русских".

По словам Александра Иванова, возглавляющего издательство Ad Marginem, "книжный рынок обрушится, как и другие рынки". Структурная слабость московского рынка заключается в том, что мелких некоммерческих продавцов, держащих книжные лавки, в городе почти не осталось, а большие книжные магазины в будущем станут менее рентабельны.

По словам издателей, собравшихся на ярмарке, в их бизнесе кризис пока мало ощутим, а на проведении ярмарки non-fiction он и вовсе не отразился. "Люди не перестали читать", – уверен Алексей Панайотти из питерского издательства "Азбука". К кризисным прогнозам на следующий год издатель относится с оптимизмом и даже с юмором: "Предполагается, что в связи с кризисом в Москве останутся без работы 1,53 миллиона представителей среднего класса, с завышенными интеллектуальными требованиями к литературе. Остается только надеяться, что пока этим людям будет нечем заняться, они начнут читать еще больше…".

       
Print version Распечатать