Проверить фаллос на звездность

Каких только премий у нас нет. И премии имени замечательных людей или исторических деятелей, и в честь значительных событий минувшего, и просто «за вклад». Есть даже премия «Бесогон», бренд коей приватизирован проворным блогером Никитой Михалковым. Церемонии награждения различными премиями, как правило, скучны и однообразны. И не потому, что победители известны заранее, а потому, что звучание всех этих Золотых Масок, Серебряных Галош, Бронзовых Улиток приелось уху.

Иное дело "Звёздный Фаллос", награждение которым, да не одним, а в пяти номинациях, состоялось в минувшую среду в актовом зале Проекта "Фабрика". Премия существует уже три года, однако о ней мало кто знает, а если даже и слышал, то считает пьяной шуткой московской богемы. Поэтому я решил сходить и собственноручно, так сказать, проверить фаллос на звездность.

Собравшихся сначала долго развлекали квази-китайскими плясками в сопровождении саксофона и волынки. Танцоры были в белых масках, напоминавших бритого Кхтулку. Потом из кучи кресел-трансформеров, наваленных на сцене, вылез ещё один танцор в точно такой же маске. Поплясав, он снял маску и оказался президентом Оргкомитета премии, писателем Андреем Бычковым. После короткой репризы о свободе слова позади сцены дернули за веревочку, и перед зрителями восстал пятиметровый фаллос из гофрированной строительной фольги. Аллюзии с творчеством арт-группы «Война» были настолько сильны, что волной прокатились по залу. Потом я специально спросил у устроителей – случайно это или неслучайно. "Неслучайно", - ответили они. «Войну» предполагалось наградить, но теперь по морально-этическим соображениям не предполагается.

Затем Андрей Бычков рассказал о сути премии. Фаллос – это на пенис и не стоит их путать. Фаллос сакрален и символизирует позицию художника по отношению к закостеневшему обществу. Он не просто эрегирует, а поднимается на борьбу с несметными полчищами официоза, бесконечным морализаторством, ханжеством, враньем, которым пронизана вся сегодняшняя культура. Сегодня автору со всех сторон указывают, что ему делать, затягивают в политические игры, пытаются превратить в идеологический инструмент. И лишь немногие избранные следуют правилу «Делай, что хочешь». «Звездный фаллос» вручается им – тем, кто готов пренебречь политкорректностью, социальной ангажированностью ради близости к источнику своего вдохновения. От государства и общества такой человек получает насмешки и презрение. От нас "Звездный Фаллос" - знак посвященности в мистерии Диониса.

Следующим выступил Председатель Оргкомитета Алексей Нилогов и вдумчиво разъяснил технологию и преемственность выбора лауреатов, а также этих самых лауреатов объявил. Лауреатами 2010 года стали: в номинации «поэзия» – Валерий Нугатов; в номинации «проза» – Николай Байтов; в номинации «критика и эссеистика» – Кирилл Решетников; в номинации «философия» – Вадим Штепа; в номинации «журналистика» – Гарик Осипов.

Сам звездный фаллос представлял из себя тридцатисантиметровый пенис из композитного материала, окрашенный «золотой» краской. Такие, наверное, продавались в секс-шопах на рубеже XIX-XX веков. Но в сценах вручения он выглядел вполне фотогенично и к месту, хотя вполне вероятно, что имеющие детей лауреаты по дороге домой похоронят статуэтку в какой-нибудь урне.

Первым наградили поэта Нугатова, особо подчеркнув его роль в защите поэзии от тех, кто занимается перепроизводством поэтического. В благодарность поэт прочел своё стихотворение про непростые отношения с редакторами и корректоршами. Убеленный сединами Николай Байтов, получив фаллос в номинации «проза», поделился творческими планами и прочел короткий рассказ, скомпилированный из чужих текстов, чем всех обрадовал.

Далее премию «за философию» вручили Вадиму Штепе. Кем его только не представили… И членом Международного философского общества, и идеологом национал-оранжизма, а также главным редактором журнала «Иначе» и гражданином Новгородской республики. Лауреатская речь Штепы о «фаллической оппозиции» вызвала настолько неприязненную реакцию публики, что несколько человек, громко матерясь, покинуло актовый зал. Речь шла о женской сути власти и империи и как альтернативе ей мужской, стойкой сущности оппозиции и сепаратизма.

Следующим был Кирилл Решетников – лауреат по «критике и эссеистике». В получении премий он не новичок. В свое время он получил «Дебют» за поэзию, где мотивы Клюева налагались на творчество Кузьмина, получая, таким образом, некий славяно–греческий миф. Так собственно и сказал представлявший лауреата Алексей Нилогов. Потом, на рубеже второго и третьего тысячелетий, Решетников стал писать под псевдонимом Шиш Брянский. И проявилась другая его ипостась «энфан террибль» – сущий маленький дьявол. Тут Решетников стал поправлять произношение ведущего, филолог как-никак. Еще сказали, что Шиш Брянский известен своими текстами для песен Псоя Короленко. Решетников удивился, за какую такую критику его наградили, взял фаллос и ушел со сцены.

Пятого звездного лауреата представлял Андрей Смирнов из «Завтра». Он сказал, что Гарик Осипов не только занимается журналистикой, за которую и получил премию, но кроме того он – поэт, писатель, эссеист, певец и культуролог. В ответном последнем лауреатском слове Осипов признался, что занятия журналистикой и прочими перечисленными родами деятельности – плод случайности. Заслуга всего этого принадлежит Фортуне, а он лишь один из многих бессловесных подростков его поколения, которому просто свезло не сгинуть в безвестности. И он, Гарик Осипов, просто взял наглость говорить от их имен. Осипова спросили, что позволяет ему столь долго оставаться в относительной неизвестности? Он ответил, что самое главное – не принимать самого себя всерьез, и ему вдвойне приятно получить столь фривольную премию в качестве доказательство правильности выбранного пути. Учитывая, что, произнося эти слова, Осипов пытался пристроить премию на манер фарцовщика советских времен, спекулирующего дефицитом, в его искренности сомневаться не приходилось.

После церемониального действа были обещаны фуршет и оргия. На оргию я не остался, а вот фуршет посетил. Атмосфера награждения была, несмотря на актуальные фото и видео-гаджеты в руках у собравшихся, удивительно ностальгичной. Сразу вспоминались перфомансы времен перестройки, с их наивным – «в первый раз». Даже само название премии «Звездный фаллос» вызывало воспоминание о прошедшем времени восьмидесятых, когда так мог называться роман подпольного фантаста или журнал интимных гороскопов. Когда «фаллос» и «мистерии Диониса» так же, как и много другое воспринимались серьезно, а не как элемент пиар-кампании. Радовало, что нашлись люди, которые вели себя так, будто не было этих двадцати с лишним лет. Вместе с тем это печалило. Поскольку большинство присутствующих были седы или лысы, то закрадывалась кощунственная мысль: а не будут ли вручать следующий раз «Золотой фаллос» в номинации «посмертно»?..

       
Print version Распечатать