Просто и со вкусом

Театр Вкуса поставил спектакль «Времена» о самом главном. Режиссер спектакля и художественный руководитель театра Юрий Макеев рассказал, что этим спектаклем он хотел признаться в любви своим родителям и близким. Можно ли считать именно признанием игру света и тени на маленькой тесной сцене и эстетику кулинарии, заботливо переданную четырьмя актерами, не совсем понятно. Но вот в том, что это спектакль о непрерывной любви, проходящей через поколения, сомневаться не приходится.

Администратор по телефону заранее настойчиво сообщает, что непременно стоит прийти за полчаса до начала спектакля. Чтобы выпить чаю и, если удастся, поговорить о жизни. Театр обыкновенный начинается с вешалки. Ну, в крайнем случае, с дверной ручки. В Театре Вкуса вместо ручки – сковородка, вместо билетов – визы, а вместо строгой билетерши в очках в роговой оправе – миловидная девушка, которая собственно эти визы на таможне и проверяет. И вообще, Театр вкуса – это вовсе не театр, а вполне жилая квартира, в которой при входе надо надевать тапочки, вешать верхнюю одежду во всамделишный шкаф, мыть руки в «Ситуационной» (так здесь называется туалет) и, не мешкая, проходить в огромную кухню пить чай с круассанами и пряниками. На стенах квартиры висят семейные фотографии, на полках уютно устроились книги всех размеров и мастей, а у входной двери горшки с цветами.

Зрительный зал Театра Вкуса, пожалуй, даже меньше кухни. Зал рассчитан на 45 гостей, а спектакль «Времена» на 55 минут. Режиссер утверждает, что это как раз средняя продолжительность человеческой жизни - 55 лет. Проверять достоверность информации корреспондент «Русского журнала» не стал, но, судя по спектаклю, так оно и есть.

Спектакль начинается, когда один из зрителей выключает лампочку на кухонной вытяжке и в кромешной тьме на сцене располагаются на своих местах актеры. Актеры включают фонарики и направляют свет на себя. В центре композиции – старик. Он пребывает в растерянности, пока его не окружают тени его прошлого и люди его настоящего: его мать, его дети, его внуки. Старик улыбается: он не один, его любят и помнят.

Зал наполняет первый скрипичный концерт из цикла «Времена года» Антонио Вивальди. Под тревожные звуки скрипки стол на сцене преображается в зимнюю дорогу, вместо снежной пороши – мука, и ветер с помощью актеров ничтоже сумняшеся наметает снежный холмик вокруг одинокого креста, символизируя закат человеческой жизни.

А каков же рассвет и зенит праздника человеческих чувств? Об этом актеры рассказывают под «Весну», «Лето» и «Осень» Вивальди. С помощью муки, воды и бумаги запускают бумажные кораблики, смеются, любят и просто живут. Но вот весенние ручейки высыхают, и стол становится школьной партой со шпаргалками, записками, тайными улыбками, первыми радостями, первыми огорчениями. Еще немного и школьные симпатии становятся Чувством, а в нем – рождается первенец.

Для «Лета» Макеев выбрал эскизы из теней. На глазах зрителей на белом полотне появляется цветущий луг, по травинке ползет жирная гусеница, порхает бабочка. В августе начинается охота, актеры виртуозно голосом изображают всяческую живность, живущую в заболоченных перелесках.

«Осень» с холодными дождями приносит надлом в любви и в жизни, ссоры, непонимание, разочарование, боль.

Режиссер увидел в будничных, казалось бы, продуктах удивительные и глубокие метафоры. Влюбленные герои на рассвете своей любви вдвоем замешивают хлеб, их пальцы переплетаются в тесте, случайно ли, намеренно ли, и это незамысловатое деревенское действо наполняется смыслом и таинством любви. В сложные моменты обиды и непонимания, те же герои кромсают красный перец, символизирующий сердце. Один оказывается в салате, а один остается – один на двоих, на долгую счастливую старость.

Макеев поставил спектакль для детей, молодых, взрослых и пожилых. Детей без сомнения заинтересует лето – точь в точь, как у бабушки на даче, молодые люди с теплотой еще раз почувствуют всю гамму чувств только зарождающейся любви - от трогательного стеснения и жаркой влюбленности до бурных ссор и непонимания, взрослые вспомнят, как были детьми, а пожилые почувствуют, что их помнят и любят, и возраст тут совершенно ни при чем.

Со спектаклем «Времена» Театр вкуса совершенно очевидно входит в тренд популярных сегодня добрых дел. Кроме этого, несмотря на внешнюю простоту и незайтеливость сюжета, именно такие постановки неизменно заставляют зрителей задуматься о самом важном в их жизни. Не зря же самое важное зачастую оказывается простым и естественным.

       
Print version Распечатать