Принцип исключительности

От редакции. Олег Кашин, избиение которого в ночь 6 ноября стало одной из самых обсуждаемых тем месяца, опубликовал первую после инцидента статью. В ней журналист сравнивает себя с Гагариным: «Вернулся — ну и все, и нет больше никакой жизни, одни президиумы, банкеты, доклады и печать обреченности на молодом красивом лице». О том, как человек становится символом в борьбе разных сил, размышляет питерский социолог Роман Романов.

* * *

Знаете, что меня раздражает в ситуации, сложившейся вокруг Олега Кашина?

Меня раздражает - а отчасти и пугает - ставшая уже привычной схема рассуждений: "если даже с ним это возможно, что тогда могут сделать со всеми нами".

Если даже с журналистом "Коммерсанта" это произошло, что может произойти с нами, со всеми? Так уже говорят и пишут. Я слышал этот аргумент несколько раньше: "Если даже с таким влиятельным и богатым человеком, как Михаил Ходорковский, наша система правосудия может вытворять такое, то что же она сделает с простым дядей Васей". Гнусная подстава таких рассуждений в том, что реальная проблема подменяется символом. Я искренне желаю Олегу Кашину скорейшего и полнейшего выздоровления, а заказавшим и исполнившим нападение скотам - скорейшего и полнейшего наказания. Но нужно отчётливо понимать: если напавших на Кашина найдут, это никак не повлияет на безопасность остальных граждан. Это никак не повлияет на эффективность расследований нападений на людей. Я искренне желаю Михаилу Ходорковскому честного, справедливого и неподкупного правосудия, но даже если он завтра выйдет на свободу - это никак не повлияет на общий механизм работы наших правоохранительных органов и судов. Дядя Вася останется в том же печальном положении, в каком пребывал до Ходорковского, во время Ходорковского и после Ходорковского. Потому что "большой и известный" совершенно затмил в информационном пространстве "маленького и неизвестного" - и когда проблема "большого" будет решена, вся прогрессивная общественность успокоится. А "маленького" те же самые упыри продолжат обслуживать по полной. Принцип исключительности.

Вот Марина Литвинович написала что-то вроде, что все мы - коллективно избили Кашина (или все мы - коллективный Кашин, там нечетко), и Кашин должен стать символом мира, и объединения, и еще чего-то там. Мне кажется, что единственное, что должен сейчас Олег Кашин - это выздороветь и жить дальше: в уме, в сознании, полноценно функционируя. И еще мне кажется, что попытка поднять на знамя человека, вынужденного каждую минуту бороться за жизнь - это плохая попытка. Человек, который борется за жизнь, не должен быть знаменем, он может не выдержать этой роли.

Когда нападают на человека, и его друзья, знакомые и вообще - общественность выходит на митинги и пикеты с требованием скорейшего расследования - они в своем праве. Это правильно, понятно и справедливо. Неверие друзей, знакомых и общественности в то, что правоохранительные органы могут эффективно работать без внешнего стимулирования - вполне оправдано. Но когда та же общественность заранее готова назвать виновных, указать мотивы нападавших и чуть ли не пальцем в них показать; когда каждый, кто умеет писать буквы в интернете "уж точно знает" - это в лучшем случае - просто пример массового идиотизма, в худшем - банальная отработка информационного повода.

Да, нападение на Кашина в очередной раз заставило и власть, и общественность кое-что осознать. Например, осознать, что у нас губернатор может прийти в блог журналиста и чисто по-пацански призвать его "ответить за базар". И, наверное, это не вполне нормально. Или осознать, что в стране есть некоторое количество молодежных движений, которые угрожают людям направо-налево, устраивают хунвейбинские акции то ли в комсомольском, то ли в фашистском стиле - и это проправительственные молодежные организации, афилированные с "партией власти". И возможно, они существуют на деньги налогоплательщиков. И почему-то, они не садятся по статьям об экстремизме, как садятся их оппозиционные коллеги. Но какое отношение имеет к этому всему Олег Кашин? Он - просто повод. "Вы не человек, мадам Куку, вы пример". И когда живой еще человек так вот беззастенчиво превращается в пример - это ... ну, как-то стыдно, вы не находите?

И этим примером прогрессивная общественность уже пытается затыкать другим людям рот - снова работает проклятый принцип исключительности. Стоит напомнить, что есть еще Константин Фетисов, активист-эколог, которого избили сутками раньше - и он тоже нуждается в помощи, и есть Михаил Бекетов, на которого совершенно бесстыдно наехал мэр Химок Владимир Стрельченко - и он тоже нуждается в помощи, и есть 12 убитых в станице Кущевская Краснодарского края - всех их зарезали, как свиней - и это дело тоже нуждается в расследовании - стоит напомнить обо всем этом, как раздается голос прогрессивной общественности - "мы помним, мы знаем, но не пытайтесь отвлечь нас сейчас от дела Олега". Потом вас, если напомните именно вы, расскажут, что вы провокатор и кремлевский наймит, и занимаетесь риторикой, и подтасовываете факты, и вообще, выйдите вон.

Фетисов, Бекетов - о них куда меньше пишут в твиттере, о них не говорит президент, у них нет нескольких десятков друзей с громкими именами, которые могут поднять информационную волну на всю страну - поэтому там все будет идти так, как идет. Получается очень либерально и даже немного социал-дарвинистски. Принцип исключительности. Никому не интересно, ведь "пострадал Олег", "Олега на знамя".

И когда прогрессивная общественность - а вслед за ней и отдельные представители власти - говорят, что надо бы ужесточить наказания за нападения на журналистов, надо бы, может, приравнять журналистов к общественным деятелям, я снова наблюдаю этот принцип исключительности: да, для журналистов все складывается неплохо, но откуда такие критерии общественной полезности? А менее ли ценны для общества врачи или учителя? Может быть, менту-родителю, который в Петербурге избил ногами учительницу, тоже стоит дать "построже"? А возможно, вообще не стоит городить огород - и подумать, как делать наказания более неотвратимыми? Научиться, все-таки, находить тех, кто нападает? Потому что пока наши правоохранительные органы не научились находить бандитов и убийц, любые увеличения сроков - это раздел шкуры неубитого медведя.

Нужно просто понять - не тем, кто отрабатывает информационные поводы, а именно что прогрессивной общественности, людям с активной жизненной позицией (здесь я впервые позволил себе употребить эти термины без иронии) - решением проблем "знаковых фигур" мы не исправим систему в целом. А она нуждается в исправлении. Потому что в помощи нуждаются все - независимо от степени их богатства или бедности, известности или безвестности, силы или слабости. Если же мы немного, ну вот просто секунду подумает о справедливости, то поймем, что бедные, слабые и неизвестные нуждаются в помощи несколько больше.

Пока в России чаще получается наоборот.

       
Print version Распечатать