Послевкусие от Оскара

Кончились выходные дни, а вместе с ними действо, к которому было приковано внимание более чем 30 миллионов человек. Речь идет о церемонии Оскар, которую многие называют моментом единения всех жителей земли – ведь искусство, как то заявила одна из нынешних владетельниц золотой статуэтки, "в любом его проявлении было и всегда будет нашим универсальным языком общения". Характерно, что слова эти принадлежат не какой-нибудь американской актрисе, но испанке – Пенелопе Крус. Это лишь свидетельствует о том, что Оскар является не только американским событием, но поистине символом культурной глобализации.

Единение единением, но акции Оскара неуклонно падают с каждым годом. Если в 1998 году – в период золотой эпохи "Титаника" – согласно многочисленным рейтингам за церемонией наблюдали 55 миллионов человек, то на этот раз ею любовались лишь 32 миллиона. Организаторы действия всеми силами пытаются спасти медленно тонущий корабль, но, кажется, безуспешно. Выбор лауреатов этого года – яркий тому пример.

Судите сами, восемь статуэток из десяти возможных получил Дэнни Бойл с его постмодернистским "Миллионером из трущоб", который более правильно было бы перевести менее литературно - "Голозадый миллионер". Бойл сорвал куш в номинациях лучшая картина, лучший режиссер и далее по списку. Лучшими актерами стали Шон Пен (уже второй раз) и Кейт Уинслет, а вторыми лучшими актерами были названы Хит Леджер и Пенелопа Крус. Главный фаворит номинации "Загадочная история Бенджамена Баттона" получил лишь три истуканчика из тринадцати заявленных – да и те по техническим номинациям. Несправедливо обидели не только Дэвида Финчера, но еще и Даррена Аранофски с Микки Рурком. Однако вернемся к победителю.

Дэнни Бойл, великий муж шотландского народа, у себя на родине снял несколько восхитительных фильмов. Имеется в виду его дебют "Неглубокая могила" и "На игле". Его первое голливудское творение "Жизнь хуже обычной" еще сохраняла характерные черты стиля, а потому, хотя и была хуже предыдущих лент, не скатывалась в "американщину". Зато скатился в нее кошмарный "Пляж" с Леонардо Ди Каприо. Однако затем Бойл, вернувшись в Британию, прогремел хитом, посвященным зомби (тема, получившая возрождение в начале 2000-х), пожравшим почти весь Лондон, а в конечном итоге и Британию, – "28 дней спустя". Далее шло менее удачное "Пекло". И завершился процесс его эволюции "Миллионером из трущоб". Если сопоставить его с первыми работами Бойла, то сравнение будет не в пользу оскароносца.

Самое забавное в том, что "Миллионер", действительно был на голову выше своих конкурентов, за исключением, правда, "Истории Бена Баттона", на которую лично я возлагал "большие надежды". Как однажды выразился о последних американских выборах один очень знаменитый отечественный журналист: несмотря на то, что я предсказывал победу Джона Маккейна, победил Барак Обама. Также и здесь. Победил Бойл, хотя я хотел Финчера. Вместе с тем, замечу, что фильм Финчера точно так же уступал его предшествующим картинам, начиная от третьего "Чужого" и заканчивая "Бойцовским клубом". Так что, если бы меня просили выбрать лучший из пяти фильмов, то обо всех можно было бы сказать: все пять хуже.

Вопрос заключается вот в чем: действительно ли так плоха церемония, организаторы которой выбирают на конкурс определенные работы, или же угасающий интерес к ней является лишь следствием более сложного явления? На самом деле сказать трудно, но создается впечатление, что кинематограф вместо того, чтобы эволюционировать, все более и более деградирует. Этот процесс деградации, кстати, ловко подмечен в трилогии "Южного парка" "Воображландия". Например, такие именитые и востребованные сегодня режиссеры, как Майкл Бей и Найт М. Шьямалан, изображенные в этом мультфильме, не видят разницу между креативными кинематографическими идеями, спецэффектами и поворотами сюжета.

И дело не в том, что фильммейкеры разучились снимать, а зрители пресытились всевозможными ухищрениями кино. Дело в другом. Кинематографу, все более углубляющемуся в мейнстрим, нужно отказаться от этого мейнстрима, больше пробовать новое и неизбитое.

В этом смысле Дэнни Бойл удачно выступил, совместив самый мейнстримный мейнстрим со своим оригинальным британским видением. Изголодавшиеся по оригинальности академики попались на удочку и слопали наживку целиком. Однако следует признать, "Миллионер" – не более чем качественная халтура, поделка. Конечно, с одной стороны, это свежий взгляд на привычные предметы, с другой – синтез избитых штампов. Мастер уровня Бойла мог бы создать что-то гораздо более выдающееся.

Именно поэтому выбор критиков опасен тем, что может увести кинематограф со столбовой дороги мейнстрима в еще более темные заросли. И самое печальное здесь то, что американцы проворонили настоящий шедевр, на который следовало обратить внимание. Это "Темный рыцарь", в котором Кристофер Нолан не синтезирует старое, паразитируя на избитом всеми любимом, лишь бы получилось на угоду публике, но переосмысляет прежнее, создавая тем самым абсолютно новую форму и новое содержание. Ранее я уже сожалел, что Нолана не номинировали в главных номинациях. Продолжаю сожалеть и поныне, а также радуюсь, что, хотя Оскар его не заметил, огромное количество поклонников его от этого не разлюбят, а, вероятно, напротив. Что ж, будем ждать следующего года и рассчитывать на то, что в следующий раз награду дадут тому, кто этого действительно заслужил.

       
Print version Распечатать