Политика сквозь призму истории

Демократические антиавторитарные революции 1989 года привели к изменению геополитического положения бывших социалистических стран Европы. Придуманное западными советологами в противовес Западу понятие "Восточная Европа" кануло в лету, хотя часть российских публицистов по инерции продолжают его использовать. Венгрия, Польша, Словакия и Чехия стали именовать себя Центральной, Центрально-Восточной и даже Восточно-Центральной Европой. К Восточной Европе в этих странах теперь относят Россию, Украину, Белоруссию и Молдавию. В 1999 году Венгрия, Польша и Чехия, а в 2004 году Словакия стали членами НАТО, а с 1 мая 2004 года – членами Европейского союза и тем самым составной частью Запада.

"Восточное измерение" Европы

Что касается Польши, то она с момента вступления в ЕС пытается самым активным образом влиять на определение и реализацию восточной политики ("восточного измерения") Евросоюза. Ею открыто ставится задача отрыва Украины, Молдавии и Белоруссии от России и содействия вступлению этих стран в НАТО и ЕС. В 2006–2007 годах в орбиту своей восточной политики премьер-министр Польши Ярослав Качиньский и его брат-близнец президент Лех Качиньский включили страны Южного Кавказа – Грузию и Азербайджан. Сегодня Республика Польша пытается играть роль лидера и для стран Балтии, которые являются членами ЕС. Польша стремится объединить все эти государства для решения ключевых проблем энергетической безопасности, диверсификации поставок энергоносителей из разных источников создать что-то вроде "энергетического блока" против внешнеэнергетической политики РФ. В 2006–2008 годах по инициативе Леха Качиньского были проведены четыре энергетических саммита с участием лидеров большинства вышеупомянутых стран. На этих встречах обсуждались вопросы строительства трубопроводов в обход России. В 2008 году Польша вместе со Швецией стала инициатором проекта "Восточное партнерство в рамках Европейской политики соседства". Цель этой инициативы – создание чего-то вроде Вышеградской группы на востоке. Это не что иное, как формирование зоны влияния Евросоюза на постсоветском пространстве.

Вместе с тем стремление Польши быть лидером востока Европы не следует трактовать как попытку создания нового Варшавского договора, на чем неправомерно настаивают некоторые британские журналисты.

От истории к современности

Нынешняя польская политика на восточном направлении тесно увязана с исторической политикой Польши. Последняя является идеологией, цементирующей составляющей ее восточной политики. Как бурная история противоборства XVII века, так и трагические события ХХ века используются для того, чтобы формировать отчуждение по отношению к новой России не только в своем обществе, но и во всей Центральной и Восточной Европе. Министр иностранных дел Польши Радослав Сикорский, выступая 7 мая 2008 года в сейме, подчеркивал, что сейчас Польша, как и шестьсот лет назад, является моделью трансформации для восточных соседей. Во времена Ягайло первая Речь Посполитая распространяла образцы шляхетских свобод и терпимости. Идея Люблинской Унии реализуется тогда, когда "наши восточноевропейские братья", стремящиеся к членству в Европейском союзе, окажутся в его рамках.

Эти идеи пускают корни. История двусторонних отношений, в которой действительно были сложные моменты, в первую очередь сталинские преступления против поляков в годы Второй мировой войны, оказывает влияние и на современные российско-польские отношения. Эти события в период ПНР или замалчивались, или сознательно искажались. В 1990–1992 годах вначале Советский Союз, а затем и новая Россия признались в сталинских преступлениях, прежде всего в организации тайного катынского расстрела весной 1940 года. Первая партия доказательных документов, в том числе списков расстрелянных, была передана Горбачевым Ярузельскому 13 апреля 1990 года, а 14 октября 1992 года специальный представитель Президента РФ Ельцина Пихоя передал польской стороне копии основных документов, доступных ранее только верховному руководству страны. В их числе было постановление политбюро ЦК ВКП(б) от 5 марта 1940 года, предписывавшее расстрелять без суда и следствия более 25000 поляков, находившихся в распоряжении НКВД, но именовавшихся военнопленными. 17 октября 1992 года Ельцин в интервью польскому телевидению определил российскую позицию по этому вопросу так: "Россия не может взять на себя ответственность за катынское преступление. Сделала это партия, сделал это тоталитаризм". Президенты Ельцин и Валенса договорились, что вопрос о материальных претензиях со стороны Польши подниматься не будет. Во время официального визита в Варшаву в августе 1993 года президент РФ обещал наказать виновников этого преступления. Расправляя ленты венка у памятника жертвам Катыни, он произнес: "Простите, если можете". Тем самым он как бы принес извинения полякам.

След Катыни

В 1990–2004 годах Главная военная прокуратура РФ расследовала Катынское дело. 21 сентября 2004 года оно было прекращено в отношении признанных виновными в превышении полномочий должностных лиц (они не были поименованы) в связи с их смертью. Само постановление о прекращении дела и 116 из 183 томов следствия были засекречены как содержащие сведения, составляющие государственную тайну. По этой причине в настоящее время отсутствует достоверная информация о правовых основаниях прекращения дела, конкретных лицах, призванных виновными в совершении преступлений, об установленных в ходе расследования фактах.

Польскую сторону не устраивает ни закрытие дела, ни правовая квалификация преступления (ГВП "не выявила геноцида"), ни отказ в реабилитации жертв. Она требует передачи ей всех материалов следствия, реализации установленного Конвенцией по правам человека права на справедливый суд. Без этого, по мнению поляков, Катынское дело не может считаться окончательно закрытым.

Катынь продолжает оставаться самой чувствительной частью польской исторической памяти. Поэтому раскрытие полной правды о катынском преступлении превратилось в вопрос чести для поляков. Катынь стала своеобразным индикатором и раздражителем в российско-польских отношениях. Поскольку эта проблема в двусторонних отношениях все еще не снята достаточно убедительно и последовательно, она весьма обременяет эти отношения.

На новую Россию политиками Польши, стран Балтии, Украины и Грузии необоснованно переносятся державные, "империалистские" черты политики Российской империи и Советского Союза. Историческим прошлым, опытом территориального расширения России объясняют вооруженный конфликт в Южной Осетии в августе 2008 года, внешнеэнергетическую стратегию РФ, направленную на диверсификацию экспорта энергоносителей. Тем самым нагнетается напряженность в Европе, в отношениях РФ с ЕС.

Как в начале 1990-х годов, так и в начале XXI века здравомыслящие политики в России и Польше понимают, что нормальное развитие российско-польских отношений требует снятие негативов прошлого. Они считают, что былые исторические события не должны проецироваться на сегодняшние и тем более на завтрашние отношения. Поэтому по договоренности между министром иностранных дел РФ Сергеем Лавровым и министром иностранных дел РП Радославом Сикорским в июне 2008 года в новом, деполитизированном формате была возобновлена работа группы по сложным вопросам истории российско-польских отношений ХХ века.

       
Print version Распечатать