Поэзия и проза кинофестиваля

Завершился 32 Московский Международный кинофестиваль. К сожалению, большая часть того, что было отобрано для конкурса, вряд ли собрала бы такое количество зрителей второй раз. Однако неконкурсная программа прошедшего Московского кинофестиваля состояла из некоторых интересных показов, о которых стоит рассказать подробнее.

Одной из первых картин, показанных на кинофестивале, стала южнокорейская «Поэзия» режиссера Ли Чан Дона, до этого представленная в Каннах. Бывший президент ФИПРЕССИ, кинокритик Андрей Плахов, пытаясь показать интерес россиян к артхаусу, высказался об этом фильме так: «Будете ли Вы смотреть корейский фильм, в котором главная героиня — бабушка 66 лет, работающая сиделкой и страдающая болезнью Альцгеймера? Ее внук обвиняется в преступлении, а она, несмотря на невзгоды, поступает на курсы поэзии». У картины образцово маргинальный сюжет с безрадужными прокатными перспективами, хотя два предыдущих фильма мэтра южнокорейского кино все же попадали в российские кинотеатры.

Картина, тем не менее, словно оправдывая свое название, достаточно поэтична и тонка. Автор создает параллель между двумя персонажами второго плана, — немощным стариком и школьником: оба одержимы сексуальной страстью. Внутренние взаимосвязи создают аналогию действий главной героини — она уподобляется девочке-самоубийце. Рассказывать сюжет подробнее было бы проявлением неуважения к зрителю, который, наверняка, будет приятно удивлен уровнем картины. Не случайно «Поэзия» была награждена в Каннах призом за лучший сценарий. В фильме имеется несколько длинных эпизодов, съемки которых не были отрежиссированны и являлись импровизацией с участием непрофессиональных актеров.

В конкурсной программе «Перспективы» демонстрировался фильм «Бибинур», создание которого возвестило о рождении татарского кинематографа. Раньше, при СССР, существовали такие студии как «Узбекфильм», «Киргизфильм», «Туркменфильм» и прочие национальные кинематографии. Теперь Министерство культуры России озаботилось созданием подобных образований уже внутри государства. Но если язык отдельных кинематографий вырабатывался десятилетиями, то в случае с Татарстаном у создателей был полный карт-бланш — в каком направлении двигать киноискусство.

Для осуществления постановки в Казань был приглашен режиссер кино и телевидения Юрий Фетинг, этнический немец из России. В итоге, общими силами, получилась история о земле и традициях татарского народа. О том, как магнат, живущий за границей, собирается продать землю под китайское производство, но внезапно осознает свою глубинную связь с глухим местом, где очутился впервые. Это фильм о борьбе традиций и цивилизации, которая агрессивно вторгается в глубинку. У одного из персонажей из «Бибинур» есть выбор — податься в город, где принять участие в телеконкурсе талантов, либо остаться дома и призывать народ на молитву. В финале картины пение мальчика конкурирует с многочисленными спутниковыми телеантеннами, принимающими телесигнал. «Бибинур» — фильм отчасти наивный, тем не менее, концентрирующий в своем содержании основные проблемы общества, не только в Татарстане.

Другим неожиданным фильмом стал «Красный лед. Сага о хантах Югры» (реж. Олег Фесенко), снятый по книге Еремея Айпина. В картине рассказывается о событиях 1933 года, когда малый народ Севера пошел против Советской власти. Как показано в «Красном льде», коммунары хотели сделать кочевой народ оседлым, а также избавить хантов от православных и шаманских предрассудков. Но северный народ сопротивляется. Он восстает против советской власти, вступает с ней в открытый бой и даже побеждает в первых сражениях. Однако, против оленей и ледяных крепостей бросают авиацию, и та не оставляет от хантов ни единого сугроба.

В действительности в данное время на Севере борются за реабилитацию восставших на реке Казым в середине тридцатых. Прокуратура до сих пор отказывается пересмотреть приговор 49 участникам тех событий. Тема на самом деле очень скользкая. Если признать действия хантов правильными, тогда не будет препятствий в реабилитации басмачей, бандеровцев и прочих лесных братьев, как выступавших против изменений традиционного жизненного уклада собственного народа.

К несчастью, стать полноценным художественным высказыванием картине помешал невысокий уровень отечественного кинопроизводства. Местами «Красный лед» скатывается до уровня поверхностной глупой комедии, при создании которой сэкономили на качестве. Отдельного упоминания стоит сцена, где из-под земли на оленях выскакивают северные мстители, одетые в шкуры, с черепами оленей на головах. Стиль их появления схож с тем, как внезапно возникают воины ниндзя.

Всегда поражавшая воображение программа Петра Шепотинника «8 ½ фильмов» сделала это и сейчас, правда, больше в отрицательном ключе. Один из самых распиаренных фильмов — японский «Символ» явно претендует на звание картины, не оправдавшей авансов и ожиданий. Режиссер и исполнитель главной роли Хитоси Мацумото — известный комик у себя на родине. Большую часть действия он находится в какой-то белой комнате, где из стен торчат половые органы, принадлежащие ангелам. При нажатии на интимные места в комнату попадают какие-то предметы, либо на земле что-то происходит. Мысли, которые заложены в картине, по своей глубине уступают какому-нибудь японскому развлекательному телешоу с элементами квеста.

Называть это дурачество высоким искусством можно лишь поднаторев в многочисленных преподнесениях графоманских опусов как откровений. При грамотном пиаре даже Евгений Петросян может быть ославлен на почве артхауса, сними он фильм с обильным использованием компьютерной графики и мимики лица. «Символ» по своей сути пустое и спекулятивное высказывание, подпитывающее собой миф о новых горизонтах экспериментального кино.

Другим примером манипуляций зрителем является фильм «Организация сновидений» (реж. Кен Макмаллен) из конкурсной программы «Перспективы». Режиссер картины — англичанин, активно выставляющийся в галереях со своими художественными экспериментальными проектами. Не удивлюсь, если показ его фильма окажется художественной акцией с целью выдать набор красивых, но бессвязных мыслей за высокий стиль. Форма «Организации сновидений» старается походить на Годара, вследствие чего в действии присутствует интервью с продюсером известного французского режиссера. Но Макмаллен не Годар, и единственное объяснение английской картины — это то, что режиссер хотел нам что-то сказать, но не позаботился о том, что это должно представлять хоть какой-то интерес для кого-то, кроме самого автора. Содержание фильма не отличается от какой-нибудь книги неизвестного автора, изданной лет пятнадцать назад и до сих пор не распроданной, ввиду слабого читательского интереса. Во всем Интернете и прессе не было найдено ни одного разумного объяснения происходившего в «Организации сновидений». Режиссер имитацией большого стиля обманул всех, включая отборщиков.

Особняком от всех остальных фильмов стоит «Дневник военнослужащей», снятый в Северной Корее. В последний раз подборка фильмов из КНДР была на Московском кинофестивале более пяти лет назад. Долгий перерыв в общении с северокорейским кинематографом показал, что прорывов за это время не произошло. «Дневник военнослужащей» напоминает какой-нибудь забытый советский телефильм 50-х годов, который стыдливо пролежал на полке все это время. В одном из первых эпизодов девушки стройными рядами идут по площади, вспоминая о своих предках, героях войны. Каждая вспоминает о своем дедушке, кроме Хен Сун, которая не знает о судьбе своего родственника. Судьба засылает героиню на далекую заставу, где она мужественно предотвращает возможные попытки реакционеров пустить под откос дело красной Кореи. В один из праздников, в который почитается память павших воинов, Хен Сун узнает на фотографии своего деда. Фильм завершается многочисленными пожеланиями здоровья верховному главнокомандующему со стороны группы девушек.

Завершался фестиваль фильмом «Невероятные приключения Адель», срежиссированного Люком Бессоном по французским комиксам. Действие комедии происходит в Париже столетней давности, а также в Египте. Создатели этого увлекательного зрелища заставляют нас поверить в птеродактилей над французской столицей и оживших фараонов. Бессон – один из немногих европейских режиссеров, который в стиле своих картин учитывает зрительский интерес и слишком оригинальные для массового кино сюжетные ходы. Его «Пятый элемент» является одним из образцов пределов изобретательности для коммерческого кинематографа.

За легким сюжетом «Невероятных приключениях Адель» стоит судьба эмансипированной женщины, которая является своеобразным приквелом «Титаника» Кэмерона, на который в фильме есть ссылки. Чего только стоит эпизод, когда две девушки играют в теннис, где вначале делают подачи в стиле 1900-х, а закончив прыжками и ударами из большого спорта начала двадцать первого века. Когда смотришь этот фильм, далеко не лучший в творчестве Бессона, почему-то не возникает вопросов о том, для кого он прежде всего сделан – для зрителя или искусства?

Хотелось бы, чтобы в следующем году в конкурсной программе ММКФ отборщики учли интересы тех, кто посещает показы не ради голого искусства. Даже в конкурсе Канн всегда есть 3-4 картины, созданные в стилистике массового кинематографа. Почему бы и Москве, вслед за коллегами, с которыми она мечтает стоять в одном ряду, не включить в основную программу несколько фильмов из той же Восточной Европы, сочетающих высокий стиль и любовь к зрителю?

       
Print version Распечатать