Поближе к Востоку

На прошлой неделе, 15 декабря, в штаб-квартире ООН в Нью-Йорке состоялось очередное заседание "квартета" по ближневосточному урегулированию, в котором участвовали глава МИД РФ Сергей Лавров, госсекретарь США Кондолиза Райс, генсек ООН Пан Ги Мун, верховный представитель ЕС по общей внешней политике Хавьер Солана и комиссар Евросоюза Бенита Ферреро-Вальднер. 16 декабря прошло заседание Совета безопасности ООН с участием Райс и Лаврова, в результате которого была принята совместно разработанная представителями США и России резолюция по мирному урегулированию на Ближнем Востоке.

Однако о самых острых проблемах региона, таких как статус Иерусалима, вопрос о еврейских поселениях на оккупированных территориях, проблема палестинских беженцев и границы будущего Палестинского государства, в резолюции нет ни слова. Это, скорее, поощрительный жест международного патрона по отношению к участникам палестино-израильского диалога. Документ поддерживает переговоры по ближневосточному урегулированию, начатые в Аннаполисе, и принципы их проведения, о которых договорились израильская и палестинская стороны, призывает их придерживаться плана “Дорожной карты”, обращается к мировому сообществу с просьбой поддержать лояльное Западу палестинское руководство и оказать экономическую и юридическую помощь зарождающемуся Палестинскому государству. Наконец, в резолюции содержится призыв проявить большую дипломатическую активность на Ближнем Востоке, чтобы содействовать взаимному признанию и мирному существованию всех стран региона.

Для Совбеза ООН подобная резолюция – достижение: впервые за последние пять лет появился документ, выражающий официальную позицию этого органа касательно палестино-израильской проблемы. Для российской стороны это еще более важное достижение: пункт о проведении международной конференции по ближневосточному урегулированию в 2009 году в Москве, судя по всему, составляет особенную гордость российской дипломатии.

В качестве члена международного “квартета” по ближневосточному урегулированию Россия проявляет очень большую активность, что хорошо иллюстрирует и ее участие в разработке вышеупомянутой резолюции, и инициатива по проведению следующего заседания "четверки" в Москве, и нынешний (20–22 декабря) очередной визит главы Палестинской Автономии Махмуда Аббаса в столицу Российской Федерации. Россия всеми силами пытается продемонстрировать миру свою заинтересованность в урегулировании и солидарность с усилиями, предпринимаемыми коллегами по "квартету". Насколько эти усилия эффективны, насколько они учитывают специфику ситуации в регионе и специфику самого региона, вопрос другой. Особенно показательно здесь то, что почти сразу после заседания в штаб-квартире ООН, 19 декабря, когда истек срок перемирия, заключенного на полгода при посредничестве Египта Израилем и "Хамасом", боевики "Хамаса" организовали ракетный обстрел южных районов Израиля. А Израиль уже готовит ответную военную операцию в секторе Газа, о чем было официально заявлено главой израильского МИДа Ципи Ливни и министром обороны Эхудом Бараком. Год назад похожее обострение ситуации в регионе было спровоцировано аннаполисской мирной конференцией, которую израильские журналисты назвали "саммитом оптимистов". Еще интереснее, что к нынешним боевым действиям причастны "мученики аль-Аксы", боевики "ФАТХ", на которую так рассчитывают на Западе.

Похоже, что лояльное Западу Палестинское государство, мирно сосуществующее с еврейским, светлый и довольно размытый образ которого создают формулировки и резолюции "квартета", вряд ли когда-либо возникнет. Наиболее острые вопросы до сих пор не разрешены, "Хамас" в Палестине – реальная сила, которую Запад пытается попросту игнорировать, ограничиваясь признанием ее террористической группировкой. Да и с угодной Западу партией "ФАТХ" и готовым к сотрудничеству доктором Аббасом все не так просто. Очень сомнительно, что кому-нибудь, будь то Штаты или Россия, удастся скроить в Палестине государство по своему вкусу.

Этот факт российская внешняя политика тоже старается учитывать. Грядут выборы в Палестинской Автономии, они могут закончиться не самым благоприятным в свете международных усилий образом. С 2006 года, когда на демократических выборах в ПА победила партия "Хамас", обозначилась самостоятельная российская инициатива, которую многие посчитали идущей вразрез с усилиями "четверки". Дважды (в 2006 и 2007 годах) в Москве на очень высоком уровне были приняты лидеры движения "Хамас", что вызвало тогда понятное недовольство как Запада, так и Израиля. Поскольку встречи с лидерами "Хамаса" не привели к хоть сколько-нибудь ощутимому результату в процессе разрядки палестино-израильских отношений, получилось, что встретились на всякий случай. Гипотетически (хотя и весьма сомнительно) это может в чем-то дать России преимущество, если на следующих выборах Аббас не победит. Относительным успехом этой инициативы Путина можно посчитать и то, что Россия продемонстрировала абсолютную независимость собственной внешней политики и готовность работать в актуальной политической ситуации. "Хамас" пришла к власти демократическим путем, с этим многим пришлось согласиться. И хотя демократия в лице лидеров "Хамаса" поистине фантасмагорична, она всего лишь следствие проводимой США в последние десятилетия внешней политики, как не раз отмечал, например, известный своими антиамериканскими выпадами интеллектуал Ноам Хомский.

В то же время Россия пытается заигрывать с Израилем. В Израиле существуют разные политические силы (например, у Ольмерта с Путиным сложились теплые отношения), но в основном на наши старания смотрят с недоверием. Это нетрудно понять. Дипломатические отношения СССР и Израиля ведут свою историю с самого начала существования государства Израиль, когда в 1948 году Советский Союз оказался одной из первых мировых держав, признавших новое государство. С 1967 до 1991 года советско-израильские отношения развивались под влиянием двух основополагающих факторов. С одной стороны, экономический и политический союз СССР с арабскими странами, выступающими против каких-либо отношений с сионистским государством и против самого его существования (после Шестидневной войны 1967 года дипломатические отношения между СССР и Израилем были разорваны "в связи с израильской агрессией против арабских государств" и возобновились только в 1980 году, а в полном объеме – лишь в 1991 году). С другой стороны, советско-израильские отношения осложнялись проблемами с эмиграцией советских евреев в Израиль, ограничения на которую были сняты только в 1980 году. Советское наследие, конечно, создает не самый благоприятный фон для развития российско-израильских отношений, хотя, в общем-то, не он определяет их состояние, зато служит идеологической подкладкой для антироссийских выпадов. Тем более что современная российская внешняя политика предоставляет Израилю поводы для таких выпадов в избытке.

Россия не включила "Хамас" и "Хезболлу" в список террористических организаций и продает оружие главным врагам Израиля – Сирии и Ирану. Израильская общественность рассматривает это как стремление России вернуть утраченные после "перестройки" позиции великой державы на ближневосточной арене.

При этом усилия российской дипломатии, в частности визиты главы МИДа Лаврова в Израиль, воспринимаются достаточно сдержанно и настороженно. А посещение израильскими политическими деятелями Кремля сильно вредит их имиджу на родине. При традиционных патрон-клиентских отношениях, сложившихся между США и Израилем, именно Америка воспринимается в Израиле как единственный друг и партнер, точнее – "босс, которого называют партнером", как выразился израильский политолог Амир Орен. Так что приходится констатировать, что возможности влияния России на Израиль, в том же решении палестино-израильской проблемы, минимальны. Нужно сказать, что и предстоящая конференция по ближневосточному урегулированию, проведение которой планируется в Москве, во многом зависит от израильской стороны и от ее желания приехать в Москву.

С арабским Ближним Востоком все обстоит несколько лучше. Здесь политические отношения опосредованы деловыми: военно-техническое сотрудничество России и арабских стран, конечно, потеряло былой размах (почти вся северная Африка и Ближний Восток были оснащены советской военной техникой), однако и сегодняшний спектр ВТС России довольно широк: Алжир, Сирия, Йемен, ОАЭ, Кувейт, Судан, Египет, Иордания, Ливия. Очень охотно и часто принимают арабских лидеров в Кремле. Например, совсем недавно состоялась теплая встреча Путина с полковником Каддафи.

Российская внешняя политика сегодня стремится утвердиться в глазах мирового сообщества в качестве легитимной самостоятельной силы, обладающей серьезным потенциалом умиротворения Ближнего Востока. И было бы глупо ограничиваться здесь только риторикой: стабильность региона, расположенного столь близко от границ России, и экономическое сотрудничество с ним действительно важны для нас. Многовекторная политика, которая проводится сегодня на Ближнем Востоке, требует определенной грации. Вести себя корректно в глазах ООН и ЕС, поддерживать их альтруистические порывы, не играть по навязанным правилам и соблюдать собственные стратегические интересы – задача не из легких. "Новая национальная стратегия" уязвима для критики, но следует признать, что она далеко не бессмысленна.

       
Print version Распечатать