По памятным местам разгула

Москва - лоскутное одеяло, большая деревня, город контрастов. Эти обиходные определения свидетельствуют о том, что поиски внутренней логики в архитектурном облике Москвы ни к чему положительному не привели. Представима ли Москва как целое? Придти к единому мнению в данном случае, по видимости, невозможно. Исследователи Петербурга часто пользуются выражением "петербургский текст русской культуры". Предполагается, что градостроительная логика Петербурга подчинена сводам правил и нормативов. И эта логика влияет на сознание жителя и его (творческую) деятельность. То есть Петербург воспринимается как город, грубо говоря, неорганического происхождения. Убежденные москвичи к родному городу относятся более, что ли, трепетно. О Москве говорят как о феномене органической жизни. " Никто ее (Москву - В.Д.) красавицей не назовет, а дотронься - током бьет", - пишет художник Виктор Пивоваров. Москва получается этакой актинией, обжигающей неосторожного прохожего. В подобном ключе высказывается и Владимир Паперный в эссе с примечательным названием "Москва как тип сознания": " Идеологическая емкость Москвы, способность поглощать, переваривать, сохранять и складывать друг с другом несовместимые идеологические построения ... делает Москву столь поразительным объектом изучения".

Исследователи из творческой группы "МосКультПрог" с последней цитатой, очевидно, согласны. Участники "Московских культурологических прогулок Сергея Никитина и его друзей" отрицают возможность строго разложить Москву на ансамбли и памятные места, а остальное выкинуть за ненадобностью. В поле зрения "МосКультПрога" может попасть и пятиэтажка хрущевских времен, и памятник архитектуры под охраной государства, когда в их соседстве проявляется органика города.

Крупнейшей публичной акцией "МосКультПрога" на сегодняшний день остается троллейбусная экскурсия "Верхом на "Букашке", проведенная совместно с Третьяковской галереей. 18 апреля маршрут "Б", следующий по Садовому кольцу, был оснащен предварительно записанным текстом участника "МосКультПрога" Юрия Ширкова. Таким образом, каждый, кто сел в этот воскресный день в троллейбус "Б" в районе 11 утра, узнал много интересного об истории Садового кольца. Эта инициатива была поддержана транспортным начальством Москвы, а сама прогулка получила лестные отзывы в прессе.

В воскресенье 16 мая около семидесяти человек собралось на очередную экскурсию "МосКультПрога". На этот раз объектом исследования стал район Сретенки. Общая канва прогулки была подготовлена основателем "МосКультПрога", кандидатом филологических наук Сергеем Никитиным. А в качестве рассказчиков выступили известные аборигены, среди них - ведущий радиостанции "Эхо Москвы" Сергей Бунтман и профессор Александра Суперанская, специалист по ономастике.

К сожалению, из-за отсутствия в распоряжении организаторов микрофонов и мегафонов тем, кто не успевал занять место рядом с очередным докладчиком, не было слышно практически ничего. Прогулка напоминала цыганский караван - многие привели детей, а одна посетительница взяла с собой и собаку. Так что для части экскурсантов прогулка была более приятной, чем полезной. Сретенские переулки богаты свежим воздухом, к тому же и в будние, и в выходные дни автомобильное движение в районе практически нулевое.

Начали с рассказа об одном из важнейших памятников Сретенки - Сухаревой башне. Она исчезла с карты во время проведения в жизнь генерального плана города 1934-35 годов. Поведав историю жизни и смерти Сухаревой башни, ведущий прогулки Сергей Никитин рассказал о другой достопримечательности района. Гастроном Миляева (по имени дореволюционного хозяина) был известен в советское время как один из самых изобильных. Возникла маленькая дискуссия о том, как в государстве с плановой экономикой могла существовать разница в снабжении магазинов. Сергей Бунтман предложил правдоподобное объяснение. По его мнению, все зависело от предприимчивости начальника и факта проживания поблизости какого-нибудь номенклатурного начальства. Близость аппаратчиков к магазину заставляла его "работать". В этом аспекте советская экономика давала маленькую, но свободу операций на рынке.

От площади прошли к театру Анатолия Васильева. Он представляет собой перестроенный кинотеатр "Уран". О своих походах в кинотеатр и любимых фильмах подростка 70-х рассказал Сергей Бунтман. Директор театра Аркадий Раскин поведал о концепции интерьеров. Холл театра напоминает улицу - балконы, фонари. Главный зал Раскин сравнил с римской базиликой. "Наш театр - не светский", - заявил он. Искусствовед и критик Сергей Хачатуров заметил, что пространство зала больше напоминает ему масонское святилище. Аналогия удивительно точная - в театр Васильева предпочитают пускать посвященных.

Напротив театра располагается здание, в котором жил Николай Рубинштейн, основатель Московской консерватории (Последний переулок, д. 28). Здесь же в 1860-х гг. располагались классы Русского музыкального общества. Осмотр дома стал поводом поговорить о репутации дореволюционной Сретенки. Все москвоведы прошлого сходятся на том, что сретенские переулки во второй половине XIX века была центром разврата и разбоя. Как же уживались с проститутками учащиеся музыкальных классов Рубинштейна? Московские власти пытались изменить морально-нравственный облик района. Для этого они избрали несколько странную тактику. В 1907 году (за десять лет до переименований Октябрьской революции!) все переулки от Сретенки до Трубной улицы были переименованы, дабы стереть из памяти москвичей топонимы, ассоциирующиеся с развратом. Однако и после революции ситуация не сильно изменилась. Владимир Маяковский в стихотворении "На помощь!" (1924) констатировал, что грязь и разгул из района Трубной и Цветного бульвара никуда не делись.

И сегодня Сретенка - даром что центральная улица - район инвестиционно непривлекательный. Как поведал член оргкомитета МосКультПрога, шеф-редактор новостного интернет-ресурса Regions.Ru Николай Калашников, для некоторых зданий района введено новое понятие - "дома пониженной элитности". В то же время на Сретенке попадаются интересные образчики новой московской архитектуры. Последний переулок, дом 7/9 - неоконструктивистское здание, фасад которого поддерживают два громадных атланта (скульптор - Андрей Налич). Забавный пример постмодерна интересен цветовым решением (сочетание телесного цвета атлантов и темно-синего фасада) и отсутствием мегаломании, характерной для новой Москвы.

По пути к Печатниковому переулку организаторы прогулки знакомили собравшихся с тонкостями обычной, незаметной архитектуры Москвы. В доме 1870-х годов на Трубной обнаружилась железная винтовая лестница, как будто списанная с парохода. Печатников переулок застроен в 1950-х гг. зданиями, нехарактерными для послевоенной архитектуры столицы - они более приземисты, у них более широкие окна, они встречаются обычно на юге - в Севастополе, например. Сретенка оказалась сплошным исключением из правил. В этом районе смешиваются центр и периферия, элитное и трущобное, средняя полоса и юг России.

Как видно из прогулки по Сретенке, подготовленной МосКультПрогом, "Московский текст", если он существует, напоминает вечный черновик школьного сочинения на тему "Дорогая моя столица". И в каждом поколении городских властей находятся энтузиасты, пытающиеся создать беловой вариант. Остается надеяться, что победить органику Москвы невозможно.

Планы творческой группы "МосКультПрог":

В летние месяцы проведет прогулки по индустриальной части Замоскворечья (с Александром Фроловым и Николаем Калашниковым), Немецкой слободе (с Натальей Домашневой), по Красносельским и Леснорядским (с Владимиром Паперным), а также по Кузьминкам. Намечены литературные прогулки по Переделкино и Лианозово (с Валентином Дорфмайстером), плюс осмотр сталинской архитектуры во Фрязине и Электростали.

Подробности можно прочитать на сайте "МосКультПрог".

       
Print version Распечатать