"Перезагрузка" по-славянски

На европейском направлении российской внешней политики существует серьезный провал. Если взаимоотношения со странами «Старой Европы» развиваются более или менее нормально, то взаимоотношения со странами Восточной и Центральной Европы находятся далеко не на том уровне, как того требуют в первую очередь интересы российской экономики. Особенно низок уровень взаимоотношений России с ключевой страной Центральноевропейского региона – Польшей.

Два президента, три премьера

С приходом к власти наследников Польской объединенной рабочей партии (ПОРП) социалистов Квасьневского взаимоотношения между Россией и Польшей стали было освобождаться от ненужной идеологической враждебности. В период 2000–2005 годов между Россией и Польшей поддерживались активные политические связи. Состоялось десять встреч президента России Владимира Путина с польским президентом. Действовал двусторонний комитет по вопросам стратегии российско-польского сотрудничества.

Однако, погрязнув в ужасающей по масштабам коррупции, социалисты Александра Квасьневского попытались во внутренней политике прибегнуть к антироссийской риторике, играя на чувствах ранее пораженной русофобской пропагандой части польского общества. Во внешней же политике они стали конструировать некую «Великую Польшу», активно вмешиваясь в политические процессы, идущие в сопредельных с Польшей странах, входивших ранее в СССР. Разумеется, всегда на стороне антироссийских политических сил. Достаточно напомнить роль самого Квасьневского в так называемой оранжевой революции в Киеве.

Но антироссийская риторика не помогла квасьневцам удержаться у власти в Польше. Их правление еще долго будет вспоминаться поляками как царство казнокрадства, коррупции, как эпоха разгула бандитизма. И это стоит учитывать, чтобы правильно понять, почему на смену социалистам Квасьневского в Польше к власти пришла партия братьев Качиньских «Право и справедливость» (ПиС). Дело вовсе не в том, что они сумели сыграть на антироссийских чувствах польского народа. Дело в том, что польское общество готово было избрать хоть черта в ступе, хоть Бабу-ягу, лишь бы только пресечь тот разгул коррупции, что был при Квасьневском.

И надо отдать должное Качиньским. Они таки сумели, используя в качестве инструмента комиссии по люстрациям, переломить хребет коррупции. Да, она есть и сейчас, и весьма сильная, но отнюдь не столь самозабвенная, что была в эпоху социалистов. Однако для ухудшения польско-российских отношений Качиньские, их партия и партии их блока сделали, вероятно, максимум того, что могли сделать. Плохо то, что семена русофобии при них были посеяны не только среди наименее обеспеченных слоев польского общества (так называемая целевая аудитория радио «Мария»), но и среди значительной части польского подрастающего поколения. Можно сказать, что польско-российских взаимоотношений при Качиньских просто не было.

Положение стало меняться с победой на досрочных парламентских выборах «Платформы обывательской» Дональда Туска. Тут следует сказать, что сам лидер «Гражданской платформы» известен в Польше не только как весьма прагматичный политик, но и как человек, настроенный с симпатией к России. За что он неоднократно получал от «писовцев» прозвище тайного агента Кремля. Однако в политике он порою весьма циничен. Вспомним его позицию по вопросу строительства в Польше элементов американской ПРО. Польский премьер-министр неоднократно высказывал мысль, что американские деньги, выделяемые в рамках этого проекта, пришлись бы весьма кстати польской экономике.

Туск также начал предпринимать и шаги по улучшению польско-российских отношений. Был урегулирован вопрос с поставками польского мяса в Россию. Понемногу, очень осторожно стали развиваться дипломатические контакты. Дело шло к восстановлению нормальных отношений с Россией и даже возможному визиту главы российского правительства в Варшаву. Но все испортили неумело-карикатурные поступки президента Польши Леха Качиньского во время кавказских событий прошлого года. И хотя польское правительство, которое и отвечает в Польше за внешнюю политику, как могло, дистанцировалось от экстравагантных поступков и заявлений польского президента, тем не менее «осадок остался».

Наконец, в ходе Давосского форума удалось достигнуть принципиальной договоренности о том, что председатель российского правительства Владимир Путин посетит Польшу. Об этом 13 февраля этого года заявил Туск, выразив надежду, что визит состоится до конца весны. Впрочем, польско-российским переговорщикам не удалось достигнуть к этому сроку согласия по части сложных вопросов, отягчающих ненужными смыслами польско-российские отношения. Только в июне была выработана формула соглашения между странами по катынской истории.

По информации, исходящей из польских дипломатических источников, визит Путина будет приурочен к памятным мероприятиям по случаю начала Второй мировой войны, которые пройдут в Польше 1 сентября этого года. На 2 сентября запланирован сам визит. Сейчас сложно сказать, какие документы будут подписаны в ходе него и будут ли подписаны вообще. Здесь важны даже не столько документы, а сам факт визита как знак перемен к лучшему в двусторонних отношениях. Как старт нового этапа в развитии российско-польских отношений. Между тем и вопросов накопилось много.

Что нам Польша?

Польша, по сути, ключевая страна ЦВЕ. В принципе, она и есть Восточная Европа. Единственная страна этого региона, способная проводить и в меру своих сил проводящая самостоятельную внешнюю политику. Удел других стран ЦВЕ – проходить по разряду «тоже страны», так или иначе блокируясь либо с себе подобными, либо выступая в общем русле внешнеполитического курса ЕС и НАТО и их стран-лидеров. Следует также учитывать, что Польша обладает самой мощной экономикой в ЦВЕ. Да, имеются серьезные проблемы, связанные с адаптацией польской экономики в ЕС, однако есть и серьезный рост. Так в 2007 году ВВП Польши достиг 632 млрд долларов. Высок и российско-польский товарооборот, превысивший в прошлом году 20 млрд долларов.

Однако в силу многих причин в настоящее время в польском экспорте в РФ преобладает продукция сельского хозяйства. С российской же стороны основную массу поставок составляет сырье, в первую очередь энергоносители. В принципе, Польша, являясь одним из мировых лидеров в производстве железнодорожного подвижного и локомотивного состава, строительной и дорожной техники, могла бы играть серьезную роль в модернизации российской экономики. Поляки в свою очередь внимательно присматриваются к продукции нашего энергетического машиностроения, особенно атомного, что особенно актуально в свете планов польского правительства приступить к строительству первой польской АЭС в Поморском воеводстве в Польше. Иными словами, существует масса горизонтов для возможного плодотворного российско-польского экономического сотрудничества.

При анализе перспектив российско-польских отношений следует учитывать, что главный драйвер ротации власти в Польше – проблема коррупции. Если к выборам 2011 года начнутся коррупционные скандалы, подобные тем, что были в 2005 году, да даже более слабые, «Гражданская платформа» может не устоять. Тогда будет неизбежно «второе пришествие» ПиС к власти, самостоятельное или в составе пусть и неустойчивой коалиции, не важно. Эти люди могут опять начать дудеть в антироссийскую дуду. И чем полнее станет за эти два года экономическое сотрудничество двух стран, тем больше будет оснований у польского бизнеса сказать ПиС: «Не рушай!». А польский бизнес давно смотрит на Россию как на самого ценного экономического партнера.

Что же касается гуманитарного измерения, в том числе распространившейся в польском обществе русофобии, то такая проблема есть. И она еще достаточно долго будет отравлять взаимоотношения между двумя братскими народами. Здесь важно не вступать в эту игру с нашей стороны. Не лить воду на мельницу пропагандистам русофобии, раздувая полонофобию в России. Нужно на это смотреть спокойно. Как на пену. Не идти на поводу у пены, не искать различия, а искать то, что нас объединяет. В конце концов, русские и поляки – народы-братья. При этом даже ментальность у нас во многом одинакова. Даже водку, которую мы пьем порою до самозабвения, мы поделить не можем. Все спорим, кто ее придумал. А уж говорить про взаимопроникновение культур, как-то и неловко.

И это помимо чисто естественных географических и экономических причин может стать очень прочной основой теплых, дружественных российско-польских отношений. И здесь важно то, кто первым протянет руку. Существенно также, что визит совершает именно российский председатель правительства. Что бы там ни говорили, а Россия протягивает Польше руку первой.

       
Print version Распечатать