Партия нового большинства

"Единая Россия" становится реальной основой политической системы

Триумфальная победа "Единой России" в Москве не прекратила дискуссию об идеологии, характере и структуре партии. Как и накануне съезда в Красноярске, эксперты вновь говорят о том, что "Единая Россия" окружена проблемами. Что это за проблемы? "Аппаратное" происхождение и чиновничий характер партии, ее включенность в более широкую и разветвленную элитную партию - "партию Кремля". "Единая Россия", по мнению этих экспертов, жестко управляема (Кремлем) и фатально несамостоятельна (зависит от Кремля же); у нее слабые лидеры, громоздкая организационная структура и инерционная общественная поддержка. Но главное - "Единая Россия" не мощный политический институт, а "проект". На термине "проект" выстраивается вся критическая пирамида. Его неадекватность способна разрушить эту пирамиду недоверия всю целиком.

Почему не "проект"

Действительно ли "Единая Россия" - "проект"? Уверен, сторонники этой точки зрения (по большей части политические проектные менеджеры, кстати, и это многое объясняет: если ты создаешь партию "под выборы", иная партийная активность покажется унылой и пресной) не задумываются об аргументах. Она попросту общеупотребительна. Между тем в пользу "проекта", по большому счету, свидетельствует только одно обстоятельство - то, что партия "Единство", ставшая основой "Единой России", была создана в 1999 году при участии кремлевской администрации. Это факт, как факт и то, что процесс создания "Медведя" был очень быстрым, жестко ориентированным на победу в избирательной кампании. Но тогда множество крупных партий, существующих не одно десятилетие, всего лишь "проекты". К британским тори когда-то благоволил королевский двор, одно время им даже грозила репутация "карманной партии" короны. ХДС вообще рождался при деятельном участии оккупационных властей США и вряд ли рассматривался тогда, в конце 40-х, как долговременная институциональная основа германской политической системы - об этом прямо говорил его основатель Конрад Аденауэр.

"Проект" - не приговор. Между ситуативным проектом и проектом стратегическим - принципиальная разница. Целью стратегического политического проекта всегда является создание мощного долговременного общественного института (в случае с партийным проектом - институционализированной национальной партии). Попытка с НДР была заявкой на стратегический проект. Правда, заявкой неудачной.

"Единство" - пример удачного стратегического проекта. Даже без союзников оно было способно превратиться в институциональную партию. Прежде всего оно выработало и донесло до избирателя оригинальное послание к избирателю, сильно отличавшееся от традиционного чиновничьего набора и "партийно-клубных" манифестов СПС и "Яблока". И избиратель это послание в полной мере оценил. Но сегодняшняя "Единая Россия" - не "Единство". Слияние "Единства", "Отечества" и "Всей России" в 2001 году не было простым суммированием сил трех различных политических организаций. Произошла консолидация модернизационного партийного прорыва ("Единство") с традиционной организационной партийной структурой ("Отечество") и земельно-регионалистским началом ("Вся Россия"). Так появилась консервативная парламентская партия, уже в момент создания представлявшая собой институциональную основу российской партийно-политической системы и уже через два года работы начавшая доминировать в ней.

Большинство и его ядро

Прежде всего нынешняя "Единая Россия" - это партия массовая. Сколько бы ни говорилось об административном ресурсе, с помощью которого "единороссы" обрастают сторонниками, в это верится с трудом. В отличие от стремления в правящую партию чиновничества, имеющего отчетливо карьерный характер, населению в ней своих карьерных проблем не решить - система взаимоотношений "человек-партия" даже отдаленно не напоминает КПСС, "свято место" которой гарантировалось 6-й статьей Конституции СССР. Между тем массовое членство граждан в "Единой России" несомненно: ее численность приближается к миллиону человек. Более того, сформировался слой низовых партийных активистов, готовых использовать самые эффективные технологии "от двери к двери". Все 90-е годы в нашей стране была только одна такая политическая организация - КПРФ. И если по гамбургскому счету, вряд ли кто-то пожалеет о том, что коммунистическая партия утратила эту опасную монополию.

В начале XXI века в России возникло уникальное, постоянно действующее путинское большинство. Сначала это было большинство надежд. Оно состояло из разных социальных групп, было неоднородно и не вполне стабильно. Однако все группы, входящие в это большинство, так или иначе выиграли от того курса, который проводил Путин. Поэтому в последнее время в нем выкристаллизовалось постоянное ядро. Это "новое путинское большинство" - люди, адаптированные к социальным изменениям, более активные и молодые. Это ответственная национальная коалиция, поддерживающая президента и его реформы.

Опора на "новое путинское большинство" позволило лидерам "Единой России" сформировать стабильное электоральное ядро - примерно 22-25% электората - с потенциалом мобилизации до 35-45%. Колебания размеров ядра партии сохраняются, "привлеченный" электорат довольно нестабилен и сильно зависит от позиции партии по социальным проблемам. Отнюдь не повсеместно и доминирование "Единой России" в регионах. Однако тенденция вполне очевидна: длительная и относительно устойчивая общественная поддержка партии гарантирована.

Уникальным для истории правящих партий новой России стало упрочение электоральной поддержки "Единой России" со времени первых выборов, в которых она участвовала, ко вторым и формирование парламентского большинства в 2003 году (см. таблицу). Это не удалось ни "Выбору России", ни движению "Наш дом - Россия". Одно только это уже может свидетельствовать об институционализации партии.

Время парламентских выборов

Итоги голосования за партии, поддерживавшие правительство

Декабрь 1993

21% ("Выбор России", Партия российского единства и согласия)

Декабрь 1995

11% ("Наш дом - Россия", ПРЕС)

Декабрь 1999

38% ("Единство", "Отечество - Вся Россия", НДР)

Декабрь 2003

38% ("Единая Россия")

Партия правящей элиты

Традиционно невысокая скорость принятия решений в правящей партии стала притчей во языцех. Однако это показатель не инертности, а доминантного характера: она вынуждена учитывать позиции различных элитных и социальных групп. Вообще, руководящий слой "Единой России" не закрытый партийный клуб (что было характерно для "партий-призраков" 90-х), а широкая элитная коалиция, которая обладает достаточной внутренней демократией, выдвигает лидеров и все более активно формирует курс исполнительной власти. При этом происходит постепенная смена лидеров и формируются "эскалаторы" для молодых политиков. В последнее время явно растет мобильность партии. А свидетельством прихода молодых активистов (отражающего, кстати, превращение путинского большинства в "новое путинское большинство") стало создание "Молодой России".

В "Единой России" постепенно складывается система партийного лидерства, характерная для Либерально-демократической партии Японии, Консервативной партии Великобритании и Республиканской партии США: политики консервативного типа становятся явлением вполне органичным. Если "эскалаторы" для выдвижения новой правящей элиты заработают на полную мощь, ротация лидеров будет происходить автоматически.

Организационная структура "Единой России" отражает естественную логику элитной коалиции: парламентская фракция обеспечивает доминирование в Государственной думе; Генеральный совет - консолидацию практически всех влиятельных политиков в структуре партии; исполком, в котором в последнее время произошло заметное омоложение, - влияние в регионах и в публичном пространстве.

"Единая Россия" располагает сегодня прочными неформальными связями как с наиболее значимыми группами в Кремле, так и с другими партиями и непартийными политиками. Доминирование правящей партии в парламенте и в партийной системе признано элитами и обществом. Разумеется, влияние Кремля на деятельность партии очевидно. Однако оно институционализировано (через "партийных" министров прежде всего), далеко от режима "ручного управления" и предполагает инициативную роль самой партии. В изменении социального курса и инвестиционной политики правительства, которое произошло в начале сентября, "Единая Россия" вообще играла главную роль - жесткая критика "антисоциального" бюджетного законопроекта и отсутствия инвестиционных программ началась еще в апреле.

Консервативная партия будущего

Постепенная "партизация" российской политической системы означает усиление позиций "Единой России". Если губернаторов выдвигает победившая в регионе на выборах в Законодательное собрание партия, то это поможет прежде всего партии правящей. Более жестко артикулированная позиция "Единой России" в отношении правительства приведет к постепенной эволюции федеральной исполнительной власти - к ее партизации, а затем и к формированию правительства парламентского большинства, де-факто ответственного перед этим большинством. О будущей роли партии ясно и, на наш взгляд, пророчески сказал в 2000 году Владимир Путин: "Политическая партия только тогда может стать партнером и опорой власти, когда она эту власть сама и формирует".

Владимир Путин и сегодня фактический лидер "Единой России", а электоральный потенциал партия черпает именно из "нового путинского большинства". Однако окончательная институционализация роли правящей партии произойдет только тогда, когда президент России формально возглавит ее. Поэтому логика эволюции политической системы подсказывает: к 2008 году членом "Единой России" должен стать и глава государства.

Позиционируя себя как социально ответственная консервативная партия, "Единая Россия" должна обеспечить "сплав ценностей", традиционный для ХДС, ЛДПЯ или голлистов. Универсальное послание к избирателю, которое еще предстоит выработать, предполагает одновременное артикулирование консервативных, либеральных и социальных ценностей ("свобода и справедливость"). Только "Единая Россия" может обеспечить так востребованную обществом конвергенцию либерализма и патриотизма - ни одна традиционная правая партия сделать этого не в состоянии (заметим, что и общественная поддержка этих организаций крайне мала).

Многие преимущества, определяющие значение "Единой России", являются одновременно и потенциальными ограничителями для ее деятельности. Элитную коалицию необходимо постоянно поддерживать, команду - омолаживать, организационную структуру - оптимизировать, правительство - партнерски контролировать, общественную и электоральную поддержку - обеспечивать, от приспособленцев - избавляться. Это довольно сложные задачи, нерешенность каждой из которых способно породить целый комплекс не виртуальных, а реальных проблем и угроз.

Так или иначе "Единая Россия" сегодня - основа партийно-политической системы. Она реально доминирует в политическом процессе. Для долговременного сохранения ее роли это доминирование обречено стать стратегической целью и каждодневной задачей партии - с опорой на мнение большинства ("нового путинского большинства"), которое, в свою очередь, должно превратиться в постоянный фактор российской политики.

       
Print version Распечатать