Оживление духа Сталина

Все знают, что грядет “День Победы”. Московские автомобилисты – уж точно, ведь это они, главным образом, страдают из-за транспортного коллапса, который вызывает репетиция марширующей по столице военной техники праздничного Парада.

Когда я был школьником, все, что мы могли – это только вспомнить песню про странное «порохом пропах». Таковой была наша мгновенная реакция на «День Победы». Сейчас, конечно, все иначе. Сейчас в России создана целая индустрия празднования Дня Победы. И этот день снова “приближают как могут”, например, георгиевские ленточки начинают раздавать за месяц до начала празднования.

Создается впечатление, что действуют не календарные законы, а просто его так “приближают”: с какой-то по-шамански убийственной настойчивостью, стараясь напомнить о “правопреемственности” как можно раньше и любыми возможными способами.

Рекламная кампания, повторяющаяся из года в год, получает ровно обратный от желаемого эффект. Думается, что столь агрессивная стратегия провоцирует автоматизм в реакции людей на известные атрибуты – ракеты, танки, кирзачи, Гагарин. Удивительно, кстати, что последнему не определили место в пантеоне Победы. А были ли предложения по канонизации Гагарина? Даже “поколение Вконтакте” с радостью ответит на такой запрос - сотни тысяч пользователей хранят у себя ролик с обнимающимися Гагариным, Фиделем Кастро и Хрущевым и подписью что-то вроде: “Улыбнись! Подари себе 100% счастья и позитив”.

Странно полагать, что весь этот шаманизм в том виде, в котором он подается, действительно необходим стране. Так, в Самаре пластмассовую скульптуру космонавта – своеобразный памятник Гагарину, поставленный в честь пятидесятилетия его полета в космос – люди сначала иронически прозвали “водолаз”, а потом и вовсе разгромили. Возможно, граждане России таким образом попытались, пока еще неумело, составить общественный запрос на качественные политические и структурные изменения в стране.

Запрос на модернизацию, возможно, так бы и не выглядел, если бы не насильственная промокампания, стартовавшая за полгода до Дня Победы и начавшаяся с заявления свежназначенного главы президентского Совета по правам человека Михаила Федотова. Он сообщил, что одной из главных задач своего ведомства, наряду с контролем за судебными и правоохранительными органами, Совет выбрал неблагозвучную процедуру под названием “десталинизация”.

Федотов рассказал, что главным объектом “десталинизации” должно стать “общественное сознание” граждан, в котором фигура Сталина жива и трепещет, переживая десятилетия. Чтобы суметь сформулировать грамотный запрос на модернизацию, надо сначала расчистить ей дорогу - так, очевидно, рассуждал Федотов.

Но Сталин мог бы примирить и айфон и шансон – ведь эти суетные дела занимают людей лишь в отсутствии по-настоящему важного Большого Дела. В каком-то смысле настоящей “десталинизацией” мог бы стать футурологический проект по воскрешению Сталина с возможностью постоянной регенерации. Хорошо бы, если к моменту запуска этого проекта, Сталина удалось бы еще и канонизировать. При таком развитии ситуации уже не было бы смысла в утверждениях о том, что общество живет в состоянии гражданской войны.

Впрочем, процесс, похожий на оживление духа Сталина происходит и сейчас. Достаточно вспомнить проект “Имя России”, который только по случайности не закончился победой вождя. А совсем скоро пассажиры общественного транспорта будут толкаться у дверей “сталинобусов” - это праздничные автобусы, к сожалению, не в виде сталинского сапога, а с нарисованным ликом вождя на борту. Но лиха беда начало.

На самом же деле процесс “десталинизации”, по прогнозу Федотова, будет проходит скучновато - эксперты-историки дадут правовую оценку всем преступления тогдашнего режима, оценят ущерб от репрессий и увековечат память репрессированных. Памятные мероприятия – дело благое, но странно, что о них заявляют с таким фейерверком.

Если все-таки и примут решение вымарать имя Сталина из истории, тогда уж нужно быть последовательными и признать, что Парад Победы – громадная историческая традиция - должен быть каким-то образом свернут. Такие зрелища роднят нас со Сталиным и его имперским наследием куда больше, чем какие-то портреты на автобусах и призывы инициативных групп “истинных православных матушки Фотиньи” канонизировать вождя.

Как же будет выглядеть Парад, если вдруг за восхваление Сталина введут уголовную ответственность? Все ли ветераны согласятся с таким решением? Если случится серьезное обсуждение – не на программе “Поединок”, а, например, в Госдуме – проекта “десталинизации”, это будет чревато довольно уродливым и скандальным расколом общества. Старики, пенсионеры и представители социально уязвимых слоев выйдут на улицы и, скорее всего, “монетизационные” протесты покажутся шуткой. Либералы и те, “кому больше всех надо” будут пытаться увещевать и вразумлять протестующих. Вряд ли найдутся равнодушные, потому что сказать “за” или “против” гораздо легче, чем вдумчиво осмыслить и оценить. Поэтому такой бурный восторг каждый раз вызывает дискуссия о Сталине и его наследии.

Имя Сталина лучше отдать хладнокровным людям от науки, чтобы они по достоинству оценили его достижения и просчеты, а дискуссия не выходила бы на площади, не попадала бы в руки к телесоловьеву, тогда мы смогли бы счастливо избежать истерии и излечить нервы.

Еще бы, конечно, Кремль превратить в музей, а то продукция Стива Джобса на фоне “малахитовых каминов” и сверкающей позолоты выглядит очень странно. Впрочем, для начала можно Победу праздновать так, чтобы она была как можно меньше похожа на Русский марш. Точнее всего тут подойдет императив “не дергаться”.

       
Print version Распечатать