Осторожно, вампиры

Скоро придет хэллоуин – заморский праздник, ни с того, ни с сего принятый и в России. В кинотеатрах крутят фильмы, бесконечно посвященные дьяволу. А толпы маленьких фанатов "визжат" при виде своих любимых вампирских героев из сериала "Сумерки"… Люди, обладающие минимальным художественным вкусом, понимают, что серия фильмов «Сумерки» никакой ценности не представляет. Люди, обладающие зачатками здравомыслия, понимают, что вампиров не существует. Однако в последнее время эти два факта оказываются подвержены сомнению значительной частью населения почти всей нашей планеты. И хотя западный эксперт Брюс МакКлеланд считает, что вампирская тематика циклично возвращается в моду каждые 15 лет, всем очевидно, что в последние несколько лет вампиры повсюду.

Феномен этой популярности еще предстоит анализировать с точки зрения и социальных, и гуманитарных наук. C одной стороны, имеет место мода на сверхъестественное и необъяснимое – тут и телешоу про экстрасенсов, и сериалы про сверхъестественное, и разделы «Оккультизм. Магия» как в объявлениях, так и во многих книжных магазинах. С другой – популярны именно вампиры. Конечно, Дракулу все знают уже начиная с выхода в свет романа Стокера – 1897 год! – и фильма Мурнау 1922 года. Но, несмотря на популярность кочующего сюжета – порядка 20 фильмов только с именем графа в названии, культом он не стал. Конечно, говорить о вампирах, не вспомнив Дракулу нельзя. А еще с 1999 года выходит журнал «Дракуловедение» ("Journal of Dracula Studies"). Но граф Цепеш и узкая группа его фанатов массового успеха не добились.

Огромной популярностью пользуются книги про вампиров – классики, Брэм Стокер и Энн Райс, и новые, но тоже уже классические, авторы – Стефани Майер и Шарлин Харрис. Но еще более раскручены оказываются сериалы – немного забытый, но в США ставший культовым «Баффи» и его продолжение «Ангел», идущие сейчас и борющиеся за аудиторию «Реальная кровь», «Дневники вампира» – и фильмы – «Блейд», «Ван Хельсинг», продолжение которого снимает Universal Studios, и уже упомянутая сага «Сумерки». Все это доходные коммерческие проекты, но рост рынка вампирозависимых товаров – скорее следствие удивительной трансформации духовной жизни современной молодежи. Так, в Америке фандом «Сумерек» породил новую форму религии – калленизм, для которого характерны сакрализация романов Стефании Майер.

Исследователи соотношения популярной культуры и религии говорят о двух одинаково важных тенденциях: присутствие религии в поп-культуре и превращение поп-культуры в религию. Вампиросодержащие сериалы и книги могут служить примером их обеих. Истории о вампирах становятся транслятором идей оккультизма, некоей экзотеричной эзотерики, которая так популярна в современном мире. Вампиры подаются под соусом из хорошенько пережеванных идей Викки (Wicca) и других форм неоязычества, часто – демонологии христианства и немного сатанизма. Энциклопедией всех этих идей является сериал «Сверхъестественное», где почти в каждой серии воспроизводится новый миф или легенда.

Истории о вампирах в современной массовой культуре становятся разносчиками городских легенд и устоявшихся стереотипов (вампиры боятся чеснока и зеркал, обладают паранормальными способностями и т.п.), но одновременно с этим авторы часто стремятся придать своим героям оригинальность и как-то обыграть устоявшиеся воззрения. Так, в «Настоящей крови» вампиры сами распустили слухи о средствах распознания и защиты от вампира; чеснок причиняет им не больше вреда, чем обычному человеку. «Сумерки» тоже порядком обогатили мифологию вампиров, со светящейся кожей, враждующими кланами и уникальными талантами.

Кроме того, романы о вампирах вполне могут стать и рупором для передачи религиозных взглядов их авторов. Так, Стефани Майер, прославившаяся благодаря серии романов «Сумерки», является прихожанкой Церкви Христа святых последних дней, более известной как организация мормонов. Разнообразные христианские организации США с опаской относятся к этим книгам, находя в них пропаганду этой религиозной организации.

Помимо трансляции городских легенд и религиозных убеждений, фильмы и книги о вампирах могут служить и для рассуждения об острых социальных вопросах. Американский специалист в области поп-культуры и философии Роберт Арп считает, что иногда вампиры становятся метафорой для разговора о месте гомосексуализма в современном мире, хотя другой эксперт Джошуа Раст считает все разговоры об аллегоричности этого образа излишними.

Иная тенденция в отношениях между популярной культурой и религией, а именно порождение новых форм поклонения, если не религиозных движений, наверное, может показаться достаточно нелепой и смешной. Как уже было сказано выше, существует калленизм как форма поклонения вампирам-персонажам саги «Сумерки». Мы можем с уверенностью сказать, что персонажи не книг, но фильмов по ним, практически сами актеры, сыгравшие центральных героев истории Стефани Майер, стали объектом почитания. Таня Эрцен, американский религиовед, социологическими методами исследует фанатов «Сумерек» как религиозную группу. Это касается и их поведения, и их идентификации, и количества предметов, приобретших статус «сакральных».

Здесь нам непросто провести границу между фанатством и религиозным поклонением. В действительности, авторы книг «Истребительница вампиров как духовное руководство» или «Сумеречное Евангелие», не имеющие, кстати, отношения к создателям оригинальных книг или сериалов, балансируют на грани между духовным откровением и откровенной конъюнктурой. Но потакание фанатам с использованием религиозного содержания уже является сигналом.

Не намного легче разобраться и с группами фанатов. Они могут называть это калленизмом, относиться к текстам Стефани Майер как священным, но от этого они не перестанут быть группой фанатов, пусть и ищущих духовного руководства в художественных романах о вампирах – служили же духовным руководством в свое время романы Льва Толстого! Разумеется, вопрос будущего, насколько калленизм окажется жизнеспособен как религия, сможет ли он вырасти вместе со своими адептами.

Но калленисты не одиноки; отчасти их ценности разделяют, например составители и читатели «Вампирской Библии». Вот несколько фраз из нее: «Я Вампир; я поклоняюсь своему эго и поклоняюсь своей жизни, ибо я единственный существующий Бог». Источником этого текста является «Храм Вампира», претендующая на статус религии организация, которая, если верить ее сайту, «может передать вам уникальную власть над другими, достичь реального богатства, чудесного здоровья и прожить дольше средней человеческой жизни». Кредо этой организации «Все проверяй – ничему не доверяй». Несколько странно, не правда ли, для организации, утверждающей существование вампиров? Организация утверждает, что существует уже 20 лет, но проверить это достаточно сложно – почти так же сложно, как и их утверждения об уникальных возможностях, которые открываются перед присоединившимися к Храму всего за 10 долларов в месяц. В духе многих и многих религиозных организаций, никакой конкретной информации, что же получит человек за эти деньги, вампиропоклонники не предоставляют. Что ж, это очень эзотерично. Храм Вампира не связан ни с фильмами, ни с книгами о вампирах, однако очевидно, что число их адептов растет с выходом каждого нового фильма или сериала о вампирах. Так же очевидно, что контингент этих адептов весьма юный. Линн Скофилд Кларк, американская исследовательница медиа, считает, что популярность вампиров объясняет свойственный подростковому возрасту протест против родительского авторитета.

Судя по мнениям исследователей, существует масса возможных ответов на вопрос, почему же вампиры столь популярны. Их можно считать метафорами потребностей и стремлений современного человека или, напротив, архетипом, присущим человеку по природе. Однако сам факт, что у вампиров есть место в популярной культуре и общественной жизни, что они являются частью современной жизни, несомненен и является сигналом изменений, происходящих и с религией, и с литературой, и с этикой. Вампиры, как отмечает признанный эксперт в области философии поп-кульутры Уэйн Йен, перестали быть символом зла.

Если фанаты «Сумерек» на полном серьезе цитируют – а они цитируют! – клятву «я клянусь любить тебя каждое мгновение вечности», они обращаются не только и не столько к персонажам фильмов и книг или актерам, их исполнявшим. Они обращаются к идее и образу вампира, который становится не только метафорой, но и предметом поклонения.

       
Print version Распечатать