Остаться боссом

Волна акций протеста, которая с наступлением финансового кризиса покатилась по России со скоростью цунами, продолжает будоражить регионы. Только теперь митингуют не от голода и безденежья, а все больше по причинам политическим.

Один из таких митингов произошел 30 января в самом западном городе нашей страны – Калининграде. Акция, на которой призывали к отставке Владимира Путина и собрала по разным данным от 7 до 12 тысяч человек. С учетом того, что всего в самом Калининграде проживает 420 тысяч человек, процент недовольных устрашающе велик.

В чем правда?

По официальным данным команда протестующих, способных полностью скрыть газон не одного футбольного поля, собралась на морозе в субботний день с целью выразить недовольство повышением ставки многострадального транспортного налога. Только, как оказалось, не все присутствующее знали, что принятие закона о повышении платы за пользование трассами, отложено до «лучших времен».

Проблема «дорогого содержания» автомобиля для жителей Калининграда наверное одна из самых актуальных. Пожалуй, этим и объясняется число участников митинга. Мало кто знает, что область является наиболее «обеспеченной» по числу частных транспортных средств: каждый третий человек в регионе (включая грудных младенцев) может похвастаться собственным «железным конем». Всего же в области более 350 тысяч автомобилей на 950 тысяч жителей. Вполне объяснимо, что решение властей «подремонтировать» трассы за счет 25% увеличения налога вылилось в массовые недовольства.

Принято считать, что первой ласточкой грядущих «стычек» населения и власти стал митинг байкеров 12 декабря 2009 года. В тот день калининградские мотоциклисты не просто выразили возмущение по поводу грядущих реформ, но и публично отреклись от бывшего единомышленника Георгия Валентиновича Бооса, губернатора Калининградской области. Владельцы байков заявили, что платить за одну лошадиную силу 100 рублей не собираются, так как катаются не более четырех месяцев в году и им проще будет один раз заплатить штраф за езду на незарегистрированном мотоцикле, чем следовать новым законам. С учетом количества мотоциклов в городе – на каждые 500 человек по одному «двухколесному коню» – действия бунтующих байкеров грозили области многотысячными убытками.

У Георгия Бооса в решении автомобильных проблем своя правда. По словам главы региона повышение транспортного налога в Калининградской области обусловлено критическим состоянием дорог в регионе. Однако, вызвать симпатии у людей, облагая их гигантскими пошлинами, мало кому удается. Боос и его свита не оказались исключением. Команда губернатора, принимая закон о гигантских авто-ставках подозревала, что новые акции протеста неизбежны. Декабрьский инцидент развеял и без того малые сомнения в этом. Поэтому в целях самозащиты, члены губернаторского лагеря попытались смягчить ситуацию.

По решению главы области и при всесторонней поддержке других представителей «власть держащих», рост налога в 2010 году был оперативно заморожен. Правда с оговорками: на мотоциклы и автобусы правило сохранения прошлых ставок не распространялось. Второй шаг «навстречу массам»: наспех созданный политический консультативный совет по взаимодействию с партиями и общественными объединениями при губернаторе. Кстати первое заседание совета и общение главы области с оппозицией состоялось за пару дней до митинга 30 января.

Взрыв из прошлого

Подлинно узнать удалось ли подобными шагами губернатору успокоить местных жителей, или же нет – невозможно. Оппозиция, которая вывела население на акцию, уверяет, что люди пришли по собственному желанию, а члены «Единой России», единственные, кто не нашел причин мерзнуть на улице январским днем, убеждены, что многие участники митинга толком не понимали, против чего их вывели бастовать.

Лозунги, которые выдвигали активисты митинга, среди которых обнаруживались коммунисты, «яблочники», «Патриоты России», справедливоросы, сторонники ЛДПР, «Левого фронта» и движения «Солидарность», байкеры и просто «массовка» действительно разнились. На ярких плакатах значились и автомобильные: «Машина станет золотой, а жизнь - нищенской?», и традиционные для последних российских митингов требования увольнений начальников: «Бооса - в отставку!», «Путин – в ответе за все!», и извечные претензии к единороссам: «Партию ЕдРо - в помойное ведро!», ««Единая Россия» - позор XXI века» и даже требования «из прошлого», как то: «Верните выборы губернатора!».

Среди более-менее известных лиц, которые знамениты тем, что недовольны нынешней властью, на митинге присутствовали члены бюро «Солидарности» Владимир Милов, Илья Яшин и Борис Немцов. Последний, кстати, комментируя прошедшее народное волеизъявление сообщил, что считает субботний протест самой мощной антипутинской манифестацией. Согласно словам политика, граждане возложили ответственность за все беды на губернатора, а за все ошибки Бооса на премьера Путина. Впрочем, это и значилось на плакатах митингующих: «Путин в ответе за все!». Кстати, требование отставки Путина звучит практически на каждом последнем митинге при участии КПРФ. В данной ситуации оно вызвало такой резонанс и ажиотаж только потому, что количество людей, «подписавшихся» под этим желанием перевалило за 5 тысяч.

В любом случае митинг 30 января, плавно перетекший из социального в политический, не вызвал добрых эмоций у сильных мира сего. Пресс-служба главы региона в тот же вечер сообщила, что с 1 февраля Боос уходит в двухнедельный отпуск. А сам губернатор требования митингующих комментировать не стал.

Протест жителей региона не остался незамеченным и на федеральном уровне. 1 февраля в Калининград выехала спецкомиссия по расследованию обстоятельств, приведших к массовой акции протеста. Возглавил федеральную «команду проверки» полпред президента РФ в Северо-Западном федеральном округе Илья Клебанов.

Боссу области, срок полномочий которого истекает уже в сентябре нынешнего года, испытывать терпение граждан и навлекать на себя гнев высшего начальства сейчас совсем не время. Однако держать ситуацию под контролем «жесткому политику», как его именовали в момент прихода к кормилу губернской власти, как-то не получается. Так уж сложилось, что Боос боссом области себя не зарекомендовал.

Голосуем «против всех»

Георгий Боос с самого начала своей карьеры в «европейском регионе» России не заслужил репутацию любимчика граждан, крепкого хозяйственника, или хотя бы железного канцлера. Да и строить собственный образ губернатор, судя по всему, не очень старался. В 2005 году, заняв главное кресло области, Георгий Владимирович первым делом внес в областную Думу бюджет будущего года и положил себе зарплату в 125 тысяч рублей. Казалось бы обычные деньги для чиновника такого уровня. Однако у предшественника нового ставленника, адмирала Владимира Егорова, оклад был значительно меньше – 69 тысяч рублей. Не забыл губернатор одарить и свою команду. Как известно, в первый же месяц у власти Боос значительно сократил аппарат администрации. Он «ужался» практически в два раза: с 1377 человек до 686. Дело, конечно, благое, но фонд зарплаты на 2006 год при всех кадровых решениях остался все тем же. При этом бюджет области на 2006 году, который был наспех подан в региональный парламент, практически всеми коллегами Бооса был ценен, как сырой и недоработанный.

К 2009 году несмотря на заметное ухудшение социально-экономической ситуации в Калининградской области – увеличения в два раза числа безработных, сокращения зарплат на фоне роста цен и тарифов, – общественная активность граждан продолжала колебаться у нулевой отметки.

В начале прошлого года яркую протестную активность проявляли только местные «Патриоты России». Под руководством депутата областной Думы Михаила Чесалина партийцы методично вели борьбу против инициатив социальных министерств областного правительства. При этом обращала на себя внимание одна деталь. Пикетчики протестовали против действий конкретных министров правительства Георгия Бооса, но не задевали при этом самого губернатора.

Сейчас же активность и раздраженность граждан политологи объясняют затянувшимися последствиями кризиса. Кроме того, нарастающему возмущению граждан по поводу «наезда» на автомобилистов способствует соседство российского эксклава с Европой. В Калининграде продолжает работать бизнес по перегону автомобилей из ЕС. В этом смысле Калиниградский регион очень схож с Дальним Востоком. В области любое повышение автомобильных сборов воспринимается куда острее, чем в других субъектах Российской Федерации.

Забавно, что через 2 дня после протеста губернатор Боос все же нашел для себя выход из сложившейся ситуации. Глава западного региона отвлек внимание от транспортного налога, и направил его на решение болезненной для оппозиции проблемы – восстановлению вычеркнутой из бюллетеней избирателей графы «против всех».

С такой инициативой, губернатор, ушедший в отпуск, обратился к политическому консультативному совету при своей персоне 1 февраля. «Это точка зрения человека, и будет хуже, если он не сможет ее выразить. Реакция избирателей на эту графу поможет и партиям и власти объективно оценить степень своей популярности и востребованности», - заявил Боос. Он также сказал, что будет просить региональных парламентариев подготовить соответствующий законопроект. Насколько удачен маневр Бооса, покажет только время. Однако, после всех проблем с КД-авиа, транспортными налогами, проблемами здравоохранения, ему едва ли удастся восстановить былые позиции парой-тройкой подкинутых в законодательное собрание инициатив.

       
Print version Распечатать