Оружие памяти

Политика памяти – кто бы ее ни проводил и ни вырабатывал – всегда есть смешение трех начал: стремления власти легитимизировать себя (или оппозиции – делегитимизировать власть) с помощью обращения к истории; стремления общественного сознания узнать правду; стремления тех или иных обществ свести исторические счеты и избавиться от тех или иных комплексов. Например европейская политика памяти, в частности касающаяся истории Второй мировой войны, направлена на легитимизацию своего положения победителей, на предотвращение повторения подобного, а также на заглушение своего стыда и чувства неполноценности в связи с позорным поражением в начале войны и тем, что своим конечным пребыванием в числе победителей страны Запада обязаны не столько себе, сколько СССР.

Уже в силу своей политической обусловленности та или иная политика памяти всегда имеет тенденцию к подавлению стремления к выяснению правды – за исключением ситуации, когда так или иначе сама реально ее отражает. При этом, с одной стороны, всегда есть момент необходимости существования неких "табу". С другой стороны, всегда существует опасность того, что та или иная общепринятая оценка помешает объективному историческому исследованию: здесь сталкиваются вопрос о необходимости неограниченного научного поиска и вопрос о гражданской ответственности ученого.

Но вместе с тем естественно, что государство, приняв в своих политических целях ту или иную историческую позицию, если и не запрещает те или иные исследования, противоречащие этой позиции, то, во всяком случае, не содействует таковым.

Победитель всегда требует от побежденного покаяния. Слабый и подавленный – кается. Сохранивший волю и силу – отвергает это требование.

Если к тебе приходит некто, как в пресловутом фильме "Покаяние", и утверждает, что любимый тобой человек – мерзавец, то больной и слабый человек кается или стреляется, здоровый отвечает на обвинение ударом в зубы. И правильно делает, потому что его отношение к его близкому – это его дело. И никто не вправе диктовать ему, как этого человека оценивать.

Строго говоря, запрет в Китае на критику Мао, по сути, есть продукт взаимного соглашения элит не использовать эту тему как оружие во внутренней борьбе, чтобы не привести к делегитимации власти.

В России тему Сталина постоянно актуализируют не его сторонники, а его противники. Опять-таки, с одной стороны, из чувства исторической и классовой мести. С другой – в целях делегитимизации всего советского общества и дискредитации определенной политической идеологии, нивелирования ее объективных практических успехов гиперболизацией заплаченной за это цены.

Здесь показательно, что как только накал антисталинской пропаганды спадает – каждый раз в обществе начинают нарастать просталинские настроения. С ними не смогла справиться ни хрущевская "оттепель", ни "перестройка" Горбачева. Как только снижается пресс пропагандистского давления – начинает работать историческая память народа и его опыт, выставляющие данной фигуре преимущественно положительную оценку. Поэтому противники Сталина не могут остановиться, они могут поддерживать существование своей точки зрения как общественно значимой лишь в постоянном давлении на общество, в постоянной агрессии против него.

Но есть и другая сторона вопроса. Как только прекращается активный исторический поиск, активное изучение истории как того, что было на самом деле, – происходит немедленное обезоруживание перед лицом возможной агрессии против общественной памяти. Человек, знакомый с исторической фактурой, всегда видит искажения исторической правды в атаках на сталинский период истории, всегда видит фальсификацию. Человек, основывающий свои оценки на стихийном принятии интуитивного, оказывается испуган и шокирован.

Наложение "табу" на эту тему было бы полезно для общества (если говорить о публичных дискуссиях, а не исторических исследованиях), но оно вряд ли возможно, поскольку речь идет о вопросе, связанном с чьими-то политическими и идеологическими интересами. Отчасти такое "табу" вредно, поскольку делает общество уязвимым, лишает его иммунитета перед исторической дезинформацией "борцов со сталинизмом".

       
Print version Распечатать