Опять другая

Глядя на события уходящего в историю года, не перестаешь удивляться тому, насколько длинным он был, этот год. Иногда кажется, что все политические события года никак не желают уместиться в строго отведенное им количество календарных дней. Событиям этим не хватает места на годовом отрезке российской истории, и они тем или иным образом переходят в год грядущий.

Високосный год всегда несет в себе перемены. Но за последние пять лет только в 1999 году в России происходило такое же количество изменений в жизни страны, какое произошло в 2004-м. И сейчас так же, как и пять лет назад, страна с напряжением и нетерпением ожидает, когда же, наконец, завершится такой трудный и непредсказуемый год в ее жизни.

Главным итогом 2003 года принято считать начало "дела ЮКОСа" и парламентские выборы, завершившиеся тотальным доминированием "Единой России", возникновением партии "Родина" и электоральным разгромом КПРФ, СПС и "Яблока". 2004-й год прошел в России под знаком террористических атак и стремительной "регионализации" российской внутренней и внешней политики. В этом же году главной была отнюдь не московская сцена. Ключевые события, затрагивающие основы российской государственности и непосредственно влияющие на жизнь страны, происходили и происходят в уходящем году не только на территории РФ, но и на приграничных территориях сопредельных государств.

Антитеррор объясняет все происходящее в стране

Взрывы в московском метро, нападение на Ингушетию, теракты на воздушном транспорте, Беслан... Столь большого количества крупномасштабных террористических акций, направленных на изменение госполитики, еще не было в новейшей истории России. Бесланская трагедия, ставшая медиа-терактом международного масштаба наравне с американским 11 сентября, показала, что отныне террористическая угроза является главным вызовом для России.

Беслан показал всему миру совсем другую Россию. Именно поэтому "антитеррористический" вызов в уходящем году объявляется властью и другими игроками на российской политической арене главной причиной радикальных перемен в жизни страны.

И действительно, реальность и масштабность террористической угрозы, оказывается, способна объяснить практически все происходящее в России.

Искусственный банковский кризис, произошедший в июле, был, как сообщалось, вызван желанием Центрального Банка России перекрыть каналы финансирования террористов. Новый порядок избрания руководителей субъектов РФ, объявленный президентом России через несколько дней после трагедии в Беслане и радикально меняющий всю политическую систему страны, явился ответом на террористическую угрозу. Законопроект о режиме террористической опасности, принятый Думой в первом чтении, предполагает введение элементов "ограниченного" чрезвычайного положения на отдельных территориях страны.

Борьба с терроризмом затрагивает теперь не только внутриполитическую сферу, но и является в некоторых случаях побудительным мотивом для создания различных интерпретаций происходящего во внешней политике и даже в отношениях бизнеса и власти. Так, раздаются предложения о воссоздании некоего подобия СССР на антитеррористической основе. Наконец, универсальность "антитеррористического" сюжета доводится до абсурда при описании сенсационных итогов аукциона по продаже "Юганскнефтегаза".

Приведенных примеров более чем достаточно для того, чтобы утверждать: да, террористические атаки сегодня действительно являются ключевым фактором, определяющим направление внутренней и внешней политики России. Необходимость противодействия террористической угрозе абсолютно обоснованна и необходима во всех действиях власти, направленных на укрепление государства и его развитие. Однако эти же примеры показывают и другое: при действительно большом количестве терактов, случившихся в 2004 году, существует опасность снижения доверия населения к действующей власти в том случае, если теракты будут продолжаться, а власть будет по прежнему объяснять российскому народу все свои действия исключительно в рамках "антитеррористического" сюжета.

Как ни печально это признавать, но "привыкание" к постоянному наличию террористической угрозы у россиян уже произошло. И если каждое новое странное решение будет пафосно объясняться террористической угрозой (которая от этого опять же никак не будет уменьшаться), то в действие могут быть приведены совсем другие механизмы и технологии взаимоотношений власти и общества. Ведь в 2004 году, наряду с многочисленными терактами, в российских регионах и в на приграничных территориях сопредельных государств стало значительно больше фактов искусственной "организации" протестного движения против слабой и коррумпированной власти, не способной к прямой коммуникации с народом в кризисных ситуациях. А это чрезвычайно тревожный симптом для России.

"Регионализация" политики

В уходящем году отмечается стремительное увеличение количества политических процессов, происходящих в стране, а также по внешнему и внутреннему периметру границ РФ и значительно растянутых во времени в своей активной фазе. Для краткости назовем их "длинными" процессами.

До недавнего времени внутри России практически единственным примером такого рода процессов были контртеррористическая операция в Чечне, борьба с олигархами и инициируемый из Кремля раскол КПРФ. Однако с начала 2004 года под влиянием внешних и внутренних факторов ситуация кардинально изменилась.

"Революция роз" в Грузии привела к активизации политических процессов, затрагивающих национальные интересы России, в Аджарии, Южной Осетии и Абхазии. Вновь вышли в область публичной политики и потребовали оперативной реакции российского руководства старые территориальные споры на Дальнем Востоке - "курильский вопрос" в отношениях с Японией и проблемы демаркации российско-китайской границы. Ингушские события 21 июня, а также бесланская трагедия привели к серьезной дестабилизации ситуации на российском Северном Кавказе, в частности, в Ингушетии, Северной Осетии и Карачаево-Черкесии.

Наконец, главным "длинным" политическим процессом на постсоветском пространстве, в котором активно участвовали Россия, США и Евросоюз, в уходящем году стали президентские выборы на Украине, превратившиеся по ходу развития событий в "оранжевую революцию".

Технология "бархатных революций", уже неоднократно использовавшаяся США для смены политических режимов, неугодных американской администрации, впервые была применена в непосредственной близости от России, в стране, которую связывает с нами очень многое. В итоге украинская "оранжевая революция" (которая, очевидно, не закончится голосованием в "третьем туре" 26 декабря), уже привела к крупнейшему за последнее время геополитическому конфликту между Россией и США.

Невозможность реализации "оранжевого сценария" в России декларируется в настоящее время большинством аналитиков, поскольку Россия все-таки другая страна, нежели Украина. Однако "оранжевый синдром", приобретенный российской медийной и политологической элитой в результате слишком активного участия в украинской кампании, заставляет серьезно относиться к гипотетической возможности реализации такого сценария в будущем. Опять же, полгода назад все кому не лень говорили, что "Украина - не Грузия".

Политическая реформа, объявленная президентом Путиным после бесланской трагедии, и очередная модернизация системы политических партий, также являются свидетельством "регионализации" России. Утвержденный Думой, Советом Федерации и президентом РФ порядок выборов губернаторов региональными законодательными собраниями по представлению президента на практике означает переход на "ручное управление" регионами из центра. Переход к пропорциональной системе выборов в Госдуму и отмена выборов по одномандатным округам также означают усиление региональной составляющей в деятельности политических партий, намеренных преодолеть 7%-барьер в 2007 году.

Крайне сложный и трудоемкий процесс "переназначения" губернаторов, сопряженный с очевидными трудностями и скандалами в работе региональных отделений двух подконтрольных Кремлю партий - "Единая Россия" и "Родина" - как ожидается, станет в 2005 году одним из самых важных "длинных" политических процессов внутри России.

Как уже говорилось ранее, "длинные" политические процессы обладают большой временной продолжительностью. Судя по тому, как развивается украинская кампания, а также ситуация с продажей "Юганскнефтегаза", использование "абхазского сценария" (элементы которого присутствуют в обоих случаях) может говорить о том, что Кремль, вероятно, сталкивается с нехваткой времени и ресурсов в случае одновременного развития нескольких "длинных" политических процессов по неблагоприятному сценарию. Верно ли это предположение, станет ясно в следующем году, когда ожидается завершение активной фазы в некоторых "длинных" процессах "регионализации" на приграничных территориях страны и начало практической фазы "регионализации" российской политической системы.

Праздники и Конституция: "равноудаление" от прошлого

Еще одним знаковым событием года стала законодательная отмена двух диаметрально противоположных по своему символическому значению праздников - Дня примирения и согласия 7 ноября и Дня Конституции РФ, отмечаемого ранее 12 декабря. Появление совершенно нового для страны праздника 4 ноября - Дня народного единства и годовщины освобождения Москвы от польских интервентов (1612г.) довольно ясно показывает намерение Владимира Путина "равноудалить" Россию от двух по-прежнему неоднозначно воспринимаемых народом периодов развития страны: коммунистического СССР и ельцинской России.

Таким образом, предполагается зафиксировать историческую идентификацию современной России в совершенно ином месте "Русского мира", и показать всему миру совсем другую Россию, отличную от той, к которой все уже начали привыкать за последние 13 лет.

Кроме того, отмена празднования Дня Конституции РФ и участившиеся в последние месяцы разговоры о необходимости пересмотра Основного закона, по которому ныне живет страна, заставляют еще раз вспомнить обстоятельства принятия ельцинской Конституции 1993 года. Как известно, действующая ныне Конституция РФ была принята после силового разрешения Б.Ельциным крайне опасного для страны внутриэлитного конфликта, носившего характер вооруженного противостояния исполнительной и законодательной власти. С некоторыми допущениями можно говорить о том, что Конституция РФ образца 1993 года - это договор элит, подтвержденный не только на общенациональном референдуме, но и посредством победы одной из сторон того конфликта в вооруженном противостоянии.

Сегодня ситуация в стране ничем не напоминает октябрь 1993 года. Но напряжение в правящей элите, связанное с радикальными изменениями в политической и экономической жизни страны, в уходящем году значительно выросло. И это не может не тревожить как власть, так и общество. Решение вопроса о необходимости внесения изменений в действующую Конституцию РФ, по всей вероятности, станет еще одним важным политическим событием 2005 года.

Трудный и непредсказуемый 2004-й год уходит в историю. В нем для страны было много как хорошего, так и плохого. Хочется надеяться, что следующий год будет более спокойным для России. Поскольку минувший год показал, что Россия - уже опять другая страна.

       
Print version Распечатать