Одаренные дети не всегда рождаются в обеспеченных семьях

Оказывается, в нашей стране скоро не останется не только квалифицированных рабочих ("Дума о ПТУ"), но и представителей интеллектуальной и художественной элиты. Сегодня терпит крах система работы с талантливой молодежью. Развивать и преумножать свои таланты могут лишь дети из обеспеченных семей: занятия в спортивных секциях, музыкальных и художественных коллективах, поездки на конкурсы и учеба в престижных учебных заведениях стоят больших денег.

Что в этой ситуации должно предпринять государство, каковы механизмы поддержки талантливой молодежи? Этой теме был посвящен круглый стол, проходивший на днях в Госдуме РФ.

Билан и Перельман в одном флаконе

Ну и как всегда - "смешались в кучу кони, люди". На круглом столе, посвященном поддержке талантливой молодежи, о своем, о "девичьем", говорили и продюсер победителя последнего "Евровидения" Димы Билана Яна Рудковская, и светско-балетная дива Анастасия Волочкова; о "мужском" и важном, затерявшись среди роскошных блондинок, пытались рассуждать представители физико-математических лицеев Москвы, Петербурга и Челябинска... И все же что-то общее из этого всего выкристаллизовалось. А именно стало очевидно: государство фактически устранилось от поддержки талантливой молодежи в нашей стране. Будь то Дима Билан или будущий Григорий Перельман.

Нет, конечно, нельзя сказать, что государство ничего не делает. Несколько лет в России существует система работы в рамках программы "Одаренный ребенок". Есть хороший многолетний опыт, связанный с деятельностью спортивных интернатов. Существуют, наконец, вымирающие как класс педагоги-энтузиасты... Но на сегодня этого так мало, что не дает возможности детям, которые реально одарены, по-настоящему развиваться.

Или: поддержка талантливой молодежи включена в национальный проект "Образование". Нам гордо приводят цифры: из федерального бюджета ежегодно выделяется 200 миллионов рублей на поощрение более 5 тысяч талантливых юношей и девушек России. Гранты присуждаются по пяти номинациям: социально-значимая и общественная деятельность, научно-техническое творчество и учебная исследовательская деятельность, профессиональное мастерство, художественное творчество и любительский спорт. Вот и в этом году утвержден первый список из 886 представителей молодых людей от 14 до 25 лет: 304 победителя всероссийских и международных олимпиад и различных конкурсов получат на свои личные счета премии в размере 60 тысяч рублей, а 582 призера этих мероприятий - по 30 тысяч.

Все это замечательно, но для каждого отдельно взятого человека это всего лишь одноразовая материальная поддержка, когда речь может идти о покупке компьютера или о заграничном путешествии. Но ни проблем с оплатой образования или проживания во время учебы в крупном университетском городе, ни многих других вопросов такой грант не решает. Эти суммы лишь приятный сюрприз.

Можно даже сказать, что государство не помогает, а мешает развиваться молодым талантам. Так, многие озабочены "утечкой мозгов" и талантов за рубеж. И в то же время все делается для того, чтобы они "утекали". С этого года студенты средних творческих учебных заведений, куда, например, входят Гнесинское и Мерзляковское (при Московской консерватории) музыкальные училища, цирковые и балетные учебные заведения, лишились отсрочек от армии. Теперь недоучившиеся талантливые скрипачи, танцовщики, канатоходцы могут быть призваны в "ряды". Таким образом, будущих Рихтеров и Цискаридзе "уравняли" в правах с несчастными студентами ПТУ и техникумов, которых тоже лишили отсрочек. Это плоды деятельности бывшего министра обороны Сергея Иванова, заявившего три года назад о том, что у "талантливых балалаечников" слишком много привилегий, и пообещавшего отменить им армейские отсрочки. Правда, теперь, пытаясь хоть как-то разрешить эту проблему, за "таланты" хлопочет новый министр культуры Александр Авдеев. Но его хлопоты касаются в большей степени студентов вузов. Он ведет переговоры с Минобороны и прорабатывает схемы, которые освободят от воинской службы лауреатов различных конкурсов, победителей олимпиад и перспективных выпускников университетов. Для этого за таких людей должны будут ходатайствовать видные деятели культуры, преподаватели и вузы.

Государственное недофинансирование

А теперь о деньгах, которые не выделяет государство. Начнем с самого неглавного. Продюсер Яна Рудковская на круглом столе взволнованно жаловалась на то, что государственные деньги не выделялись даже для поддержки будущего победителя "Евровидения" (Билана) ни в первый его приезд на конкурс, ни во второй. А ведь он тоже, как и наши футболисты, "лицо страны". При этом исполнители из Украины, Белоруссии, Грузии, Армении, Азербайджана имели мощную финансовую поддержку, которую предоставляли либо президенты этих стран, либо комитеты по делам молодежи. Такая же ситуация и с детским "Евровидением". Государство ничем не помогло недавним победительницам - близняшкам Толмачевым. И сейчас в российском национальном отборе чудом (по-честному) выиграл мальчик из цыганского табора, не имеющий никакой финансовой поддержки. Теперь приходится искать спонсоров, чтобы он мог достойно выступить за нашу страну.

Проблемы с крупными международными конкурсами лишь вершина айсберга.

Удел богатых не только выступления на международных конкурсах, но и сами занятия в известных детских коллективах. "У нас, кроме "Непосед", куда могут попасть только дети из семей хорошего достатка, нет ни одного профессионального коллектива, ни одного детского продюсерского центра", - жаловалась Рудковская. На детский конкурс "Новая волна" (Юрмала) тоже могут попасть только исполнители с бюджетом.

Ну, ладно, это - эстрада. Разговор, слава богу, шел не только о ней. Говорили и о талантливых студентах и школьниках. Вместо государства помощь им оказывают некоторые частные фонды. Благотворительный фонд В.Потанина ведет работу по трем направлениям: поддержка наиболее талантливых студентов по всей стране, поддержка молодых преподавателей и отдельно - музейных проектов. Помимо этого фонд выплачивает стипендии победителям международных олимпиад школьников по естественнонаучным предметам на все время их учебы в государственных вузах России.

По мнению исполнительного директора фонда Натальи Самойленко, одна из главных проблем нашей высшей школы - кадровый голод. Но ведь чтобы вырастить талантливого ученого, нужны талантливые учителя. И потому она предложила, проводя конкурсы между вузами, проверять главное: способен вуз работать с молодыми преподавательскими кадрами и кадрами молодых ученых или нет.

Для государства важно, чтобы талантливые люди оставались в стране. Как это сделать? По мнению Натальи Самойленко, "нельзя сейчас говорить о минимуме зарплаты. Чтобы повернуть ситуацию, нужно предоставлять в России такие же возможности для молодых ученых, какие предоставляются им за рубежом. Только в этом случае мы способны добиться какого-то успеха. Тем более что сейчас мы вступаем еще на более опасную стезю (я имею в виду Болонский процесс). И если раньше ученые утекали за рубеж, защитив кандидатскую диссертацию, то сейчас люди будут уезжать на магистерской стадии. Это надо осознавать".

И еще: очень важно давать молодым людям равные возможности для учебы на территории всей страны. "Когда мы говорим об элите, нужно представлять те условия, в которых элита развивается, - сказала Наталья Самойленко. - И здесь, как мне кажется, одной из важнейших программ стала бы программа студенческих кампусов (она государственная, и ее не решить никаким фондам). Условия, в которых приходится жить нашим студентам, часто ужасающие. Кстати, кампусы - это и возможности для жизни молодых преподавателей и ученых. Государственная поддержка ведущих вузов страны должна начаться с создания хороших студенческих кампусов".

Что касается стипендиальной программы фонда Потанина, то она развивается уже восемь лет (весной появился десятитысячный стипендиат). Ее механизмы могут быть использованы государством. В программе участвуют только те, кто прекрасно учится в течение года. А затем проводится независимый от вуза конкурс среди студентов-отличников. Это ролевые и деловые игры, в которых ребята должны проявить свои организаторские, лидерские качества. Такие конкурсы не столько для будущих академиков, сколько для главных врачей в больницах, для руководителей учебных заведений.

Неравенство возможностей и неравенство устремлений

Что все-таки нужно делать всерьез? Как выяснилось, для того чтобы принимать какие-то меры, нужно для начала четко определить, что означает понятие "талантливая молодежь". То есть написать и утвердить федеральный закон, в котором бы содержалось это определение. А потом принимать меры, способствующие созданию "инфраструктуры таланта на протяжении всей жизни". Сегодня уже понятно, что капитал будущего - это человеческий интеллект (запасы нефти и газа не вечны) и что основой человеческого ресурса является одаренность. И если государство не будет обращать на это внимание, социальные последствия могут оказаться неутешительными.

Фонд "Общественное мнение" по заказу Общественной палаты РФ провел исследование, посвященное одаренности. Любовь Духанина, заместитель председателя комиссии по образованию и науке Общественной палаты РФ, озвучила некоторые выводы данного исследования. Выяснилось, что, во-первых, ни у ученых, ни у педагогов, ни у родителей нет однозначного понимания того, что такое одаренность. Во-вторых, опрошенные признали одной из главных неразрешимых проблем - проблему неравенства доступа к ресурсам, позволяющим развивать одаренность. Среди показателей, которые дают возможность проявить качества одаренности, опрошенные называли доход в семье, наличие высшего образования и место жительства.

На вопрос о том, на чью поддержку может рассчитывать одаренный человек, 80 процентов опрошенных называют не государство, а семью. Это не желаемое, а, к сожалению, действительность. Но одаренные дети далеко не всегда рождаются в обеспеченных семьях. Значит, доступ к развитию своих способностей им фактически закрыт.

Опросы подтверждают, что для детей из бедных и малообеспеченных слоев населения возможности для выявления и развития одаренности очень ограничены. Тем самым мы можем констатировать неравенство жизненных шансов, но и неравенство устремлений. Из причин, препятствующих выявлению и развитию одаренности, называют алкоголизм в семье, финансовые трудности, загруженность родителей на работе.

Что касается системы образования, то она в большей степени нацелена на выявление одаренности, но не на ее пробуждение. При этом дети из низкоресурсных семей уже в школе и даже в детском саду оказываются отчуждены от одаренности: они не направляются в систему дополнительного образования, не выявляются их потенциальные способности. Уже на раннем этапе такие дети лишены возможности поддерживать и развивать свои способности.

Любовь Духанина говорила о том, что нужно увеличивать количество школ-пансионов для работы с талантливой молодежью, развивать сетевые школы. Создавать интеллектуальные сети для одаренных детей, потому что такой ребенок в классе, как правило, не находит себе друга, с которым он может обсуждать интересующую его тему.

При этом Общественная палата уповает на нацпроект "Образование" (в подразделе "Талантливая молодежь"), забывая о том, что нацпроект - это гранты, которые не способны решить проблему в масштабе страны.

Что у нас с точными науками

Сергей Рукшин, преподаватель знаменитого питерского физико-математического Лицея #239 говорил о "катастрофической ситуации в стране в области работы с детьми, одаренными в области точных и естественных наук". "Я имею право говорить это, потому что когда-то открыл и воспитал Григория Перельмана, - сказал Сергей Рукшин. - Первое. Мы сейчас разрушаем на государственном уровне (я не говорю, что мы это делаем сознательно) систему, выделявшую СССР как страну, которая сознательно выявляла в раннем возрасте, готовила, социализировала и закрепляла в стране кадры в области точных и естественных наук. Эта система была создана в тридцатые годы в ответ на известное высказывание Сталина "кадры решают все". Сегодня у нас существуют квоты на таланты в регионах. Так вот, если бы делили квоты представительства на олимпиаде согласно населению, то Австрия, которая вошла в шестерку призеров, составила бы 0,7 человека на зимнюю олимпиаду. Ну, такова ее доля в населении мира. К сожалению, любое квотирование талантов по регионам пропорционально численности населения наносит огромный ущерб работе.

Второе. Существуют две модели работы с одаренными детьми. Одна - это китайская экстенсивная модель. При населении в полтора миллиарда человек таланты, безусловно, пробьются, их можно будет обнаружить в университетах, учить и получить специалистов высшей квалификации. На эту модель был способен Советский Союз с населением около трехсот миллионов. Мы не способны. Ресурсы населения не позволяют это делать.

Другая модель - американская. Все, чего нет, - купим. В качестве примера могу привести статистику национальных сборных США на международных олимпиадах школьников по математике и физике. Из пяти человек математиков на последней олимпиаде было пять натурализованных китайцев. К сожалению, иммигранты, которые приезжают к нам, едут не за этим. К нам текут не мозги, а рабочие руки (хорошо, если квалифицированные).

Поэтому нужно на государственном уровне возродить систему, во-первых, выявления, во-вторых, раннего обучения талантливой молодежи и, таким образом, обеспечить создание этой прослойки. На государственном уровне нужно не косметическими мерами пытаться улучшить ситуацию (вознаградив тех, кто уже выявился), а создавать пункты точек роста талантливой молодежи. Выявлять, учить, социализировать, и потом уже закреплять здесь, на родине. Иначе закреплять будет некого".

P.S. "Из информатики - в политику"

В кулуарах круглого стола обозреватель "Русского журнала" поймала директора знаменитой Физико-математической школы имени А.Н.Колмогорова (СУНЦ МГУ) Анатолия Часовских. В этой известной на всю страну школе-интернате учатся триста старшеклассников, обладающих выдающимися способностями в области естественных наук, которые приехали из разных уголков России. Было интересно узнать, с какими проблемами сталкивается сегодня эта главная "кузница естественнонаучных мозгов" страны.

"Русский журнал": Чего не хватает вашей школе?

Анатолий Часовских: Не хватает государственной поддержки. Наша школа складывалось в начале шестидесятых годов, и тогда ее образовало государство. Как говорят, умереть до того, как дочь дожила до пенсии, - это предательство.

РЖ: Можно сказать, что государство вас бросило?

А.Ч.: Ну, не то чтобы бросило, но на некоторое время забыло. Конечно, мы получаем деньги на питание школьников, на зарплату преподавателям, немножко - на "коммуналку", иногда на безопасность. Но все остальное - благодаря спонсорам. И наша особая система отбора одаренных ребят ("летняя школа" тоже) держится только на спонсорах. Мы до сих пор каждый год выезжаем в сорок-пятьдесят регионов и привозим оттуда детей. К нам поступают ребята из Сибири, с Дальнего Востока, часто переводятся из таких же школ в Новосибирске или в Екатеринбурге. Конкурс по-прежнему составляет десять человек на место. Берем хороших ребят. Но все эти поездки по стране финансируется спонсорами.

РЖ: А спонсоры, это, конечно же, ваши выпускники?

А.Ч: Да. Большинство спонсоров - наши выпускники.

РЖ: Сколько в стране школ, подобных вашей? Берут ли с вас пример?

А.Ч.: Такая система охватывает всю страну. Но школ федерального уровня - четыре: в Москве, Новосибирске, Петербурге и Екатеринбурге. На региональном уровне подобные учебные заведения открываются во многих краевых центрах. И за границей берут с нас пример. Правда, там в образование вкладывают другие деньги. В Тайланде есть Королевская школа, построенная по нашим принципам. Недавно Бусанская школа в Корее была преобразована в Корейскую государственную школу. Государство признало ее большие успехи. Финансирование там в десятки раз больше, чем в обычной школе.

РЖ: То есть главная проблема для вас - финансирование?

А.Ч.: Это одна из проблем. Ведь часто самые талантливые люди из глубин народа, и пробиться им крайне сложно. Мы пытаемся им помочь. Приезжаем в глубинку, привозим их в Москву, помещаем в среду, где им не нужно думать о питании, проживании, а нужно просто учиться.

РЖ: Раз ваша школа государственная, значит, бесплатная для учеников?

А.Ч.: У нас есть родительский взнос - 1700 рублей в месяц (деньги идут на "коммуналку"). Те, кто не может платить, не платят. У нас есть программа поддержки выпускников, и за них платят спонсоры.

РЖ: Если проблема денег не главная, что вас волнует еще?

А.Ч.: Сейчас не менее важной, чем проблема образования, является проблема воспитания. Превалирует прагматизм. И если еще совсем недавно мы переживали, что наши ребята в своей массе идут не в науку и образование, а в бизнес, то сегодня бизнесу они предпочитают политику.

РЖ: И ваши выпускники тоже стремятся в политику?!

А.Ч.: Представьте себе, что да. Наши победители всероссийских олимпиад по информатике, например, уже настроились на занятия политикой.

РЖ: А что тут можно сделать с помощью воспитания?

А.Ч.: Очень многое. Но для этого нужны одаренные профессиональные воспитатели. Например, приглашаю я в школу выдающегося ученого и прошу детей прийти на лекцию. Они говорят: а нам это не нужно. А если воспитатель хороший, он убедит класс, что это нужно. Они пойдут на эту лекцию всем классом, а потом скажут: "Как же мы ошибались!"

Просто потребность к саморазвитию нужно воспитывать. Если этого нет, то идеалом, к которому нужно стремиться, будет лишь поступление в МГУ. Но это же не спорт. Нужно постоянно совершенствоваться, а поступление - это только хороший старт.

Воспитатель может научить человека самостоятельно работать. Он иногда может из одних детей сделать совсем других. У нас есть, например, два класса: один состоит из отборных "информатов", а другой - вроде ничего особенного, середняцкий. Так вот, мы поставили к "информатам" чистых педагогов, просто хороших учителей. А середнякам дали отличного воспитателя. И за счет того, что середняки старались, хотели стать лучше, к концу обучения эти два класса сравнялись. Они и в вуз поступили лучше, и у них больше перспектив: они научились самостоятельно работать, нацелены на образование. И неизвестно, из кого больший выйдет толк.

РЖ: Куда поступают ваши выпускники?

А.Ч.: 85 процентов - в МГУ, часть - в Физтех.

РЖ: А многие уезжают за границу?

А.Ч. ( смеется) : Даже если они не уезжают, то работают "там", а живут здесь. Некоторые живут здесь, а работают на западные фирмы. Да и вообще сейчас можно сказать, что только эти фирмы нашу науку и поддерживают. А если у кого-то остаются силы, они преподают в вузах или у нас в школе.

РЖ: Сколько у вас победителей всероссийских олимпиад?

А.Ч.: В этом году по одной информатике тринадцать человек. Есть победители по математике. Очень приятно, что к нам поступил девятиклассник, который завоевал абсолютное первое место по математике среди девятых классов.

РЖ: Сколько государственных денег не хватает школе Колмогорова?

А.Ч.: Понимаете, у нас, во-первых, устарели коммуникации, а во-вторых, нет современного оборудования в физических лабораториях. Я спросил своих преподавателей, сколько им нужно, чтобы сделать современный физический практикум. И получил ответ: пятнадцать миллионов.

РЖ: То есть деньги нужны в основном для физических лабораторий?

А.Ч.: Да. Химики и биологи пользуются университетской лабораторной базой. Мы используем близость с университетом и вообще ждем, что нам построят дома рядом с МГУ. Профессора будут приходить к нам пешком.

Мы считали бюджет в целом, и в принципе сто миллионов в год будет нормально. Сейчас у нас с большим напрягом получается около пятидесяти (я говорю только о государственных деньгах).

Наша проблема еще и в том, что мы оказались вне юридического поля: внутри МГУ, но вне Министерства образования. И поэтому все программы, которые идут через министерство, до нас не доходят. Скажем, бесплатное программное обеспечение. Сейчас, спасибо большое Виктору Антоновичу Садовничему и руководителю Федерального агентства, нам выдали программное обеспечение бесплатно.

РЖ: Казалось бы, такая школа, как ваша, должна иметь особый статус и особо финансироваться?

А.Ч.: Сейчас как раз мы, четыре школы - наша, Петербургская, Новосибирская и Екатеринбургская, пишем письмо президенту. Цель - чтобы по этим школам было принято особое постановление правительства. Так было в советские времена, когда в 1989 году по этим школам было принято специальное постановление и финансирование было достаточным по всем позициям. Правда, счастье длилось совсем недолго.

       
Print version Распечатать