Обучение прозрачности

Похоже, прозрачность постепенно становится доминирующим термином, определяющим собой суть перемен, происходящих в сфере энергетических отношений во многих регионах планеты, в том числе и в странах СНГ. В значительной мере это произошло благодаря внедрению в них международной программы, известной как Инициатива по прозрачности в добывающей промышленности (EITI). 26-27 марта в Алма-Ате состоялась рабочая встреча неправительственных экспертных и образовательных организаций, поддерживающих эту Инициативу.

EITI, объявленная Тони Блэром в 2002 году и активно поддержанная фондом Сороса (через такие организации, как Revenue Watch, Publish What You Pay, Open Society и др.), в этом году институционально оформилась и получила свой собственный секретариат, расположенный теперь в Осло. Инициатива стала настолько популярной, что в ее рамках уже предусмотрен процесс "валидации", т.е. подтверждения того, что поддержавшие ее на словах страны реально предпринимают необходимые меры для прозрачного функционирования их добывающих отраслей. Другими словами, EITI - это уже своего рода раскрученный международный бренд, под который можно получить неплохие ресурсы (от репутационных до инвестиционных). Достаточно сказать, что Трастовый фонд Инициативы сформирован и контролируется Всемирным банком.

Впрочем, на Кавказе и в Центральной Азии ситуация с внедрением EITI выглядит по-разному. Признанным лидером постсоветского региона является Азербайджан, получивший много дивидендов (моральных и символических) от своего статуса "пионера" или "чемпиона" прозрачности нефтяной промышленности. За последние годы подготовлено пять отчетов правительства по выполнению стандартов EITI, исполняется открытость всех заключаемых контрактов, и аудиторские компании, которые удостоверяют правильность отчетов, выбираются на альтернативной основе.

Правительство Казахстана тоже присоединилось к EITI и уже приняло ряд поправок в законодательство, предусматривающих в качестве условия всех будущих контрактов по разработке месторождений природных ресурсов исполнение компаниями принципов этой Инициативы. Однако первый же годовой отчет привел к конфликту между правительством и аудиторской компанией и до сих пор не опубликован.

Кыргызстан присоединился к EITI, однако отношение правительства к этой Инициативе остается достаточно прохладным. Одним из показателей этого стало нежелание правительства выделять хоть какие-то средства для ее реализации.

Руководство Грузии только декларативно проявило интерес к EITI, однако не предприняло никаких конкретных шагов для ее воплощения в жизнь. В настоящее время наибольшую активность в этом направлении проявляет Коалиция неправительственных организаций Грузии в поддержку прозрачности добывающей промышленности.

Монголия приняла решение об участии в EITI, создала для этого соответствующий орган и обязала компании в законодательном порядке разглашать все свои платежи. Разработаны формы отчетности, которые будут положены в основу будущей деятельности.

Наконец, о России. В качестве члена "Большой восьмерки" Москва на словах поддержала EITI, однако это, скорее, выглядело как вынужденный жест символического порядка, поскольку никаких дальнейших действий предпринято не было. Есть лишь некоторые признаки активности в экспертном сообществе (месяц назад в московском Центре Карнеги прошла первая профессиональная дискуссия на эту тему), СМИ и среди неправительственных организаций, занимающихся вопросами антикоррупционной политики, открытости, гласности и информационных прав личности.

Ситуация с перспективами подключения нашей страны к формированию новых режимов прозрачности в добывающих отраслях смотрится очень противоречиво. С одной стороны, концепции "суверенной демократии" и "энергетической сверхдержавы", раскручиваемые в последнее время, оставляют мало места для демонстрации чувствительности в отношении той озабоченности, которая имеет место в мире по поводу прозрачности. Но, с другой стороны, есть по крайней мере два важнейших вектора международной деятельности России, которые предполагают обязательное встраивание в них проблематики прозрачности. Речь идет о предстоящем вступлении РФ в ВТО и о дискуссиях относительно нового формата договора между Россией и Евросоюзом взамен Соглашения о партнерстве и сотрудничестве, срок действия которого скоро истекает.

Можно предположить, что для России (равно как и для таких стран, как Китай, Индия или Бразилия) разделение на "доноров" (спонсоров) и "реализующих стран", существующее в рамках EITI, неприемлемо. Однако некоторые позитивные перемены в этом плане уже происходят: например, недавно подключившаяся к EITI Канада намерена быть не только "поддерживающей", но и "реализующей" страной. Впредь можно ожидать, что граница между "хозяевами" Инициативы и теми, на кого она направлена, будет постепенно стираться, что вполне соответствует интересам России.

Однако пока ситуация такова, что международное сообщество периодически бомбардирует нас своими упреками по поводу сложившихся в России практик управления энергетическими отношениями, которые носят келейный и далекий от стандартов прозрачности характер. Показательным является комментарий газеты "The International Herald Tribune" от 27 марта этого года о том, что политика Кремля по восстановлению государственного контроля над природными ресурсами страны влечет за собой очевидные преференции в пользу "Роснефти", в руки которой постепенно перетекают основные ресурсы разоренного "Юкоса"(1). А вот что говорится в докладе Рабочей группы Оксфордского университета по энергетической безопасности:

"Европа не может полагаться на растущий импорт газа из России для удовлетворения своих усиливающихся потребностей на протяжении следующих двух десятилетий. Существуют сомнения относительно способности России увеличить предложение; эта страна продемонстрировала свое намерение использовать энергию как политический инструмент; она ужесточает государственный контроль и противодействует рыночной либерализации; и у нее нет склонности подписывать транзитный протокол к Энергетической Хартии. В краткосрочной перспективе для ЕС императивом является выработка единой и последовательной стратегии в отношении РФ, содержащей четкие условия решения проблем, вытекающих из сказанного выше... Европейские компании могут сыграть (если им это позволит сделать правительство России) важную роль в развитии энергетического потенциала РФ. В то же время российские компании могут работать на европейском рынке при условии, что они будут делать это на тех же условиях, как и другие внешние для ЕС компании, т.е. если будет уверенность в том, что они будут соблюдать правила конкурентного рынка"(2).

В процитированном докладе содержится прямая ссылка на EITI как на механизм, который устанавливает стандарты для верификации и обнародования и выплат компаний, и доходов правительств, однако далее говорится о необходимости более широких рамок для прозрачности. Но даже минимальные стандарты, предлагаемые EITI, пока не реализуются Россией. Впрочем, возможно, Россия посчитает, что ее как раз в большей степени волнуют проблемы, не вошедшие в EITI, но имеющие несомненное отношение к прозрачности: например, состояние охраны труда в угольной отрасли, что в свете последней аварии на шахте "Ульяновская" кажется весьма актуальным. В EITI не входит и многое другое, что может составить российскую "повестку дня" в области прозрачности - это и доступность информации о социальных инвестициях добывающих компаний, и прозрачность контрактов и процедуры выдачи лицензий на недропользование, и рамки экологических требований, предъявляемых государством к частным компаниям.

Как бы то ни было, EITI представляет собой своего рода стартовую точку для продвижения вперед в направлении прозрачности, хотя ряд практических вопросов глубже, чем рамки этой Инициативы. Наверное, многие из этих вопросов правительство сейчас не готово обсуждать: например, о том, какова должна быть процедура определения инвестора - через тендеры или двухсторонние переговоры? Как следует публиковать отчетность - индивидуально по компаниям или в аккумулированном виде? Или как обеспечить подотчетность управления нефтегазовыми доходами через Стабилизационный фонд?

Однако вполне реально ожидать, что постепенные изменения к лучшему все же рано или поздно произойдут. Если страны с не самой безупречной репутацией в области демократии и прав человека, как, например, Казахстан или Азербайджан, смогли заметно улучшить свой международный имидж и инвестиционную привлекательность при помощи механизмов прозрачности, то почему Россия должна оставаться в стороне от общего тренда?

Есть основания ожидать, что рано или поздно возникнет понимание того, что прозрачность вполне соответствует интересам не только транснационального бизнеса, но и России. У нас есть ряд неправительственных организаций, которые, имея опыт реализации антикоррупционных проектов, готовы начать публичную дискуссию на эту тему. Было бы чрезвычайно полезно, если бы она нашла свое место в политической повестке дня, которая формируется накануне парламентских и президентских выборов в России.

Примечание:

1. Kremlin is lowering the curtain on Yukos. International Herald Tribune, March 27, 2007. P.1.

2. Wrong energy policy could create new enemies for Europe. Financial Times, March 6, 2007. P.10.

       
Print version Распечатать