О возможности диалога между оккупантами и самоопределянтами

Встреча президентов Армении и Азербайджана, состоявшаяся 6 июня 2008 года в рамках неформального саммита СНГ в Санкт-Петербурге, не принесла сюрпризов. Серж Саркисян, избранный президентом Армении 19 февраля 2008 года, и Ильхам Алиев, которому еще предстоит закрепить за собой президентский пост на пять следующих лет 15 октября 2008 года, договорились только об одном. Они выразили готовность продолжить переговоры по урегулированию нагорно-карабахского конфликта. По словам американского сопредседателя посреднической Минской группы ОБСЕ (а также помощника заместителя госсекретаря США) Мэттью Брайзы, президенты двух государств договорились в Санкт-Петербурге о том, что переговоры необходимо продолжить, базируясь на пунктах так называемых "мадридских предложений". Речь в данном случае идет о базовых принципах урегулирования конфликта, состоящих из десяти пунктов.

Напомним, что данные предложения были представлены 29 ноября 2007 года в ходе встречи двух министров иностранных дел (главы азербайджанского МИДа Эльмара Мамедьярова и Вардана Осканяна, на тот момент возглавлявшего МИД Армении). Встреча прошла в формате заседания Совета министров иностранных дел государств-членов ОБСЕ с участием сопредседателей Минской группы ОБСЕ, руководителя российской дипломатии Сергея Лаврова и заместителя госсекретаря США по международным вопросам Николаса Бернса. В ходе мадридской встречи сопредседатели Минской группы ОБСЕ в письменной форме представили министрам иностранных дел Азербайджана и Армении базовые принципы урегулирования нагорно-карабахского конфликта. Тогда французский сопредседатель Минской группы ОБСЕ Бернар Фасье заявил, что посредники преследуют цель как можно скорее завершить фазу базовых переговоров по не согласованным сторонами вопросам: "Давайте не будем ждать еще пятьдесят лет". Фактически мадридский документ предлагал некие усредненные формулы, которые каждая сторона трактовала по своему усмотрению. Армянские дипломаты фокусировали внимание на праве "народа Нагорного Карабаха", тогда как азербайджанская сторона полагает, что главное преимущество документа - осуждение "армянской оккупации". Встреча в Мадриде (как и предыдущие, и последующие встречи дипломатов и президентов двух государств, включая и последнюю встречу в Санкт-Петербурге 6 июня 2008 года) не стала прорывом с точки зрения нахождения реальных компромиссов, понимаемых как двусторонние уступки и договоренности.

Как бы то ни было, за период, прошедший с того момента, как "мадридские предложения" были представлены армянским и азербайджанским дипломатам, мирный процесс не только не сдвинулся с мертвой точки, но в значительной степени деградировал. Встреча Сержа Саркисяна и Ильхама Алиева в Санкт-Петербурге готовилась в очень непростом контексте "разморозки конфликта".

Во-первых, март 2008 года был отмечен самым жестким столкновением на "линии фронта" (или в зоне прекращения огня) с самого момента установления перемирия в мае 1994 года. В прошедшем 2007 году на линии фронта число перестрелок и столкновений увеличилось почти в три раза. По разным оценкам, погибло около 30 человек. Как обычно в таких случаях, стороны обвиняли (и продолжают обвинять) друг друга. Как правило, военнослужащие двух конфликтующих сторон гибнут от огня снайперов. В ходе же одного столкновения 4-5 марта 2008 года количество жертв (даже если принять версии разных сторон) более значительно (8-15 человек убитых). Этому событию предшествовала (впрочем, и сопровождала его) милитаристская риторика. В азербайджанском случае милитаристской риторики было больше (что объясняется фактом военно-политического поражения НКР и Армении, хотя и не может быть оправдано как метод разрешения конфликта). Из уст президента Ильхама Алиева даже прозвучали слова о первом этапе войны, проигранной Азербайджаном. Но одной лишь риторикой дело не ограничилось. Баку были предприняты попытки вывести проблему на ооновскую трибуну, заполучив союзников в этой организации и параллельно доказывая несостоятельность нынешнего формата урегулирования (Минской группы ОБСЕ). Делегаты 62-й сессии Генеральной ассамблеи 39 голосами "за", при 7 "против" и 100 воздержавшихся 14 марта 2008 года одобрили резолюцию, предложенную Баку, под названием "Положение на оккупированных территориях Азербайджана". Начиная с марта азербайджанские дипломаты все чаще стали говорить о необходимости если не полной замены неэффективной с их точки зрения Минской группы, то хотя бы серьезной ревизии ее состава. Такой тезис в Баку озвучивался и ранее. Однако в марте 2008 года он стал предлагаться более последовательно. Впрочем, Армения также не осталась в долгу. 31 марта 2008 года, буквально накануне инаугурации нового президента, его предшественник Роберт Кочарян заявил, что Еревану в случае отказа Азербайджана от посреднической миссии Минской группы следует либо признать независимость НКР, либо заключить договор между двумя армянскими государствами о коллективной обороне.

29 апреля 2008 года депутаты национального парламента Армении приняли специальное заявление, в котором республика была признана гарантом безопасности Нагорного Карабаха. Но наиболее интересно то, что 5 июня 2008 года (то есть за день до питерской встречи) в столице непризнанной Нагорно-Карабахской Республики (НКР) состоялось первое заседание нового состава Совета безопасности этого де-факто образования. В работе нового состава нагорно-карабахского Совбеза принимал участие секретарь Совета безопасности Армении Артур Багдасарян. После этого президент НКР Бако Саакян, избранный на этот пост в прошлом году, заявил, что "для сотрудничества между Арменией и Карабахом формат Совета безопасности является хорошей базой для обсуждения важнейших для обеих республик вопросов".

Таким образом, можно говорить о том, что сам контекст питерской встречи двух президентов был не слишком располагающим для дипломатических прорывов. На фоне "разморозки" конфликта, конечно, проводилась и демонстрация миротворческих намерений. В мае 2008 года на встрече в Страсбурге руководители МИДа Армении и Азербайджана выдали новую порцию оптимистических прогнозов и политически корректных заявлений. Для нового министра иностранных дел Армении, который до этого работал послом республики во Франции, это было ознакомительное мероприятие. "Мы конкретизировали свои подходы и, самое главное, договорились продолжать переговоры", - сказал Эдвард Налбандян журналистам после встречи с коллегой Эльмаром Мамедьяровым. Как это обычно бывало в таких случаях, вся "конкретика" осталась за пределами комментариев и ответов на вопросы.

Следовательно, после новой активной "разморозки" конфликта встреча двух президентов в Санкт-Петербурге может рассматриваться как позитивный факт. Переговоры (и даже их имитация в виде постоянных заявлений о необходимости вести переговоры в будущем) гораздо лучше, чем боевые столкновения в зоне прекращения огня. Однако разделять чрезмерный оптимизм профессиональных миротворцев сегодня вряд ли возможно. В интервью радиостанции "Свобода" Мэттью Брайза назвал встречу Алиева и Саркисяна, для которого это был дебют в роли президента Армении, успешной и ознакомительной. Все-таки ознакомительная встреча - это не то же самое, что успешная, дающая надежду на успех в ближайшем будущем. "Президенты сообщили нам, что готовы продолжить переговорный процесс", - говорит американский дипломат. Но что делать президентам сегодня, если ни у одной из сторон нет решающего военно-политического и информационно-идеологического перевеса? Ни для кого не секрет, что борьба за имидж в разрешении конфликта является не менее важной, чем качество вооруженных сил и дипломатических структур. Отказ от переговоров, переход к одной лишь милитаристской риторике обречет сторону конфликта на осуждение. В данной конкретной ситуации такое осуждение играет важную роль. Другой вопрос, насколько действительно велико стремление сторон к нахождению компромисса.

Анализ контекстов, в которых пройдут новые переговоры двух президентов, показывает, что ожидать серьезных "прорывов" не приходится. Слишком разное понимание конфликта у противоборствующих сторон. И речь даже не о непримиримых подходах и позициях. Речь о восприятии первопричин конфликта. Если для армянской стороны карабахский вопрос - это история борьбы карабахских армян за свое самоопределение (этническое и политическое), то для азербайджанской - это оккупация "исконных земель Азербайджана". Баку фактически до сих пор не может принять тезис о том, что конфликт не является только делом рук Армении, что он имеет, по крайней мере, не одно лишь "оккупационное" измерение. Между тем именно это измерение доминирует сегодня в азербайджанском дискурсе. Таким образом, уже сама встреча может рассматриваться как успех. Но ожидать в ближайшие месяцы достижения компромисса по базовым вопросам нагорно-карабахского конфликта (беженцы, оккупированные территории) невозможно. До тех пор, пока "картинки мира" Еревана и Баку не приблизятся друг к другу, никакие новые дипломаты и даже президенты не смогут сдвинуть с места неподъемный камень мирного процесса.

       
Print version Распечатать