Никола-Ленивецкие промыслы

Социальный проект и арт-партнёрство

На языке ландшафтов с человеком разговаривает Бог.

В конце июля у села Никола-Ленивец Калужской области прошёл очередной фестиваль «АрхСтояние» (1). Фестиваль этот интересен не только как место встречи эстетов, которые могут любоваться среди родных осин образцами лэнд-арта (искусства, в котором художник в качестве материала использует землю, дерево и прочие подручные материалы, и преобразует ландшафты (2)). Этот фестиваль уникален и показателен как удачный опыт выживания заброшенного села в нынешней рыночной действительности, когда уже десятками лет зарастают колхозные поля и дичает земля вокруг сёл, вдали от больших дорог.

Социальное значение такого феномена во многом даже превосходит художественное значение фестиваля, весьма не малое. Выживание сел в России за счёт промыслов – дело известное: многие села вокруг больших городов издавна жили промыслами – кто резал ложки, кто валял валенки, кто расписывал шкатулки. Однако Никола-Ленивецкие промыслы пошли дальше: они явились со своим товаром на арт-рынке Европы, и вписались в этот рынок, привнеся в него свои, весьма оригинальные поделки. В этом году состоялась выставка в Люксембурге, где был показан коллайдер из дерева и пеньки, который изваяли умельцы из Никола-Ленивца (3).

За несколько лет существования промыслы прошли путь от компании столичных художников и архитекторов, которые подрядили деревенских шуткарей слепить десятки снеговиков на берегах Угры, до команды мастеров, которых приглашают в Европу. Этот необычный опыт заслуживает внимания, и здесь мы более подробно остановимся на нём, как на весьма удачной модели арт-партнёрства, в котором зазор между городом и деревней используется для добывания немалой энергии: успеха, грантов, личностного развития – да что там мелочиться, настоящих и невиданных доселе чудес! Там где зазор, где перепад и разрыв – там место силы.

Партнёрами выступают здесь, с одной стороны, столичные художники, с другой – деревенские жители. Ключевую роль в создании Никола-Ленивецких промыслов сыграли архитектор Василий Щетинин и художник Николай Полисский (по-деревенскому «дядя Коля»). Василий Щетинин «открыл» это село ещё в 90-е годы: он искал место для архитектурных и художественных мастерских, хотел основать здесь новый город Счастья, рай для художников, а Полисский поддержал его – и развил утопический проект в неожиданнную сторону: создал и возглавил саму эту промыслительную артель. Полисский считался в 90-е годы московским митьком, напомним, что митьки завоевали аудиторию идеологией доброжелательности и братства, не чуждые и пафоса, от которого отвернулась тогда столичная богема, они радостно приветствовали простые проявления жизни (4).

Сейчас можно сказать, что во всём дальнейшем творчестве Николай остался верен этому жизнерадостному мировоззрению. Однако он пошёл дальше митьков, которые пропагандировали опрощение «среди своих», в среде городских интеллектуалов. Полисский пошёл на реальный социальный эксперимент, вовлекая в творчество настоящих сельских мужиков.

Вначале он любовался пейзажами Угры, рисовал их, устроился на работу егерем в заповедник – а затем уже стал играть с «ребятами» в свои художественные игры. Первым делом в эти игры стала играть сельская молодёжь, для которых он был действительно «дядей Колей». Но потом подтянулись и мужики, люди с непростыми судьбами, среди которых попадались, как это водится, настоящие самородки… Так, мало помалу, игры становились всё интереснее, начали приносить бедной деревне доход. Потянулись в село любители искусства, зрители, пришла пресса… Полисский вывез своих «ребят» вначале на фестиваль на Клязьму, где они смогли увериться в своих силах (5), потом в Москву, где уже столичные власти, что держат нос по ветру, подрядили ребят наделать кунштюков в стиле «лэнд-арта», чтобы не отставать от других столиц Европы (6). Потом начались путешествия по Европам – Венецианская биеналле, далее везде.

Успех промыслам обеспечила вдумчивая позиция художника Полисского: он не свалился на мужиков с небес с радужными планами захвата арт-рынка Европы, он вначале пожил рядом с ними, стал хорошо знакомым, «своим», а потом уже стал играть. Через вовлечение в игру пришло признание, авторитет. Мужики, естественно, не могли вначале взять в толк, зачем чудит «дядя Коля», что он там затевает со снегом, сеном, брёвнами... Однако на капитале изначального человеческого доверия были сделаны первые объекты, которые можно было при желании вписать в обрядовые игры: Масленицу, проводы зимы, встречу весны... Долгую и торную дорогу прошли друг к другу мужики и столичные художники, чтобы сделать артель, составить пёструю компанию самоучек. Полисский не раз потом говорил, что он был с мужиками наравне в смысле опыта работы с ивовыми прутьями, плетения, обработки древесины. Здесь всё решала смекалка, здравый смысл, точный расчёт (интервью, статьи и другие материалы о промыслах можно посмотреть на сайте Полисского).

Артель состоялась. Полисский шагнул из рядов художников-живописцев в ряды скульпторов, монументалистов, дизайнеров – он сам набрался опыта, получил во время работы по сути второе художественное образование – в то время как его мужики-соавторы получили вместе с ним первое. Сейчас Полисского маркируют как первого отечественного лэнд-артиста (7). Важно отметить, что он выполнил уникальную функцию реаниматора жизни на селе. Это жизнь необычная, художественная, жизнь, которая позволяет увидеть смысл существования для полутора десятков мужиков и ребят в уникальном личностном развитии. Такое развитие дорогого стоит: именно на его пути мобилизуются ресурсы психики человека, возникает любовь к своей деятельности, идёт расширение горизонтов личности.

Полисский и Щетинин не построили на селе офисное здание как знак цивилизованной жизни, не разбили кортов и футбольных полей, не спешили они и с полями для гольфа – напротив, стараются, чтобы поля жили естественной жизнью. Здесь ходят коровы и растёт гречка (посеянная, кстати, мастерами ландшафтного дизайна из парижского ателье 710). Именно эти мастера настояли на том, чтобы пустить по полям стадо коров – которые используются дизайнерами как живые орудия для изготовления ландшафта. Полисский со товарищи смогли привлечь на Калужскую землю ряд именитых иностранных художников, которые оставили здесь свои следы.

Есть здесь работы и отечественных мэтров: самонапряженные конструкции Вячеслава Колейчука, позолоченный бык работы самого Василия Щетинина… В целом фестиваль Архстояние – любимое детище московского художественного сообщества: виднейшие арт-критики посвящают ему статьи (8), его посещают представители Евросоюза, приходят на эту землю люди, гранты и поддержка от добрых людей и разных международных организаций. Дай Бог, чтобы промыслы эти просуществовали как можно дольше, удивляя нас не только новыми произведениями искусства, но и решениями социальных проблем села. Сейчас, по истечении десятка лет, можно сказать, что Никола-Ленивец – удачная модель арт-партнёрства. Партнёрами являются здесь столичные художники и архитекторы, мировые знаменитости со своими заоблачными концепциями – и простые русские мужики, которые вместе делают важное дело по облагораживанию, художественному преображению мира, в котором мы живём (9).

Примечания

1. Название фестиваля идёт от знаменитого эпизода русской истории – Стояния на Угре 1480 года, которое положило конец монголо-татарскому игу. Сайт фестиваля находится здесь.

2. Заметим, что орудиями преображения ландшафта могут служить как лопаты, ножи и топоры, так козы и коровы. Известно описание преображения ландшафта в «Котловане» Андрея Платонова (который был инженером-землеустроителем).

3. Описание этой акции см. здесь.

4. Мне довелось посетить мастерскую Полисского на Кропоткинской в конце 80-х годов в составе компании, куда входил известный поэт Всеволод Некрасов и американский искусствовед Джерри Янечек. Палитра Полисского покоряла радужными, ностальгическими красками – это была ностальгия по детству, по простым радостям бытия: солнцу, деревьям, тени…

5. Описание участия промыслов на Клязьме см. здесь

6. Речь идет об арке в районе Лихоборки

7. Хотя в ряде публикаций Никола-Ленивецкие промыслы описаны как основоположники отечественного лэнд-арта, можно привести ряд акций и фестивалей, которые не в меньшей степени претендуют на эту роль. Игорь Сид проводил фестиваль художников и литераторов, Боспорский форум в Крыму в 1993-1995 годах, где известные московские художники Валерий Айзенберг, Ирина Данилова, Аристарх Чернышов (кстати, он участвовал и в АрхСтоянии 2009 в соавторстве с Алексеем Шульгиным и Инной Астафьевой с интереснейшей работой «Воздушный порт») и Мария Гоуф из Австралии показали ряд инсталляций на известном острове Тузла (см. здесь), под Сумами проходит уже 12 лет фестиваль лэнд-арта (см. здесь), а если копнуть поглубже, то лэнд-артом можно назвать не только изваяния вождя мирового пролетариата, которые во многих местах СССР были выложены частью из камней, частью высажены кустарниками на горах... Можно посчитать за основоположников лэнд-арта древних жрецов, которые выстраивали курганы в форме яйца и засыпали насыпи в виде змея.

8. Михаил Боде посвятил Никола-Ленивецким промыслам статью ещё при возникновении этого проекта в «Русском журнале» 2001 (см. здесь) и написал о последнем фестивале здесь, Ирина Кулик опубликовала статью в газете "Культура", Милена Орлова следит за событиями в Никола-Ленивце из «Коммерсанта» и т.д. и т.п.

9. На фестивале 2009 года были показаны работы, от которых дух захватывало: «Вулкан» Николая Полисского со товарищи, или «Ротонда» Александра Бродского – вещи величественные, значительные, дающие пищу для сердца и ума. Строго говоря, только сейчас здесь началось преображение ландшафтов под руководством французских дизайнеров, которые выявили и экспонировали характерные участки поля и леса, провели просеки и подготовили, расчистили места для дорожек и тропинок, до этого объекты лишь вписывались в существующие ландшафты. Напоследок хотелось бы привести отрывок из стихотворения «Порой весёлой мая» А. К. Толстого, который живо описал творчество лэнд-артистов прошлого века:

Здесь рай с тобою сущий!
Воистину все лепо!
Но этот сад цветущий
Засеют скоро репой!

       
Print version Распечатать