Независимая журналистика: планы захвата телевидения

Оригинальная публикация

Перевод Николая Эдельмана

Идея агрегаторов видео вызвала известный интерес блогосферы. Те, кто разбирается в технической стороне агрегирования видео, уверяют нашу Dowbrigade, что эта технология существует уже сегодня и что нужно лишь упростить ее, приспособив к нуждам обычного пользователя, и затем двинуть на массовый рынок.

Рассуждения о деталях вроде технических стандартов и процедур оставим кому-нибудь другому. Нам же интересней то, зачем вообще нужен агрегатор видео: чтобы сломать монополию больших медиа в телевидении нашей страны.

Эти размышления родились в ходе дискуссии о воздействии блогов на политический процесс и о том, удастся ли воспользоваться уроками Говарда Дина применительно к будущим кампаниям, в которых блоги станут якобы непременным условием успеха.

Как раз в этом мы вовсе не уверены. Несмотря на всю живость, разнообразие и глубину мысли, которые Dowbrigade находит в блогах и в независимой журналистике вообще, мы простились с надеждой на то, что эти голоса услышит большинство средних американцев.

И вовсе не потому, что независимая журналистика не заслуживает того, чтобы к ней прислушались. Дело в том, что для подавляющего большинства американцев (более 70%, по некоторым исследованиям) источником и информации, и мировоззрения выступает "большая тройка" новостных программ. Из оставшихся 30% большинство считает себя более искушенным, так как смотрит CNN или FOX. Даже не видя конкретных цифр, трудно представить себе, чтобы набралось более 1% респондентов, утверждающих, что они получают большинство новостей из блогов или из независимых источников информации. Средний американец черпает из "ящика" не только новости, но и собственные мнения, да и взгляды на мир.

И если задуматься, то, вероятно, так и должно быть. Мы имеем в виду не нынешнее содержание СМИ, а скорее сами СМИ. Усредненное большинство предпочитает одностороннюю коммуникацию: люди приходят с работы домой и направляются к своим домашним центрам развлечения. Несмотря на множество разнообразных интерактивных опций, подавляющая часть предпочитает проводить досуг за пассивным восприятием информации. Люди голосуют глазами - и телевидение, как и прежде, преспокойно побеждает в этом голосовании.

Кто мы такие, чтобы говорить, что интерактивность "блогосферы" - превосходный опыт? Интерактивность доступна не всегда и не всем. Есть предрассудок, о котором в нашей стране не принято поминать вслух, - высоколобость. Интеллектуалы зачастую полагают, что их стиль и качество жизни обеспечивают превосходство над теми, чьи умственные способности оцениваются как средние или ниже средних. Нередко достигая влияния и власти, придумывая системы, в которых живут остальные, и товары, которыми эти "остальные" пользуются, они частенько склонны к тому, чтобы ставить себя выше "простого" народа.

И мы, блоггеры, и политически умудренные представители технической интеллигенции, в том числе и Dowbrigade, - точно так же повинны в чувстве превосходства над средними американцами, что по всей стране сидят на диванах, уставясь в "ящики".

Извините, ребята, но идея демократии как раз и состоит в том, что все имеют равные права, включая право голоса. Лучшее в нашей государственной системе - не те права и возможности, которые она дает самым талантливым и одаренным из нас, а то, что она означает для самых бедных, несчастных и самых жалких тупиц. В глазах подлинной демократии все мужчины созданы равными. (И женщины тоже.)

И значит, если мы вправду хотим устроить в стране революцию, используя новые СМИ и технологии для того, чтобы еще на шаг приблизиться к полностью информированной и конструктивной демократии, мы должны дойти до всех Джо и Джейн, которые смотрят "Выжившего" и "Американского идола" и делают покупки по Home Shopping Network. Именно они - Америка, и если в течение десятилетий их обманывали и сбивали с толку крупнейшие СМИ, то наш патриотический долг в том, чтобы помочь им думать своей головой.

Но как добиться этого?

Рассуждения эти привели нас к тому, что есть лишь два способа, с помощью которых блогосфера может по-настоящему изменить политические методы, принятые в нашей стране. Первый способ - создать новый новостной механизм, то есть поменять те шаблоны потребления информации, которыми пользуется подавляющее большинство народа. Следует отучить его от вечной диеты, на которой американцев держат Тед Коппел и Дэн Разер, и познакомить людей с удивительным миром сбалансированного освещения событий. Надо, чтобы они отвыкли говорить: "Конечно же, мы видим эту проблему с обеих сторон - ведь мы смотрели этот сюжет и по CNN, и по FOX!"

Все это кажется несбыточным. Мировоззрение людей изменить намного трудней, чем их диету или религию. И было бы снисходительным барством полагать, что все предпочтут получать новости из компьютера, а не из телевизора. Остается только второй путь - найти подход к человеческим существам внутри медиамонстров и влиять на публику непрямым путем, через телевидение. Установив связи с репортерами и редакторами, блоггеры смогут искать сюжеты, запускать их в широкое обращение, временами даже брать в свои руки глобальный поток сознания или, по крайней мере, оказывать на него влияние. Не слишком удовлетворительное решение, зато более реалистичное, чем заставить миллионы американцев оторваться от телевизоров.

Однако неделю назад некоторые юные кибер-рейнджеры из беркмановской команды начали активно продвигать третий путь. Нужно, - говорят они, - попасть внутрь ящика. Нам нужен доступ к американским телевизорам. Технология уже есть. Умные видеомагнитофоны, подсоединенные к компьютерам, подключенным к интернету и к цифровому кабельному телевидению, могут смешивать и комбинировать потоки видео, составляя любое сочетание программ в любое время.

Существующая технология позволяет вам, вернушись из бара в час ночи и, включив TiVo, посмотреть 20 минут CNN в живом эфире, затем 20-минутную выдержку из вечерних новостей NBC (без рекламы), а потом 20-минутный компендиум из 5 минут Instapundit, 5 минут Scripting News, 5 минут Адама Керри и 5 минут Dowbrigad. Или по 2 минуты из 10 любимых видеоблогов, так как 5 минут эфирного времени - явный избыток.

Все, что для этого нужно, - это контент и агрегатор для его сбора и пересылки на видеомагнитофон. Но вот в этом-то и проблема. Одно дело - составить приличный блог-постинг (это по зубам даже рядовым участникам Dowbrigadе!) и другое - соорудить видеоряд со вставками, переходами, наложением голосов и операторскими фокусами. Понадобится не менее 3-4 опытных специалистов, чтобы сделать что-то достойное.

Что за допотопные мысли! Мальчишки-всезнайки тут же бросились подсказывать, что с iMovie и приличной вебкамерой любой видеожурналист может снять сюжет для прайм-тайма и что когда потоковое видео станет доступней, тут же появится инструментарий, который позволит "простому народу" вырезать-вставлять куски и накладывать на них комментарий с той же легкостью, с какой сейчас мы работаем с текстами.

И вскоре станет неважно, чья там физиономия на экране. Ведь трудно представить, чтобы кто-то подписался на программу, где маячит та отвратительная морда, которая видна в зеркале во время бритья. Зато очень скоро любители смогут выбрать в качестве ведущего Макса Хедрума, Стронг-Бэда или бразильскую кибермодель Кайю (см. фотографию). Или создать собственную аватару по образу и подобию тупицы-Зиппи или Дарта Вейдера, которые и будут зачитывать новости.

Эта столь фантастично звучащая идея начала завоевывать умы Dowbrigade. Ясно, что видеоблоги не смогут заменить блоги в их сегодняшнем виде. Но если найдутся доступные и простые инструменты, появится возможность создавать пятиминутные видеоролики. Они могут стать рекламой размещенных в Интернете статичных Dowbrigade News, а с помощью агрегаторов видео пользователи смогут составлять ежедневные обзоры интересных независимых видеоисточников.

Чем дольше мы обдумываем эту идею, тем она кажется заманчивей и логичней. Не только американцы, но и люди всего мира предпочитают телевидение в качестве источника всемирных новостей. Так к чему сражаться с глобальными историческими императивами, если можно воспользоваться их динамичностью? Приспосабливаясь и просачиваясь, мы захватим мировые телекомпании! Dowbrigade готова освоить этот дивный новый видеофронтир. Кто там говорит, что старого пса нельзя обучить новым трюкам?
Оставайтесь на нашей волне!..

       
Print version Распечатать