Налог на первоклашек

Продолжается запись детей в первые классы школ. В новом, 2007-2008 учебном году в московские школы пойдут 69 тысяч 500 первоклашек. Всего же в столичных школах будут обучаться 747 тысяч 540 школьников. И хотя число детей сократилось по сравнению с 2001 годом на 220 тысяч человек, попасть в хорошую (а чаще всего делающую вид, что она такая) школу становится почти так же трудно, как в престижный вуз. Это прежде всего касается известных государственных школ. По закону, прием и обучение в них - бесплатные. На самом деле это отнюдь не так.

Где готовят президентов

Вспоминаю, как сама поступала в английскую школу на Беговой. На собеседовании мне задали какие-то простые вопросы, а потом я с выражением прочитала "Зима недаром злится" Тютчева. Сразу меня не приняли (и немудрено): стихотворение, на девяносто процентов состоявшее из свистящих согласных, выдало дефект моей дикции - у меня все свистело и шипело. В итоге после летних занятий с логопедом в школу меня взяли. Абсолютно бесплатно.

Прошло... лет. У приятелей подросла старшая дочка Маша, и они решили отдать ее в хорошую школу рядом с домом. Девочка умненькая, явно способная (в свои шесть лет читает, считает, рисует, танцует). А рядом с домом в 2005-м году открылся "Президентский лицей" (школа #1348). Здание построено по новому проекту, учеников пока мало - всего двести восемьдесят. Как обещают, можно выучить целых три иностранных языка. И к тому же это "школа полного дня" (там не только уроки делают, но и гуляют-отдыхают).

С весны прошлого года родители Маши пытались выяснить, есть ли в этом лицее подготовительные курсы. Ответа долго не давали, а когда они позвонили в очередной раз, то обнаружили: дети на курсы уже отобраны и мест больше нет. После Нового года родители снова и снова стали звонить в школу. В итоге их записали на собеседование на 10 апреля.

И вот день икс наступил. "Мы забираем детей, а родители могут часок погулять", - сказала "экзаменаторша". (На сайте Департамента образования Москвы перечислены вопросы, которые чаще всего задают чиновникам. Среди них есть такой: "Мы хотим поступить в школу. Нам сообщили, что необходимо записаться на собеседование, которое будет длиться целый час. Родители туда допускаться не будут. Правомерно ли это?". Ответ такой: "Нет. Запрещены всякие собеседования, а тем более без родителей".)

Пятнадцать детей увели, а родители "погулять" отказались. Тогда им показали три рекламных ролика про школу: про якобы уникальную систему школьной охраны - у каждого ребенка магнитная карточка, с помощью которой он преодолевает турникет (при этом уведомили, что за карточки и систему охраны платят, конечно же, родители). А также про лицейскую самодеятельность и про то, что он участвует в программе "Здоровое питание".

Детей все не приводили: пошел уже второй час. Зато вышла женщина, назвавшаяся представителем попечительского совета школы. И стала вызывать к себе на собеседование родителей. По тройкам. "Вы же понимаете, что вся эта красота - не на государственные деньги", - сообщила она. - Вступительный разовый взнос в нашу школу - 150 000 рублей! (" Скажите, пожалуйста, разве нужно делать спонсорские взносы за то, чтобы ребенка взяли в гимназию на вакантное место? - Нет, конечно". - Из информации Департамента образования Москвы). Плюс к этому ежемесячный взнос: минимально 5 тысяч рублей на охрану и питание. Догадливые родители предположили: наверняка эти деньги пойдут на доплаты учителям. И "попечительница" заведения подтвердила их догадку: "Ну вы же понимаете, что учителя здесь работают не ради морального удовлетворения". И продолжила урок по арифметике: каждый месяц нужно еще сдавать деньги на дополнительные занятия (На сайте школы значится: " Наличие платных образовательных услуг: нет"). Представительница попечительского совета утешила родителей тем, что деньги - для удобства - можно перечислять через банк. Правда, школа теряет при этом двадцать процентов. Поэтому - лучше налом.

Значит, подсчитала моя знакомая - мама Маши, в месяц бесплатная школа будет стоить больше 10 тысяч рублей (без учета вступительного взноса в 150 000, конечно).

Конфеты или отметки

Информацию родителям выдавали порциями, а детей все не было. Объяснили, что с ними проводят психологическое тестирование, выявляющее социальную адаптацию ребенка. Если он социально не адаптирован, то может идти в любую другую школу. Только не в эту (здесь большие нагрузки).

Наконец почти через два (!) часа детей привели. Маше собеседование понравилось. "Нам вопросы задавали, а мы писали тесты на время. Например, спросили: если рядом школа, в которой за знания ставят не отметки, а дают пряники и конфеты, вы пойдете туда или в нашу школу?" Видимо, "социально адаптированные" должны отвечать, что в "вашу", а совершенно неготовые к жизни в коллективе - что в ту, конфетную. Стихов не спрашивали. Зато раздали листы, испещренные кругами и квадратами и перечеркнутыми разным образом, и попросили как-то их сгруппировать. (Как сказали потом маме Маши в детском развивающем клубе, куда ее девочка ходила три года, это тест для 14-16-летних.)

Через несколько дней родителям сообщили о результатах. У Маши нашли "массу" легко устранимых недостатков. "Если мы их исправим, нас возьмут в вашу школу?" - спросила измученная мамаша. Ответа не последовало. Вернее, директор школы сообщила: решение не за нами. Все документы и результаты собеседования будут отправлены в РОНО, где кандидатуры будут утверждаться. Последний раз из двадцати человек утвердили только пятнадцать.

То есть речь, как можно понять, даже не о взятках. Хотя никакие документы ни в какое РОНО по закону отравляться не должны. Речь об искусно создаваемой конкуренции, которая заставляет задерганных родителей, обеспокоенных судьбой ребенка, выкладывать за его "поступление" в элементарнейший первый класс деньги, превышающие те, какие платят за год учебы в МГУ.

"А можно познакомиться с учителями, которые будут работать в первых классах?" - заныли родители. "Зачем? - последовал ответ. - Вы же посмотрели рекламные ролики?"

Ну, а поездки в вашей школе есть?- спросил любознательный папа Маши. - Конечно. В Уэльс, в Швейцарию, Австралию. За ваши деньги".

Хорошее образование - только для лидеров?

"Мы обеспечиваем качественное образование и развиваем лидерские качества каждого школьника для его личной успешности и активной жизненной позиции, для духовного и экономического возрождения России", - пишет на школьном сайте директор лицея #1348 Раиса Федоровна Маловичко. Далее следует, что для этой школы важны: успешная личность учащегося, успешная личность учителя (помните фразу дамы из попечительского совета "вы же понимаете, что учителя здесь работают не ради морального удовлетворения"?), личность родителя (правильней было бы написать: его кошелек), комфортные условия, теплый психологический климат, возможность и свобода творчества, современные педагогические, здоровье сберегающие и информационные технологии. А также инновационное пространство школы (без определения "инновационный" теперь никуда. Звучит красиво).

Кого-то привлечет и то, что лицей является так называемой городской экспериментальной площадкой (это тоже термин). Правда, понять суть экспериментов нормальному человеку трудно. Название одной из экспериментальных тем: "Современные проблемы коммуникативно-ориентированного контроля". А другой: создание системы социального партнерства округа по реализации профильного обучения. Что это такое - одному богу известно. Вся инновационная деятельность расписана при этом по "форме", так, чтобы лицею удобней было получить грант нацпроекта "Образование".

Шуваловский квартал

Рядом с этой школой находятся две другие - тоже государственные, то бишь якобы бесплатные. Родители говорят, что вступительный взнос в одну из них - 20 тысяч евро. Там учится сын одного из самых "форбсовских" олигархов.

В другую школу - совершенно обычную, правда с гимназическими классами, - мои приятели и отдали свою Машу. Им там понравилось все: доброжелательные спокойные учителя, нормальное, по возрасту детей, собеседование в присутствии родителей, а главное - отсутствие вымогательства. В стандартной анкете, правда, были "обычные" для всех школ пункты: чем вы можете помочь школе (оргтехника, уборка школы, покупка канцтоваров, ремонт и пр.), но ведь никто не ставил условий. И ребенка взяли сразу.

Некоторые объясняют поборы в первых двух школах самим местом, в котором они находятся: это так называемый Шуваловский квартал с дорогими квартирами. Но третья школа стоит ведь на той же самой земле!

В интернете есть даже сайт Шуваловского квартала со своим форумом. Жители так отзываются о первой, несостоявшейся, Машиной школе - "Президентском лицее" (слегка правим отзывы стилистически):

- Сестра учится в этой школе. Она ей не особо довольна. Помнится, ее туда еле взяли - директор хотела денег с родителей, и это несмотря на то, что мы живем именно в Шуваловском квартале. Школа якобы с углубленным изучением языка - это подразумевает разговоры с носителями языка. Но отзывы о них различны. Мое личное мнение сводится к тому, что школа слабовата.

- У директора приличные аппетиты. Новый учебный год она встречает как время сбора зелененьких - советую вам рассмотреть варианты с другими школами.

Почему никто не возмущается

Ответ на вопрос, почему никто из родителей не возмущается, не жалуется, ясен любому здравомыслящему человеку: если вы хотите учиться в престижной государственной школе, то обязательно заплатите, хотя формально этого не требуется. Не заплатите - не возьмут, даже если ваш ребенок - гений и потенциальный лидер. И потом - будете продолжать платить по десять и больше тысяч в месяц: вы же не хотите, чтобы на вашем ребенке отыгрались. Или чтобы все пошли на дополнительные занятия, а он сидел изгоем.

Что касается сдачи денег в попечительский совет, то это наглядно демонстрирует, как вроде бы хорошая идея попечительских советов проявляет себя в нашей жизни. Лозунги - благородные: попечительские советы будут решать школьные проблемы, касающиеся главным образом образования. Но деятельность советов свелась к денежным поборам (на родительском собрании обычно сообщают о решении попечительского совета собрать очередную крупную сумму на нужды школы). Помню истерику одной интеллигентной мамаши на родительском собрании в английской школе моей дочери: она выбежала из класса с криками, что у нее нет таких денег.

Понятно, что действительно бесплатное образование в нашей стране - большая редкость. Но почему - понятно? И почему в таких знаменитых своими школами и вузами странах, как Франция и Финляндия, образование - как среднее, так и высшее - именно бесплатное?

P.S. Возвращаясь к истории о поступлении в школу дочери моих приятелей, хочу сказать, что люди они весьма состоятельные. И могли бы заплатить требуемые деньги. Просто им почудился большой обман: никакое это не образование, а видимость его. К тому же очевидно, что если поборы изначально столь высоки, то в дальнейшем они будут только нарастать. И к качеству образования это не будет иметь никакого отношения.

Школы же пиарят себя как только могут, выдавая желаемое за действительное. А потребитель клюет на рекламу потому, что в стране ощущается гигантский дефицит действительно хороших учебных заведений. О начальной же школе у нас сегодня вообще забыли, как про толстовскую батарею Тушина.

       
Print version Распечатать