На смерть Сэмюэля Хантингтона

Мировые информационные агентства, ссылаясь на сведения, переданные Гарвардским университетом, сообщают: в среду, 24 декабря, не стало Сэмюэля Филлипса Хантингтона. Патриарх американской политологии, один из крупнейших геополитиков современности умер у себя дома, на острове Мартас-Винъярд, штат Массачусетс.

Его карьера включала многочисленные посты в университетах, исследовательских учреждениях и правительственных структурах. В восемнадцать Сэмюэль с отличием закончил Йельский университет и получил степень бакалавра, в 1948 году стал магистром университета Чикаго, а в 1950-м, отслужив в армии, начал преподавать в Гарвардском университете. В 1951 году Хантингтон получил в Гарварде степень доктора политических наук, с 1959 по 1962 год был сотрудником Института изучения войны и мира при Колумбийском университете. В 1962 году он получил звание профессора политологии Гарвардского университета и вновь стал работать там на различных административных и научных постах. В 1970 году Сэмюэль Хантингтон основал популярный ежеквартальный журнал "Foreign Policy" ("Внешняя политика") и был его соиздателем и главным редактором до 1977 года. В 1977–1978 годах он являлся координатором отдела планирования стратегии безопасности в Совете национальной безопасности при президенте США Дж. Картере, в 1986–1987 годах и сам был президентом – Американской ассоциации политической науки. В Гарварде в 1975–1976 годах он занимал пост исполнительного директора, а в 1978–1989 годах – директора Центра международных отношений (Center for International Affairs). В том же 1989 году Хантингтон стал директором Института стратегических исследований имени Дж. Олина при Гарвардском университете.

С. Хантингтон являлся также профессором университета Альберта Вэзерхэда (Albert J . Weatherhead III University) и председателем Гарвардской академии международных и местных исследований (Harvard Academy of International and Area Studies). От активной преподавательской работы он отошел лишь в прошлом году.

С. Хантингтон известен как ключевой разработчик внешнеполитической стратегии США в послевоенный период. По мнению почетного профессора Гарвардского университета и коллеги Хантингтона Генри Росовски, Сэмюэль Филлипс Хантингтон "был одним из наиболее влиятельных политологов в мире на протяжении последних пятидесяти лет".

За всю свою жизнь Хантингтон участвовал в работе над семнадцатью книгами, среди которых: "The Soldier and the State: The Theory and Politics of Civil-Military Relations" (1957), "The Common Defense: Strategy Programs in National Politics" (1961), "American Politics: The Power of Disharmony" (1981), "The Third Wave: Democratization in the Late Twentieth Century" (1991).

Широкую известность Хантингтон получил в 60-е годы, после публикации работы "Политический порядок в меняющихся обществах", в которой опровергались слащаво-хрестоматийные взгляды теоретиков модернизации о том, что экономический и социальный прогресс в недавних колониях, получивших политический суверенитет, приведет к развитию там стабильной демократии. Идеи, выраженные в этой книге, легли в основу полицивилизационной концепции Хантингтона, вызревшей десятилетиями позднее.

Одну из наиболее известных своих работ он написал в 1964 году в соавторстве с будущим помощником президента США по национальной безопасности Збигневом Бжезинским. Это "Политическая власть: США–СССР", в которой изложены взгляды обоих политологов на динамику "холодной войны".

Но ярче всего звезда Хантингтона разгорелась в 90-е годы, когда он стал автором одного из самых популярных и наиболее цитируемых в современном мире геополитических трактатов – "Столкновение цивилизаций и изменение мирового порядка" ("The Clash of Civilizations and the Remaking of World Order", 1996).

Этот трактат «вырос» из статьи в журнале "Foreign Affairs", которая, по словам редакторов легендарного издания, за три года вызвала больший резонанс, чем любая другая, напечатанная ими с 40-х годов ХХ века. Согласно свидетельству самого Хантингтона, отклики и комментарии на нее «приходили из десятков стран, со всех континентов». Получая их, он и засел за книгу, которая весьма быстро была переведена на двадцать два языка и приобрела огромную – поистине всепланетную – известность.

Его теория вызвала ожесточенные споры о противостоянии Запада и исламского мира. А 11 сентября 2001 года авторитет Хантингтона в Америке стал едва ли не непререкаемым. И здесь, пожалуй, следует сравнить судьбу прогнозов этого политолога с судьбой прогнозов другого, не менее известного идеолога евроатлантизма Френсиса Фукуямы.

Жизнь в последние полтора десятилетия вполне осязаемо подтверждает глубоко выношенные мысли первого о «цивилизационном порядке» и «столкновении цивилизаций» и еще более явственно опровергает поверхностные, рожденные à propos идеи второго о «конце истории», которая-де «завершается» торжеством условного "Запада", всемирным и долгожданным апофеозом комплекса его либерально-демократических ценностей. Очевидно, что вышеупомянутый трактат Хантингтона обладает несравненно большею ценностью – и прогностической, и эвристической, нежели самодовольное «пророчество» обамериканившегося японца.

Совсем недавно Хантингтон опять привлек к себе внимание анализом проблем, стоящих перед Соединенными Штатами и связанных прежде всего с потоками иммиграции. Его книга «Кто мы?: Вызовы американской национальной идентичности» (2004) посвящена разбору ключевой для всех современных обществ проблемы – проблемы определения идентичности.

Думается, что, по большому счету, Сэмюэля Хантингтона можно назвать творческим последователем Арнольда Тойнби. Идеи его несут на себе черты, характерные для англо-саксонской мысли в целом и мысли А. Тойнби в частности. У них немало внешних достоинств, но есть и очень важные недостатки. Главный из них – нехватка метафизичности, той метафизической глубины, которая должна придавать «объем», привязывать к Вечности эмпирически меткие описания и анализ тех или иных аспектов неостановимо текучей Реальности.

       
Print version Распечатать