Мыслить по совести

Владислав Сурков заявляет, что никаких рациональных аргументов против Путинского правления быть не может. Ну "верховный разум" ему судья за такие высказывания! Посмотрим тогда, какие же именно бывают "аргументы против Путина"?

У Синявского, помнится, были "стилистические расхождения" с советской властью. Однако "стилистические вкусы" с тех пор очень сильно притупились, если совсем не исчезли. Так что со стилистическим неприятием тоже, скорее всего, проблемы.

Существует, впрочем, в нашу эпоху ярко выраженное эмоциональное отторжение от "путинизма" (или "путинщины"). "Мужик, ты мне не нравишься".

Эпоха породила написанные "эмоционально не принимающими" тексты - с определенной композицией. Тексты строятся из последовательного расположения трех с половиной тем (посылов) - мы как-то забыли, что тексты можно разбирать по составляющим их поверхность темам-посылам, а не только по каким-то их "глубинным пластам".

Композиция подобного текста такова:

1. Сперва идет некая "деконструкция гадостей" нашей эпохи - выполненная в духе тоже по своему интересного сочетания методов французской гуманитаристики (к слову сказать, достаточно "циничных") и русской традиции интеллигентской совестливости (к слову сказать, достаточно "духовной").

2. Далее - борьба с тенью СССР, с реставрацией "советскости" и т.п. Фактически - запинывание мертвого льва, чем настоящие "рыцари", конечно, не занимаются, но людям, ведущим кабинетно-фуршетный образ жизни такое простить можно.

3. Потом несколько абзацев на тему "надо что-то делать". Замечу, что знаменитый русский вопрос "Что делать?" сменился в нашу эпоху причитанием "надо что-то делать", а мы как-то этого не заметили. "Надо что-то делать" обращено не к темной народной массе (ее представители уснут уже на стадии чтения "деконструкции гадостей"), а к определенному социальному субъекту-адресату - к людям "совестливо-мыслящим". Этот посыл наряду с прочими выполняет и функцию "воспроизводства коллективного избранничества". С "коллективным избранничеством" было туговато в атомарно-коммерческие 1990-е (эпизодическая борьба с "зюган-коммунизмом" не до конца удовлетворяла потребности в "коллективной востребованности избранных"). Сейчас надо наверстывать упущенное, тем более, что и "дракон" появился посерьезнее.

4. Ну и еще полтемы: надо объединяться, надо объединяться, надо объединяться... Этакий призыв к "сбору всех погибших частей".

Пожалуй, все. Образчики текстов не представляю, чтобы не тронуть чувства поклонников их отдельных авторов (среди авторов есть и очень "знаковые" фигуры). Просто хочу заметить, что такие тексты это довольно свежее явление в истории традиции "совестливого мышления", которое всегда играла большую роль в нашей стране.

Замечу, что с традицией их связывает, прежде всего, то, что это "тексты-тесты". Тесты на "наших" и "не наших". В зависимости от того, как ты к ним отнесешься, тебя каталогизируют. Чаще всего - просто очень надолго, но иногда - навсегда.

Авторам подобных текстов, особенно тех, что написаны наиболее прочувственно-жалобно, как у Олега Аронсона, например, я могу искренне посочувствовать. Я правда не знаю, как подобные тексты пишутся. Но очень хорошо знаю, как они читаются. А читаются они так, что у разных людей перехватывает дыхание, ибо они начинают ощущать себя частью некого "мы" (очень часто это люди, которые в нормальном раскладе не очень любили бы друг друга). Причем это не просто "мы", а "мы", как бы состоящее из самых лучших, самых чистых, самых тонко и правильно мыслящих людей на свете. Людей, которые противостоят всем самым плохим, самым гнусно и неправильно соображающим. Вечная история на тему хорошие парни и девчонки против плохих парней и девчонок.

Мне бы очень хотелось знать - автор, когда пишет такие тексты, сознательно вызывает такой эффект или все-таки ему просто искренне хочется поведать о своих переживаниях, и ни к какой мобилизации тусовки он не стремился? Но спросить мне некого. С авторами я не знаком.

Спор с текстом всегда выигрывают читатели. Читателей в данном случае я неплохо представляю, а вот авторы текстов остаются загадками. А читатели радуются - они ведь "прошли тест".

Я уже несколько раз писал о том, что весьма увлекательные

"мысленаблюдения" возможны сейчас на одном актуальном примере. Это организация определенными "дискурс-мейкерами" возрождения антисоветского дискурса в условиях отсутствия СССР и "спасения девяностых" (то есть устроения в общественном сознании "положительного" образа российских 1990-х).

Оказывается, упомянутая задача "возрождения и спасения" может быть представлена в виде конкретной программы. Честно говоря, немного удивлен, ибо полагал, что такие вещи действуют тем, что "носятся в воздухе" в отдельных "салонах". То есть задают какую-то программу "говорения" (речевых практик) "по умолчанию".

В прошлогоднем номере одного известного интеллектуального журнала был опубликован текст, написанный разнополым дуэтом авторов, объединенных красивой фамилией Каспэ.

Сначала авторы довольно остроумно "разоблачает" чужеродные им самим "советские и патриотические дискурсы", в которых "позитивный образ национальной истории предлагается составить исключительно из великих подвигов и маленьких человеческих радостей". Действительно, тонко подмечено.

Потом, определив круг сподвижников (этаких "экзистенциальных однопартийцев"), как всех "людей, питающих отвращение к советской несвободе", авторы производят настоящее программное заявление (как сказали бы сейчас в партии "Единая Россия"). Вот оно:

"В рамках журнальной статьи контуры такой программы могут быть лишь бегло очерчены. Они таковы:

- Напряженная и кропотливая работа с фактуальностью, то есть формирование более или менее консенсуально принятого корпуса научно достоверных фактуальных суждений - в первую очередь относящихся к советскому периоду и к "девяностым", в отношении которых сегодня безоговорочно преобладают и беспрепятственно циркулируют самые дикие стереотипы и предубеждения. Тут "либералы" сделали непростительно мало, в особенности в части "девяностых". Особое внимание должно быть уделено событиям 1991 и 1993 годов - событиям, в ходе которых была сломлена именно советская институциональная система, а не неопределенное "советское" вообще.

- Участие в дискуссии о "политике ценностей" и ее перевод на язык фактов (верно и обратное - разговор о фактах также должен быть соединен с разговором о ценностях). Критика тавтологичной модели "ценности ценностей самих по себе", последовательно дифференцирующий подход к ценностному измерению политики, отказ считать ценностный вакуум достаточным основанием для потребления любых ценностей без разбора. "Нормализация" национальной истории - но в режиме, исключающем тотальную и поголовную "нормализацию" всех ее событий вплоть до самых трагических и всех ее демиургов вплоть до недвусмысленных кровопийц.

- Жесткое следование субъектному подходу. Вместо тотализирующих оценок целых исторических периодов - поиск возможно более определенных ответов на стандартный для этого подхода вопрос "кто делал что?" (и в советские, и в постсоветские времена). Кто (какой - уже не условный, а реальный - "дедушка") создавал именно и буквально "советское" как производную от идеологии институциональную систему, а кто в существующем политическом контексте занимался содержательно иной деятельностью - например, строил те же космические корабли? Кто в 1990-е разрушал именно и буквально "советское", а кто попутно решал другие задачи, в том числе морально сомнительного и даже уголовно наказуемого характера? Кстати, только в этом случае можно будет представить и советское время, и даже, не исключено, "девяностые" как время подвига, что на самом деле желательно в видах строительства нации, - но подвига субъектного, подвига в точном смысле слова, совершенного конкретными людьми, а не "народом" вообще. Тогда и возникнет позитивная и продуктивная версия национальной истории, населенной живыми личностями, имеющей своих героев и негодяев - именно своих, а не засланных из Хазарского каганата, германского генерального штаба или Лэнгли.

- Борьба за искоренение накопившихся за последние годы в публичном и политическом языке смысловых уродцев-катахрез и даже оксюморонов - от какого-нибудь "атомного православия" до нынешней системы (точнее, хаоса) государственной символики, соединяющей этот гимн и этот герб, от российского законодательства, одним из источников которого продолжает de facto быть советское псевдоправо, до шизоидной топонимики наших городов, прославляющей одновременно царей и цареубийц. Etc., etc.

- Интенсивная и согласованная трансляция достигаемых в ходе этой деятельности результатов с использованием любых доступных каналов - а это не только так называемая "либеральная пресса", не только бесконечные и бессмысленные круглые столы "для своих" или вносимые немногими независимыми депутатами и потому заведомо обреченные законопроекты, но и школьные учебники и комплекты тестовых заданий, и сценарии телевизионных сериалов, и массовая литература, и реклама, и блоги, наконец, без упоминания о которых уже, кажется, и чихнуть стало невозможно".

Есть и такое предупреждение: "Если не участвовать в создании нации, не навязать собственный ее проект, будет реализован чужой. Пока оппоненты не слишком преуспели - и по недостатку образования, и по крайней склонности к сварливым междоусобиям, и по гомерической комедийности типажей. Но упование на чужое ничтожество не оправдывает бездействия. Если мы не хотим жить в той стране, которую нам готовят эти клоуны, надо создать свою. Иначе - рано или поздно - получится у них".

В цирке явно наметился скандал: дрессировщики объявили войну клоунам.

И все-таки (несмотря на последний пункт программы - "про учебники") в этом новоявленном "Что делать?" не совсем понятно, КАК именно следует делать то, что намечено сделать? Ибо, наверное, ясно, что внутрисалонная дискуссия в журнале "Неприкосновенный запас", особенно, если она строится по привычной модели "свои понимают своих, потому что считают друг друга самыми лучшими" - сама по себе едва ли приведет к достижению заявленных целей.

Особенно интересно - будет ли программа захвата производственных мощностей конструирования общественного сознания реализовываться через "хождение в народ" или через "хождение во власть" (две обкатанных стратегии отечественной "спасающей" интеллигенции)?

И как это будет выглядеть на практике?

Ну, например, кто и как будет послан "в тыл врага" - для написания в определенном духе "школьных учебников и комплектов тестовых заданий"?

       
Print version Распечатать