Молдавский референдум прошел. И что

Нынешний конституционный референдум в Молдавии, на котором избиратели должны были ответить, хотят ли они возвращения прямых всенародных выборов президента страны, независимо от его исхода, рассматривался основными политическими силами в качестве своеобразной пробы сил перед предстоящими в ноябре очередными внеочередными парламентскими выборами. Референдум призван был разрешить затянувшийся конституционный кризис, поскольку уже с весны прошлого года парламент не может избрать президента Молдавии. Правящей правоцентристской коалиции и коммунистической оппозиции никак не удается договориться о выдвижении на этот пост какой-то компромиссной фигуры, устраивающей обе стороны. А без согласия оппозиции, у правящей коалиции не набирается достаточного числа голосов для того, чтобы провести на пост президента своего кандидата.

В свое время бывший президент, коммунист Владимир Воронин, добился того, чтобы президента избирали не прямым всенародным голосованием, а в парламенте, причем победителю требуется набрать три пятых голосов от общего числа парламентариев. Лидер коммунистов рассчитывал, что его партия сможет в течение длительного времени удерживать в парламенте требуемое для избрания президента большинство. Поэтому Воронин надеялся, что и после двух его президентских сроков (идти на третий срок ему запрещала конституция) коммунисты смогут без труда провести своего кандидата в президенты. Он полагал, что компартия в Молдавии пришла к власти если не навсегда, то очень надолго. Ведь, несмотря на то, что президент в Молдавии перестал избираться всенародно, страна при Воронине фактически продолжала оставаться президентской республикой. Все основные решения, как во внешней, так и во внутренней политике принимал именно Воронин, а послушное ему правительство проводило их в жизнь.

На самом деле, согласно действующей молдавской конституции, президент не имеет контроля над правительством, и у Молдавии есть все условия для того, чтобы превратиться в парламентско-президентскую республику с преобладающей ролью парламента. Ведь президент, по конституции, может только приостанавливать действие актов правительства, противоречащих, по его мнению, законодательству, до принятия окончательного решения Конституционным судом. Таким образом, президент может определенным образом затруднять деятельность правительства, но не может подчинить его себе.

Однако коммунистическая партия Молдавии – весьма архаична по своей структуре и очень напоминает КПСС. Поэтому в период правления Воронина важнее была даже не его президентская должность, а его роль как лидера компартии, которому безоговорочно подчиняется партийный аппарат, который, в свою очередь, фактически сливался с аппаратом правительства в единое целое. Между прочим, такое же фактическое возвращение Украины к президентско-парламентской республике сейчас постепенно проводит Виктор Янукович, даже не изменяя конституции, зато имея полностью послушного премьера, лишенного политических амбиций.

Однако эра коммунистического господства в Молдавии закончилась неожиданно. Сначала народные выступления вынудили коммунистов пересчитать поданные на выборах и посчитанные подконтрольной им избирательной комиссией голоса избирателей. В результате они потеряли всего одно место в парламенте, но эта потеря оказалась роковой. Именно этого мандата не хватило коммунистам, чтобы провести в президенты своего кандидата. Затем последовали досрочные выборы, на которых, тоже довольно неожиданно, оппозиционные партии не только получили большинство, но и смогли, несмотря на все разногласия, сформировать достаточно жизнеспособную коалицию.

Коммунисты же оказались в довольно сложном положении. Выяснилось, что у них нет других сколько-нибудь заметных лидеров, кроме Воронина. А тому уже не под силу играть прежнюю роль харизматического вождя. Сказывается и возраст, и невозможность вновь стать президентом, и разочарование избирателей в коммунистах. У компартии остается значительный электорат, состоящий прежде всего из сельских жителей и лиц пожилого возраста, ностальгирующих по советскому времени. Но некоторые прежде поддерживавшие их социальные страты, особенно молодежь, теперь качнулись вправо.

Казалось бы, в нынешней ситуации коммунисты были бы заинтересованы в преодолении конституционного кризиса путем перехода к всенародным выборам президента. Ведь в затягивании кризиса молдавская общественность все больше обвиняет компартию, ставящую свои узкопартийные цели выше общенациональных и занимающуюся откровенной обструкцией. Но коммунистам деваться некуда. У них сейчас нет популярного кандидата, способного выиграть президентские выборы. Поэтому руководство компартии, понимая в глубине души, что единственным выходом из конституционного тупика рано или поздно все равно станут всенародные выборы президента, стремятся максимально отдалить по времени неизбежное, чтобы не отдавать в руки своих политических противников ресурс президентской власти.

Между тем, парадокс нынешней политической ситуации в Молдавии заключается в том, что если не всем, то большинству партий правящей коалиции, как и коммунистам, скорее выгодно сохранение в течение достаточно длительного времени нынешнего неопределенного положения. В правительстве рассчитывают, что до определенного момента кризис будет способствовать падению популярности коммунистов. Прямые же выборы президента рискуют развалить правящую коалицию, поскольку потенциально могут вызвать противостояние новоизбранного президента и премьера. Недаром Михай Гимпу, исполняющий обязанности президента и являющийся самым последовательным сторонникам перехода к прямым всенародным президентским выборам, обвинил в низкой явке избирателей не только агитацию коммунистов, призвавших своих сторонников бойкотировать референдум, но и отсутствие единства в рядах правящей коалиции.

Сам Гимпу, несомненно, хотел бы стать всенародно избранным президентом и играть политическую роль, не меньшую чем у премьера Влада Филата. Амбиции Гимпу тревожат его партнеров по коалиции. В этом случае дело со временем могло бы дойти до жесткого противостояния между президентом и премьером. Тем более что конституция дает президенту возможности, если не править самому, то, по крайней мере, временно блокировать работу правительства. Разумеется, если президент и премьер принадлежат к одной партии, шансов на то, что между ними возникнет серьезный конфликт, практически нет. Но в короткой истории современной Молдавии еще не было ситуации, когда президент и премьер принадлежали к разным политическим партиям. А путь противостояния президента и премьера, как показывает опыт противостояния Виктора Ющенко и Юлии Тимошенко на Украине, может иметь для молодого государства катастрофические последствия. И партнеры Гимпу по коалиции не слишком активно агитировали за участие в референдуме, что также способствовало его провалу.

Помимо агитации коммунистов еще одним фактором, значительно понижающим явку на референдуме, стала массовая трудовая иммиграция из Молдавии – в Россию, Румынию и другие страны Западной Европы. До одной трети населения ежегодно покидает беднейшую страну Европы в поисках работы. А те граждане Молдавии, которые в момент голосования находятся за пределами страны, довольно редко принимают в нем участие, но зато остаются в списках избирателях, тем самым значительно понижая общий процент явки. Если бы референдум состоялся глубокой осенью, после завершения сезона сельскохозяйственных работ, вероятно, явка на нем была бы выше. Но так долго ждать правящая коалиция не могла, поскольку уже в ноябре должна была бы провести досрочные парламентские выборы из-за неспособности парламента избрать нового президента.

По предварительным данным к урнам для голосования пришли лишь около 29,5% молдавских избирателей при не необходимом минимуме в 33,3%. При этом, согласно опросам на выходе из избирательных участков, до 90% проголосовавших высказались за всенародные выборы президента. Это можно рассматривать как относительный успех правящей коалиции, позволяющей ей надеяться на некоторое увеличение большинства на внеочередных парламентских выборах, которые теперь становятся практически неизбежными.

Коммунисты же могут записать в свой актив то, что удалось сделать итоги референдума недействительными. Правда, окончательное подведение итогов референдума, очевидно, займет еще некоторое время, поскольку необходимо подсчитать голоса тех граждан Молдавии, которые проголосовали за пределами страны, но это вряд ли существенно изменит предварительные итоги.

Михай Гимпу уже объявил, что если ЦИК официально объявит референдум несостоявшимся, он распустит парламент и объявит досрочные парламентские выборы. На этих выборах, как можно предполагать, в основном сохранится нынешний парламентский расклад, что гарантирует продолжение правительственного кризиса, если только не произойдет какого-либо раскола в рядах компартии или правящего большинства или если правительство и оппозиция не договорятся изменить конституцию и перейти к прямым выборам президента народом. Последний вариант будет вероятен в том случае, если у коммунистов на парламентских выборах появится новый яркий лидер.

Объективно Кремлю выгодна нынешняя ситуация в Молдавии, когда из-за длящегося более года политического кризиса правоцентристское правительство не в состоянии вести активную политику по реализации своих главных внешнеполитических целей – интеграции Молдавии в Евросоюз и НАТО. Однако Москве следует понимать, что такая ситуация не может длиться вечно, и шансов на достижение компромисса между коммунистами и правительством при выборах президента парламентом практически нет. А значит в обозримом будущем Молдавии все равно придется вернуться к прямым всенародным президентским выборам. Хотя новый референдум по этому вопросу может состояться теперь только через два года.

       
Print version Распечатать