Мировая сексуальная революция

Это даже хуже, чем "пипец". Страшнее всякого кошмара и любых ужасов. Это что-то выходящее за пределы даже дурного вкуса. Популяризовав когда-то мыльные оперы, превратив телевизионное многосерийное кино в сложное социально-психологическое и одновременно развлекательное шоу в начале 2000-х, "Секс в большом городе II" поставил жирную точку, а если быть более точным "крест" на себе самом. И дело даже не в том, что актрисы изрядно поистаскались и уже никак не могут вызвать положительных эмоций, столь близких многим российским телезрительницам и телезрителям начала 2000-х – эмоций, которые вспоминаются сегодня со столь приятной тоской. Дело не в ужасном сюжете, актерской игре или в чем-либо вообще. Дело в памяти.

Сам сериал "Секс в большом городе" имел важнейшее значение для культурной жизни всего мира. Подумать только, четыре довольно эмансипированные женщины (далеко) за тридцать рассуждают о сексе, делятся друг с другом сокровенными тайнами и, кажется, совсем не стремятся замуж. Более того, они занимаются сексом "как мужчины" и получают от этого удовольствие, совершенно не стыдясь своих желаний.

Женщины всего земного шара смотрели сериал и находили ответы на те вопросы, которые их беспокоили больше всего. "Так ли ужасно, что мне за тридцать, а я не вышла замуж?", "Стоит ли мне выходить за него, если я его не люблю?", "Как жить с изменой?" и еще много-много всяких разных вопросов женщины могли разрешить для себя, посмотрев сериал. Они могли поставить себя в ситуацию героинь, согласится с их решением или осудить его, найти для себя что-то новое в жизни и т.д. Сериал выручал и помогал. И не только американкам, но и, повторимся, женщинам всего мира.

Когда стало ясно, что формат себя исчерпал, сериал прекратил существование, но у поклонниц остался приятный осадок. Они стали пребывать в полной уверенности, что, если "тебе за 30 и ты не замужем, то жизнь не кончается". (Кстати, успех хита Верки Сердючки про то, что можно выйти замуж за принца и будучи "немного за 30", судя по всему, во многом обусловлен именно воздействием сериала).

Однако создатели решили, что все же в истории вместо жирного троеточия нужно поставить точку, и выдали замуж главную героиню за мужчину ее мечты – "Мистера Бига". Более того, они выдали замуж и других героинь шоу – Шарлотту и Миранду. Только Саманта – женщина жестких сексуально-идейных убеждений – осталась твердо верна принципам "мужской полигамии", поставленным с ног на голову. Летом 2008 года розовые иллюзии всех женщин, не нашедших личного счастья, полетели в тар-тарары, когда они увидели, как их телевизионное "альтер эго" говорит "ДА" любимому мужчине. Так бесславно должна была закончиться славная история поиска эмансипированного женского счастья.

Однако этого создателям сериала показалось мало, и они в очередной раз обратились к приключениям четырех закадычных подруг, сняв вторую серию полнометражного "Секса". Зачем? Может, создатели решили сжалиться над разочарованными поклонницами и показать, что жизнь в браке не сделала девушек счастливыми, а как раз наоборот. Миранда вынуждена выполнять в своей семье функции мужчины и нести большой груз на своих плечах. Шарлотта, обратившись в иудаизм, испытывает чувство ненависти к своим детям, которые не дают ей и секунды свободного времени, а также переживает, что ее муж вот-вот заведет роман с молоденькой няней.

А мечта всей жизни несчастной Керри превратилась в… обычного "русского мужика". После тяжелого рабочего дня измученный проблемами «Мистер Биг» приходит домой, захватив с собой какой-нибудь "вкусняшки" из ресторанчика (к счастью, эмансипированная Керри так и не навесила на себя патриархально-буржуазные оковы, которые символизируют плита, швабра и утюг), чтобы поваляться на диванчике и насладиться выдающимся телевизионным шоу "Смертельный улов". Согласимся, что в принципе вариант неплохой: не пьет и несет домой деньги. Но давайте вспомним его умопомрачительные ухаживания за Керри и сравним с тем, во что мужчина превратился теперь. Особенно поражает и возмущает поклонниц то, что на вторую годовщину свадьбы Керри дарит мужу vintage'ные "Rolex", а он ей… телевизор в спальню (зато какая плазменная панель!). Однако при этом зрительницы не хотят понять, что он дарит ей совсем не телевизор, а домашнее тепло и ту идиллию, которая у них была, когда вдвоем они смотрели уютненький черно-белый фильм. Биг просто хочет покоя и немного тепла от любимой женщины, а она (почти пятидесятилетняя девушка) хочет вечеринок, тусовок, гулянок, потому что больше всего боится превратиться в скучную стареющую миссис.

Однако, в конце концов, женщины (конечно, за исключением Саманты) понимают, что брак – это самое больше счастье в их жизни, и стремятся вернуться в лоно семьи… А поклонницы сериала, таким образом, снова остаются фрустрированными: нужно срочно выйти замуж и быть счастливой в семейной жизни или, в крайнем случае, жить так, как это делает Саманта. Так вот, "третья волна феминизма" схлынула: как писали зарубежные критики, сериал представлял именно эту волну женского движения. И действительно волна на то и волна, чтобы схлынуть, а затем, правда, накатить вновь…

К вопросу о волне. Вместе с тем, сериал влиял на жизнь рядовых граждан не только в плане социально-психологических установок, но и еще в одной очень важной сфере – в области культурного потребления. Женщины стремились купить такую же шляпку, как у Саманты, или ужаснейшую юбку, как у Керри. "Секс" очень сильно влиял на моду и материальную культуру. Итог этого влияния в области культурного потребления можно увидеть и во второй серии полнометражного фильма: оказывается, с виду консервативные, но в тайне довольно прогрессивные женщины Ближнего Востока точно также любят моду, как и их западные визави, и под своими черными чадрами они носят что-то невообразимое – желтое, красное, лиловое, высокие каблуки, мини-юбки (что там еще невообразимого носят женщины?). Точно также они делают прически, "красятся" и ненавидят мужчин, хотя все это в Объединенных Арабских Эмиратах строго запрещено.

Героини "Секса в большом городе" – это их героини, которые научили "жить" и принимать решения в непростых ситуациях. И выходит, что перемены в сфере материальной культуры ведут к переменам в области культуры духовной, хотя оба процесса могут идти рука об руку или даже независимо друг от друга. Очень может быть, что вскоре тайное женское общество исламских женщин, показанное в фильме, устроит на Ближнем Востоке феминистскую революцию. И все это на консервативном Ближнем Востоке. Можно догадаться, какое влияние оказал "Секс" на менее раскованный, чем САШ, но все же не столь догматичный, как Ближний Восток, остальной мир.

Как писал американский политолог Патрик Бьюкенен в своем бестселлере "Смерть Запада": культурная революция – вещь важная, и, вероятно, даже поважнее политической. Эта самая культурная революция, которая, по мнению старины Пата (как ласково называют его закадыки-аналитики) привела Запад на край гибели, похоже, стала мировым феноменом.

Так что второй полнометражный "Секс" – это плевок мировой прогрессивной демократической общественности в лицо мировой общественности недемократической. Хотя плевок довольно странный. Странный потому, что некоторые критики, например, Роман Волобуев, увидели в фильме "образцовый пример антиамериканской пропаганды"(!). Очевидно, что у героинь еще есть порох в пороховницах, и они, совершив революцию дома, занимаются сексуально-культурным транзитом в глобальном масштабе. (Фактически, этот кусок текста написан для Вячеслва Данилова, большого ценителя сериала, конечно, с концептуальной точки зрения. Следующий кусок посвящается всем тем мужчинам, кто был вынужден пойти на этот фильм со своей половинкой. Держитесь, ребята, все уже позади).

Впрочем, это касается идейной составляющей фильма. В художественном плане кино – сплошное недоразумение. Это даже не один большой рекламный ролик, как о нем попытались сказать некоторые. Все эти упоминания различных марок и культурных артефактов выглядят убого, хотя в сериале они и смотрелись довольно органично. Безумная история: мы наблюдаем, как героини расслабляются в пустыне, в роскошном отеле, на званых завтраках и т.д. Все это сделано довольно пошло и неуклюже. Это даже не потянет на кэмп, на который, судя по всему, и ориентировались создатели. Хотя кино и начиналось как чистый кэмп. Чего только стоит одна гейская свадьба. Смотреть все это в течение двух часов невыносимо. Так что, подчеркнем, в художественном плане фильм – плевок в лицо общественности как таковой – и демократической, и недемократической.

Сняв этот фильм, создатели уничтожают те приятные чувства, сохранившиеся у нас с первой половины 2000-х. Именно "Секс в большом городе" стал у нас первопроходцем в сфере формирования "особой сериальной культуры". И вот сегодня, изображая героинь в виде четырех недоразумений с подтяжками, продюсеры и режиссеры уничтожают основы этой культуры, формировавшейся в течение прошедшей декады. Глядя на этот фильм, заодно мы начинаем понимать, насколько был ужасным этот квир-сериал, сделанный гомосексуалистами. Как, кстати, совершенно верно заметила одна из авторов исследований о "Сексе в большом городе" Менди Мерк: героини – это геи в образе женщин. В частности, Менди Мерк так завершает свое эссе «Сексуальность в большом городе»: «Если “Секс в большом городе” гетеросексуален по содержанию, то он гомосексуален по форме». В конечном счете, создатели сериала превратили героинь в ту самую Лайзу Минелли, засветившуюся в начале фильма и годную лишь для того, чтобы развлекать престарелых гомосексуалистов. Так что если бы не ужасный, опошлившийся второй «Секс в большом огороде», возможно, мы не разочаровались бы в сериале.

Мне вспоминается, как когда-то один из самых известных кинокритиков США Роджер Эберт, посмотрев фильм "Норт", написал о нем следующее: "Я возненавидел это кино. Возненавидел, возненавидел, возненавидел, возненавидел, возненавидел это кино. Возненавидел его". Можем ли мы, посмотрев вторую часть полнометражного "Секса", сказать тоже самое? Нет, конечно. Фильм настолько омерзителен, что не рождает у нас даже негативных эмоций. А что может быть хуже безразличия? Тем более безразличия к сексу?.. Что можно сказать о нем еще? Они убили "Секс в большом городе"! Сволочи!

       
Print version Распечатать