Миг между прошлым и будущим

Людмила Альперн, автор выставочного проекта "Ведуты. Между тюрьмой и Венецией", представленного в Зверевском центре современного искусства (куратор – Елена Романова), является заместителем директора Центра содействия реформе уголовного правосудия, лауреатом Французской национальной премии по правам человека.

Художественное творчество – литературу, эссеистику, авторскую фотографию – она не только сочетает с профессиональной деятельностью, но делает основой собственного жизнетворчества, воплотившегося в долгосрочном проекте "Женщина в системе уголовного правосудия". Проект этот представляет собой пример этической позиции. "Сострадание как свидетельство жизни".

Сначала Людмила Альперн, посещая женские тюрьмы в качестве медиатора, фотографировала своих подопечных для того, чтобы миру стало известно о его изнанке, о том, что окружено надежной оградой кривотолков, околичностей и предрассудков и относится к области "неназываемого", а потом – в обратном порядке – показывала сделанные в путешествиях по миру фотографии обитательницам женских тюрем. И эти фотографии, как письма из внешнего мира, должны были, по ее замыслу, стать для них окнами в этот открытый мир.

Нельзя сказать, чтобы такие практики не существовали ранее. Друг и учитель Людмилы, известный французский фотохудожник Клавдий Слубан, уже много лет занимается особой миссией – посещает подростковые тюрьмы, обучая малолетних заключенных художественной фотографии; из отснятого ими материала делает экспозиции.

В фотоинсталляции, представленной в Зверевском центре, перед нами Венеция, с которой автора связывают особые отношения. На сей раз окном в мир станет архитектура этого города, увиденная автором через объектив фотокамеры, что подразумевает камеру-обскуру, которая высматривает, сканирует структуру пейзажа. И в этом она сближается со старыми мастерами (в том числе с Каналетто, имя которого тесно связано с Венецией), которые использовали камеру-обскуру, архаический прототип фотокамеры, для того чтобы точнее передать пропорции и особенности архитектурного пейзажа – ведуты.

Характерно, что дух Венеции по преимуществу представлен "ночными работами" и работами, сделанными в сумерках или до восхода солнца, в те странные мгновения, когда уже не день, но еще не ночь, время перехода, называемое "между волком и собакой".

Эти пейзажи внезапно прерываются "вторжением" снимков из, казалось бы, совершенно иных измерений: черно-белыми фотографиями будто из двадцатых годов минувшего столетия, когда людей и пространство их обитания было принято снимать столь "трезво" и отчужденно, словно это экспонаты какой-нибудь естественно-научной или антропологической коллекции.

Удача куратора выставки Елены Романовой – стенд с черно-белыми фотографиями из тюремных будней. Введенный в красочную среду видов Венеции, он стал своеобразным испытательным стендом. Испытанию на прочность здесь подвергается возможность документальной фотографии быть документальной. Создается впечатление, что, стремясь к достоверному и неприкрашенному видению действительности, она способна воспроизвести только поверхность, маску, загадка которой становится бесконечной.

Эта "молчаливая социология", "Сон и явь женской тюрьмы" (так называется одна из книг Людмилы Альперн) вступает во взаимодействие с архитектурными видами Венеции, которые кажутся такими знакомыми, стоит только напрячь память и вспомнить их, но чем больший отрезок времени отделяет нас от наших "узнаваний", тем загадочнее их воздействие.

Отдельная фотография нам мало что говорит – здесь важен фотосериал, где демонстрируются все техники, сюжеты, стили, что и делает данную экспозицию современным искусством.

Образ уходящего времени (а разве не с этим явлением напрямую сталкиваются обитатели женской колонии?) – это и цикличность в создании и экспонировании фотографий, стремление удержать мгновение при помощи технического приспособления – фотокамеры.

"Смазанность" большинства "фотоиконок", из которых состоит инсталляция, свидетельствует о том, что они сделаны на большой скорости. Так выглядит время, которое постепенно и неотвратимо движется вперед, но неизменно оказывается в прошлом. Неслучайно ключевая работа выставки, задающая тон всему проекту, называется "Ночной дозор". Что только не вмещает в себя этот культурный код, почти "плакат": и классику мировой живописи, и недавний мультимедийный проект Питера Гринуэя, – словом, всю палитру видения современного художника, где главным является ощущение, что жизнь не стоит на месте.

Благодаря эффектам типа "замедленной съемки", что в проекте Альперн передается "большой выдержкой" или особой глубиной резкости и игрой с ней, а также некоторыми фотографическими приемами, приближающимися к технике коллажа, создается особое многомерное пространство, в котором ни один из приемов не довлеет над другим, а в равном состязании выстраивают то многоголосие, которое и создает цельный образ.
Сама отраженная жизнь и отражающее ее искусство проносятся мимо, иногда не замечая друг друга. И в этом плане фотография как жанр подчас беспощадна. "Всего лишь один момент" – "Ночной дозор", – но, вероятно, самый важный.

       
Print version Распечатать