Между кризисом и модернизацией

Недавние выборы в областной Совет народных депутатов Кемеровской области, прошедшие под знаком «Единой России» и ознаменовавшиеся конфликтом внутри и вокруг регионального отделения КПРФ, привели как к существенным изменениям в составе областного парламента, так и в структуре региональной политической элиты в целом.

Изменение конфигурации региональной легислатуры стало индикатором масштабных изменений в экономике и социальной сфере области, а изменения в экономике страны, связанные с развертывающимся экономическим кризисом, в значительной мере повлияли не только на положение дел в промышленном секторе региона, но и трансформировали комплекс социально-экономических проблем, немедленно приобретших исключительную значимость.

На установочной сессии Совета народных депутатов Кемеровской области 8 ноября были избраны спикер, председатели и заместители профильных комитетов. При этом ряд ключевых фигур был определен задолго до голосования с помощью механизма внутрипартийных консультаций. Так, 22 октября Генеральным советом «Единой России» были согласованы кандидатуры Николая Шатилова, Светланы Орловой и руководителя фракции «Единой России» в облсовете Александра Микельсона. Все три фигуры весьма примечательны: Шатилов представляет в облсовете топ-менеджмент одной из действующих в Кузбассе ФПГ (директор ОАО «Евразруда» по социальным вопросам), Орлова является вице-спикером Совета Федерации и одним из ведущих лоббистов интересов региона в федеральном центре, а Микельсон до последнего времени был влиятельным функционером областной администрации (возглавлял до последнего времени Главное финансовое управление в ранге заместителя губернатора Кемеровской области).

По итогам голосования на пост спикера вполне закономерно был избран Николай Шатилов. Руководителем фракции «Единая Россия», в свою очередь, стал Александр Микельсон, который был также избран вице-спикером и председателем комитета по вопросам бюджета, налоговой политики и финансов. Таким образом, данный комитет становится одним из ключевых механизмов влияния партии на формирование повестки дня. Другим вице-спикером была избрана Нина Зинкевич, в Совете прошлого созыва занимавшая пост председателя комитета по социальной политике. Она же была избрана на пост секретаря регионального политического совета партии «Единая Россия» после отставки Геннадия Дюдяева.

В значительной степени обновился персональный состав законодательного органа региона, в котором только девять депутатов прежнего созыва сохранили свои мандаты. Примечательно, что за все время губернаторства Тулеева персональный состав законодательного органа не претерпевал еще подобных изменений, когда 75% депутатов – это «новые» люди в законодательном корпусе. Последнее, видимо, означает стремление руководства области к существенному обновлению кадрового состава областного законодательного органа с целью повышения качества законотворческой деятельности в условиях кризиса и взятого федеральным и региональным руководством курса на социально-экономическую модернизацию.

В связи с этим вполне закономерным видится приход в областной парламент сравнительно большего числа менеджеров крупных компаний, работающих в Кузбассе. Из восемнадцати депутатов нового состава областного совета одиннадцать в итоге оказались представителями менеджмента и пять представляют различные области социальной сферы, что демонстрирует очевидный акцент на повышение качества решения социально-экономических вопросов.

Антикризисные меры

Складывающаяся с августа сего года экономическая ситуация в регионе вызвала к жизни ряд мер, которые ранее не применялись в Кемеровской области в условиях более благоприятной конъюнктуры. Были задействованы некоторые механизмы социально-экономической мобилизации. Так, в большинстве городов и районов были созданы антикризисные штабы, в которые вошли руководители различных служб, ведомств и представители банковского сектора. В бюджетном послании губернатора особое внимание уделялось не только итогам социально-экономического развития уходящего года, но и созданию финансового резерва в случае ухудшения ситуации в Кузбассе для выполнения наиболее значимых социально-экономических обязательств на 2009 год в размере более 16,5 млрд рублей. Также губернатор обратился к депутатам с просьбой ускорить принятие разработанного Министерством финансов законопроекта о трансфертных ценах. Однако, несмотря на тот факт, что с 1 января 2009 года вступят в действие новые льготы, направленные на поддержку населения, существовали опасения появления латентной безработицы в регионе, поскольку ряд горнодобывающих и металлургических предприятий значительно снизили объемы производства, что создало известные проблемы, связанные с загрузкой действующих мощностей и положением занятых на них работников.

По итогам данного периода можно сказать, что «новые вызовы» в отношении региональной власти, связанные с необходимостью оперативного реагирования на возникающие вызовы в социально-экономической сфере и потребности общества в условиях изменения экономической ситуации, стали одной из причин принятия ряда превентивно-упреждающих мер социально-экономического характера. Это нашло свое отражение в переосмыслении существующих региональных программ социально-экономического развития и принятии дополнительных мер по социальной поддержке населения региона, которые проходят сегодня испытание развивающейся качественно новой ситуацией. Как, собственно говоря, будет проходить подобную проверку и новый состав областного законодательного органа, от которого потребуется динамичная и высокоэффективная работа в тесной связке с институтами исполнительной власти.

       
Print version Распечатать