Летняя образовательная альтернатива

За непростую задачу - объяснить "педагогической общественности" суть одного из вариантов альтернативной педагогики, существующей в нашей стране более 40 лет, - взялась известная газета. По инициативе редакции "Первого сентября" 27 мая в Московском центре непрерывного математического образования собрался круглый стол представителей летних школ.

В круглом столе участвовали представители 10 летних школ; все они либо математические, либо естественнонаучные. Ну а мне было интересно сопоставить опыт нашей летней школы с наработками коллег. Не думаю, что это случайность: разные школы в разных регионах, разные люди, а причины возникновения этих школ и принципы их работы оказались близкими.

Причина возникновения всех школ тоже общая - молодые научные сотрудники, аспиранты и студенты помнят, как трудно им было существовать белыми воронами в окружении "нормальных" сверстников в "нормальных" школах, где к учителю бесполезно обращаться с умными вопросами. Осознав бесполезность войны с массовой серостью, "педагоги-самозванцы" без педагогического образования создали свои "сезонные" учебные заведения.

Приятно было видеть, что, несмотря на колоссальный отток в западные лаборатории нашей по-настоящему талантливой научной молодежи, все еще находятся энтузиасты, реально работающие на будущее российской науки. Поэтому число летних школ увеличивается без специальной поддержки и вне "национальных проектов".

В нашей стране постоянно растет разница в доходах самых богатых и самых бедных; об этом регулярно и с очевидным негативным оттенком сообщают СМИ. Аналогичное явление - возрастающая дифференциация - происходит и в задерганной реформами сфере образования. Но здесь главные различия не финансовые. С обеих сторон образовательного процесса происходит разделение на тех, кто хочет учиться и учить, и тех, для кого учеба и преподавание лишь неприятная обязанность, к которой можно относиться пренебрежительно-формально. Первых гораздо меньше, что естественно для любого общества. Однако хорошо известно, что современный научно-технический прогресс во всем мире обеспечивается за счет не более чем 0,3% населения развитых стран. Поэтому фанатики учебы и преподавания - это не абстрактный "интеллектуальный потенциал страны", а конкретное будущее того государства, которое будет заинтересовано в их знаниях, исследованиях, творчестве.

Именно это меньшинство обучающих и учащихся продолжает учебный процесс и во время летних каникул, когда "поколение пепси" отдыхает. А для большинства действительно актуально и снижение учебной нагрузки (о здоровье детей заботимся!), и упрощение учебных программ (вместо физики, химии, биологии - мечта дилетанта "естествознание"). Таким образом, российская школа расходится по двум образовательным "коридорам".

Состав школьников, продолжающих учиться летом, предельно разнообразен. Если их набирают из числа участников и призеров предметных олимпиад (так действует большинство летних школ), то в одном летнем лагере встречаются и представители престижных гимназий, и выходцы из малокомплектных сельских школ (тех самых, которые мечтают закрыть нынешние руководители образования). Потому что умные дети есть везде!

Летний учебный процесс обеспечивают почти исключительно представители естественнонаучных и технических вузов. Большинство преподавателей - студенты, чуть меньше аспирантов, есть и доценты с профессорами. Гуманитарии в летних школах встречаются чрезвычайно редко.

В ходе обсуждения выяснилось, что две системы: "ученик - летняя школа" и "ученик - обычная школа" - не всегда успешно стыкуются друг с другом. Школяры, привыкшие летом запросто общаться с аспирантами, доцентами и профессорами, забывают про строгую субординацию, задают своим учителям в "нормальной" школе совсем не программные вопросы и, что самое страшное, отваживаются спорить и с учителем, и даже с содержимым учебника. На примере нашей "Химеры" мы уже убедились, что таким ужасным поведением можно легко восстановить против себя весь педагогический коллектив престижной столичной школы - приходилось помогать перевестись "испорченным" летней учебой ученикам в школу при МГУ, где работают те самые доценты.

Одна из причин такой нестыковки - предельно неформальный характер жизни в летних школах. Когда преподаватели и школьники обитают в соседних палатках, они общаются почти круглосуточно, и преподаватели знают, что являются примером для учеников непрерывно, в течение всего срока летней школы. Это действительно трудно, и далеко не все взрослые способны поддерживать собственный авторитет в таком режиме - титулов хватает на несколько часов, а дальше нужно добиваться уважения своими поступками. Похоже, школьники слишком быстро привыкают к подобному окружению. Когда лагерь покидает последний школяр, мы всегда чувствуем громадное облегчение ... и начинаем готовить следующий сезон.

А еще летние школы традиционно поставляют для системы образования очень высококачественных педагогов, никогда не изучавших педагогику.

Бывают, правда, и особые случаи.

Как кузница педагогических кадров наиболее знаменита Красноярская летняя школа. Среди ее организаторов в 80-х - многолетний заместитель российских министров образования В.А.Болотов и главный спонсор наших образовательных реформ - представитель Всемирного банка в России И.Д.Фрумин. Благодаря их совместным усилиям за последние годы произошла заметная компьютеризация российских школ и появился всенародно любимый ЕГЭ.

И в заключение снова о педагогическом парадоксе летних школ, в которых почти невозможно встретить профессиональных учителей и даже студентов-педагогов. На августовских интернет-педсоветах 2004 и 2005 годов автор приглашал всех желающих поработать в ЛШ - никакого ответа, как и в случае многократных обращений к студентам московских педвузов.

Из этого можно заключить, что в самом деле по-настоящему учить и учиться хотят немногие, а для большинства вполне приемлемы взаимно щадящие педагогические технологии - без круглосуточного общения и избыточных, вне стандартов, знаний.

В этом году набор во все известные автору летние школы уже закончен. Так что, желающие учиться летом, готовьтесь заранее! Информация о многих летних школах есть на школьном интернет-портале и на сайте тульской ЛШ МЦНМО.

       
Print version Распечатать