Культовый Люмет

От редакции. 9 апреля 2011 года в Нью-Йорке на 87-м году жизни скончался знаменитый американский режиссер Сидни Люмет - один из последних классиков кинематографа, прославившийся такими лентами, как "Двенадцать разгневанных мужчин", "Серпико" и "Собачий полдень". О творческом секрете Сидни Люмета пишет кинокритик Александр Павлов.

* * *

Не успели мы еще оплакать кончину Питера Йетса – мастера криминальных триллеров, – как нас ошарашила еще одна горькая новость: умер Сидни Люмет. Честно говоря, в конце 2000-х я и не думал, что он жив, или, по крайней мере, что он еще снимает. Его работа "Двенадцать разгневанных мужчин" второй половины 1950-х мгновенно стала классикой. (Именно благодаря ей, а точнее – михалковскому ремейку под названием "12" – имя режиссера попало в фокус широкого общественного внимания). Трудно ожидать от человека, снимавшего в 1950-х, что он будет активным и в нулевые. Однако он был активным. Сюрпризом в частности для меня стал его увлекательный триллер "Игра дьявола" (2007) с Филиппом Сеймуром Хофманом. Именно тогда-то я узнал, что Люмет – плодовитый и крепкий автор, который снял очень много картин и снимет еще не одну.

Ему было почти 87 лет. За годы творчества он сделал более семидесяти фильмов. Андрей Плахов хвалит его за "напряженную увлекательность действия и потрясающие человеческие портреты" и называет "ветераном кино". Что ж, действительно ветеран. Даже скорее "труда", а не кино. Боб Рафаэлсон, Питер Богданович, Френсис Форд Коппола – режиссеры, которые начали снимать позже Люмета и гораздо раньше его ушедшие на пенсию. Заслуженные. Кое-кто из них снимает и сегодня, пусть и очень плохие фильмы. Но Люмет был востребован всегда. Он снимал и снимал. Неугомонно. Неистово. Без перерыва. Снимал ли он шедевры? Да, снял несколько. Снимал ли он плохие фильмы? Конечно, нет. Однако большинство его фильмов – просто хорошие. Это картины "на один раз".

Все дело в том, что Люмет не был выдающимся мастером. Его нельзя назвать гением. Хороший, крепкий режиссер. Из огромного количества картин, снятых им, лишь некоторые являются выдающимися. Его почитают за "12 разгневанных мужчин", "Серпико", "Собачий полдень" и "Телесеть". Однако все они были сняты до 1980-го года. Четыре однозначно признанные картины из семидесяти… А сколько признанных фильмов из тех, что снял Кубрик за весь период своего творчества? Все. Ни одного проходного. А сколько проходных картин у Мартина Скорсезе? Ну, может быть, парочка (хотя и не все из "непроходных" мне нравятся).

Люмет же был "жанровиком". Освоив жанр "судебной драмы" и "криминального триллера", он продолжал снимать и снимать, периодически попадая в яблочко, но часто не попадая. Кто смотрел скучноватый, но терпимый фильм "На следующее утро" с Джеффом Бриджесом? А кто "Принц города", который длится два с половиной часа и который осилить довольно тяжело (и, кстати, лента вроде бы даже была признана какими-то критиками)? Это неплохие ленты. И таких почти 70. Однако я вовсе не хочу сказать, что ценить Люмета не за что. Уже за перечисленные выше картины типа "Собачий полдень" (где сыграл одну из своих лучших ролей Джон Кзалья) режиссера следует почитать как классика кинематографа. Но я хочу сказать, что мы не должны ценить его именно как классика. Так за что же его следует любить?

Прежде всего он прекрасно экранизировал пьесы, среди которых следует отметить "Из породы беглецов" (1959) с Марлоном Брандо и "Ловушка" (1982) с Майклом Кейном. Здесь-то и нужно было его "чувство рамок", не выходя за которые можно сделать восхитительные камерные сцены. В конце концов, именно умению пользоваться "ограниченными средствами", а не жанровой чувствительности обязаны своим успехом "Двенадцать разгневанных мужчин". А проблему гомосексуализма, которую особенно отмечает Плахов, Люмет исследует и в других фильмах значительно глубже (в той же "Ловушке"). Однако и не это самое ценное в творчестве режиссера.

Сидни Люмет, не будучи гением – не всем же быть Стенли Кубриком? – снял несколько фильмов, получивших особенный статус – "культовый". В данном случае речь идет о журналистской комедии "Телесеть" и музыкальной экранизации "Волшебника из страны Оз" "Виз". Не сделай он этих картин, Люмет так бы и остался в истории кинематографа "жанровиком", нечаянно снявшим несколько удачных картин, замеченных высоколобыми интеллектуалами. Эти ленты были признаны не критиками и не академиками, а… зрителями. Уникальными зрителями, способными по достоинству оценить картины. Именно зрители дают долгую жизнь режиссеру. И они никогда не будут любить мастера "за просто так". Горячую любовь особо преданных поклонников еще надо заслужить. И Люмет ее заслужил. И покуда эти ленты зрители будут пересматривать и считать любимыми фильмами, Люмета будут помнить. Прощай, культовый мастер многих хороших фильмов и нескольких шедевров.

       
Print version Распечатать