"Крюк" вместо "загогулины": новая кадровая политика Кремля

Последние события показали, что Владимир Путин все-таки не смог побороть в себе искушение отказаться от тех рычагов, которые обеспечат ему относительную свободу действий и контроль над ситуацией после марта 2008 года. Можно предположить, что он не хочет терять власть, а можно представить ситуацию в ином свете: усвоившие наконец факт ухода Путина с президентского поста некоторые представители его окружения начали свою игру, причем в ущерб общим интересам, общему делу и используя авторитет уходящего президента.

Возглавив список "Единой России" в выборах 2 декабря 2007 года, Путин дал понять, что дистанцировался от тех, кто уже сейчас готов перейти в команду нового президента в марте-мае 2008 года и заранее начал передел сфер влияния.

Отметим, что первый шаг в этом направлении Путин сделал, сменив Михаила Фрадкова на Виктора Зубкова, в конце концов, впрочем, оставив прежнего премьера в команде своих "силовиков" - на посту директора Службы внешней разведки.

Возвращаясь к демонстрации симпатий президента к "Единой России", которая должна была повлечь вступление в списки "партии власти" и других "статусных питерцев", оказалось, что она была бесполезной для них. Предвыборный съезд состоялся 1-2 октября, а документы необходимо было подать в ЦИК до 5-го: это поставило непреодолимый барьер на пути в списки - оказалось, что туда уже не попасть. Стать же простым членом партии - не с руки: сам-то Путин в партию пока не вступил. Но некоторые все же оказались в выигрыше, как Сергей Чемезов, член политсовета "Единой России".

В свою очередь, очевидно, что Путин использует "Единую Россию" для того, чтобы выстроить принципиально новую партийно-политическую систему, возможно, с учетом обиженных сейчас остальных прокремлевских партийцев. Если это не так, то, скорее всего, он совершил системную ошибку, которая может стоить ему политической карьеры: "единороссы", как они до сих пор демонстрировали, в принципе, неспособны вести самостоятельную политическую борьбу (они предпочитают аппаратную), что неизбежно подведет их к интригам с будущим президентом. Так что "партия власти", скорее всего, действительно будет всего лишь "кадровым резервуаром", а не политическим инструментом.

Изменение акцентов в кадровой политике Кремля выразилось и в очевидном перетекании кадровых ресурсов из Администрации президента в секретариат правительства. Данная тенденция была интерпретирована как снижение веса Администрации в перспективе и, соответственно, усиление позиций тех, кто прогнозировал премьерские планы Путина.

Между тем оказался поделенным функционал членов кабинета Виктора Зубкова. Важным было то, что политические первые вице-премьеры сохранили свои позиции и продолжили свою "равновесную" избирательную кампанию, поддерживая президентскую идею ее состязательности.

Сергей Иванов, как известно, остался "при своих", получив дополнительно кураторство над госполитикой в сфере технического регулирования, что было отобрано у Сергея Нарышкина. При этом его неприлично выросшие предвыборные рейтинги были "сбиты" однодневной операцией по смене премьера: именно Иванова называли самым вероятным кандидатом на этот пост, а когда назначения не произошло - рейтинги и упали.

Дмитрий Медведев сохранил общее кураторство над нацпроектами, что позволило ему подтвердить свой статус "преемника". При этом он (надо думать - с удовольствием) "уступил" новому минрегионразвития Дмитрию Козаку решение проблем ЖКХ, а также приобрел контроль над госрегулированием молодежной политики.

Сергей Нарышкин, также один из перспективных "питерцев" (то ли "преемник", то ли премьер), сохранил кураторство над внешнеэкономическими связями, над культурой, туризмом и МЧС Сергея Шойгу, а также - руководство аппаратом правительства. Помимо этого Нарышкин прибавил в "весе", получив контроль над выработкой госполитики в сфере разработки и реализации развития рыболовства.

Кое-кто считает, что больше всех "потерял" Александр Жуков: он лишился кураторства над макроэкономикой, но получил взамен олимпийское строительство, а также еще одну перспективную тему, требующую настоящего самоотречения, - Минрегионразвития, которое возглавил вернувшийся из кавказской ссылки Дмитрий Козак. По сути, Жуков оказался загружен реальной работой на весь переходный период 2007-2008 годов.

По мнению тех же экспертов, в результате кадровых маневров больше всех выиграл в аппаратном смысле Алексей Кудрин, который получил контроль над утерянной Жуковым макроэкономической политикой и при этом сохранил кураторство над бюджетными вопросами. Это объяснимо, так как некоторые полагают, что именно Кудрину Путин обязан тем, что в свое время остался в Москве и был устроен на работу в Управление делами президента РФ.

По сути, судя по функционалу, опорными вице-премьерами в кабинете Зубкова стали именно Александр Жуков и Алексей Кудрин.

Знаковый для московской номенклатуры (в качестве раздражающего фактора) Дмитрий Козак также получил довольно широкие полномочия и внушительные средства: в его Минрегионразвития были переведены, как известно, господдержка за счет Инвестфонда, бюджетные региональные трансферты, региональные и федеральные целевые программы, в том числе - программы развития Владивостока и Сочи, а также - госкорпорация "Фонд содействия реформированию ЖКХ".

Теория относительно дубляжа функций вице-премьеров в кабинете Фрадкова сработала и на этот раз - механизм замещения высших чиновников остался тем же, что был де-факто ранее: в случае форс-мажорных обстоятельств Жуков меняет Медведева (и наоборот), Сергей Иванов - Нарышкина, сменщиком Кудрина остался Жуков. Замещение премьера предоставили на усмотрение лично Виктора Зубкова, но выбор оказался ограничен между теми же Сергеем Ивановым и Медведевым.

На уровне служб и агентств президент отдал предпочтение не только своим старым соратникам и доверенным лицам: в узкие профессиональные ниши назначили в основном специалистов-отраслевиков, особенно это ярко выразилось в социальных отраслях.

В этой связи отметим одно из последних - назначение Николая Булаева на пост руководителя Федерального агентства по образованию (на место Григория Балыхина): профессор, доктор педагогических наук, заслуженный учитель России, до этого назначения был главой Комитета Госдумы по образованию и науке, одним из активных участников процесса по введению ЕГЭ, учреждения института президентства в вузах, двухуровневой системы высшего образования и обязательного общего среднего образования.

Кроме того, оказалось, что Булаев - активный член "Единой России", числился в группе Вячеслава Володина. Так что кадровый резервуар президента уже начал реально использоваться.

Помимо новаций Путин по-прежнему использует принцип "сохранения кадров". В частности, принято решение об освобождении Камиля Исхакова от должности полпреда в Дальневосточном федеральном округе. Еще ранее было озвучено мнение, что Исхаков не справился с исполнением своих обязанностей, и это должно было повлечь или забвение, или "ссылку". Однако, как известно, его сразу же "перехватил" новый минрегионразвития Козак, по непонятным для сторонних наблюдателей причинам сосватавший Исхакова себе в заместители. Скорее всего, Козак действовал не по своей инициативе.

В связи с активным кадровым маневрированием Путина накануне марта 2008 года, как убеждены в Кремле, "силовики" впали в эйфорию и уже считают, что пост премьер-министра (даже если президентом будет Виктор Зубков) у них "в кармане". При этом у них якобы уже определились и два кандидата в президенты: Сергей Иванов и Сергей Чемезов. Причем шансы последнего - предпочтительнее: Иванов, как "кошка, гуляющая сама по себе", "силовикам", как утверждают, оказался интересен меньше.

Говорят, "силовики" якобы убеждены, что Путин уже создает систему-2008 под себя и свою "питерскую команду": ему нужен слабый и послушный президент, технический премьер-министр и "свои" силовые ведомства. Причем последнее условие якобы уже выполнено - теперь следует оформить первых два.

Перестановки в правительстве, по мнению "силовиков", раскрывают новые элементы стратегии Путина на президентских выборах: он, уходя, планирует остаться "за кулисами", быть "кукловодом". А для этого на ключевых постах должны находиться полностью обязанные ему своим возвышением люди: Зубков, Сердюков, Кудрин, Козак и другие, которые, как полагает Путин, будут выполнять и в будущем его указания.

В этих кругах полагают также следующее: новые назначения в правительстве означают, прежде всего, то, что президент выстраивает альтернативу Игорю Сечину, Виктору Иванову и Сергею Иванову в лице тех же Зубкова-Сердюкова-Козака.

Но Путин не был бы Путиным, если бы был так предсказуем, и он еще не решил, кто станет преемником, и не факт, что Зубков выйдет на финишную прямую в президентской гонке. Поэтому президент "подтянул" в Москву Дмитрия Козака: если ситуация с президентскими выборами пойдет в нежелательном направлении, то не исключается вариант "Козак - на президентском посту". В общем, кампания 2008 года будет чревата неожиданностями в путинском духе.

* * *

"Война спецслужб", которую связывают с предвыборными раскладами, на наш взгляд, имеет несколько другое происхождение: в последнее время получили упорное хождение слухи относительно создания специализированного властного органа по борьбе с коррупцией, весьма перспективного в имиджевом смысле.

Вокруг этого проекта и развернулась настоящая конкуренция - Генпрокуратура, ФСБ, Следственный комитет при Генпрокуратуре, Счетная палата РФ и Виктор Черкесов якобы лично приняли в ней участие. При этом приводился аргумент, что глава ФСБ уже возглавляет Национальный антитеррористический комитет и ему "будет жирно" контролировать сразу два таких перспективных ведомства. Так что острое противостояние началось между другими спецслужбами и профильными органами.

В этой связи ситуацию в той же Счетной палате можно было бы назвать критической, однако она таковой, по сути, не является: арест ряда чиновников палаты, в частности, инспектора Юрия Гайдукова, руководителя правового департамента Зарины Фарниевой (1), замдиректора департамента по контролю за федеральной собственностью Василия Корягина (2) и начальника инспекции Сергея Климантова, имеет характер имиджевой атаки конкретно на Сергея Степашина.

Напомним, что 3 октября была выдана санкция на арест и в другом ведомстве - Юрия Гевала, замначальника управления собственной безопасности Федеральной службы по контролю за незаконным оборотом наркотических средств (по подозрению в незаконном прослушивании телефонных переговоров, превышении и злоупотреблении служебными полномочиями и взяточничестве). Санкции были применены также в отношении Александра Бульбова, руководителя Департамента оперативного обеспечения ФСКН - по аналогичным обвинениям. Задержания были произведены силами ФСБ, допрос производился в Следственном комитете Александра Бастрыкина. Причем Служба собственной безопасности ФСБ сыграла решающую роль в обосновании задержания Гевала и Бульбова.

Примечательно, что заслуженный генерал Александр Бульбов - доверенное лицо Виктора Черкесова, с которым первый работал еще в Северо-Западном федеральном округе на должности федерального инспектора. В 2005 году по поручению руководства Бульбов, как говорят, начал проводить независимое расследование так называемого дела "Трех китов". В результате постов лишились ряд сотрудников ФСБ и МВД, поэтому удобнее всего было бы предположить, что речь идет о "ведомственной мести". В частности, и за то, что глава ФСКН действительно периодически выполняет личные поручения Владимира Путина по расследованию тех или иных эпизодов деятельности представителей других спецслужб, чем уже вызвал у последних серьезное раздражение. По их мнению, именно Бульбов использовался для таких "спецпоручений", причем к оперативным мероприятиям (для прикрытия) якобы привлекалось ЧОП, которое формально возглавляет его жена.

О масштабности "наезда" на Бульбова говорит и то, что к нему оказался привлечен Олег Митволь - по линии незаконного строительства на Кушской косе в Калининградском регионе, как утверждают, осуществленного генералом на территории лесопарка, охраняемого ЮНЕСКО.

Кстати, Фарниева и Гайдуков точно так же, как и Бульбов, оказались близки к Степашину: оба работали с ним в Минюсте в 1997-1998 годах и перешли в Счетную палату.

Сходство обеих спецопераций - по отношению и к Степашину, и к Черкесову - навело на мысль, что результат все-таки должен был принести стратегические дивиденды (а не иметь характер простого мщения): назначить главными по борьбе с коррупцией главу Госнаркоконтроля или Счетной палаты теперь, по замыслу стратегов, не должна подняться рука даже у экстравагантного в последнее время в кадровом отношении президента.

В этом смысле объяснение Виктора Черкесова с общественностью с помощью газеты "Коммерсантъ" вполне логично: у главы Госнаркоконтроля просто нет ресурсов для продолжения этой войны - остается ее завершить, "подсветив" в прессе.

Отметим, что все инициативы Путина, включая лидерство в списке "единороссов", были подкреплены опросами общественного мнения, которые проводились задолго до самих политических действий. Так что и инициатива Черкесова не выглядит такой уж неожиданной - она, по сути, копирует манеру поведения самого Путина, кадровая политика которого на последнем этапе президентства напоминает "равноудаление олигархов" в 2003 году, теперь - по отношению к членам собственного окружения.

Примечания:

1. Фарниева и Гайдуков (прикомандированный офицер Минобороны) задержаны по вымогательству взятки у ОАО "НПО "Энергомаш". Оба работали в аппарате Сергея Абрамова. Последний уже подал в отставку по просьбе Степашина и рекомендации Кремля.

2. Корягин и Климантов были арестованы за вымогательство взятки у завода "Кристалл". Вслед за Климантовым был арестован Сергей Дубовицкий, глава представительства администрации Владивостока в Москве (он ранее работал в Счетной палате и, как утверждают, дружил с Климантовым).

       
Print version Распечатать