Кремль, который мы потеряли

Рассматривать старинные открытки, собирать их и тем более выставлять в солидных залах кажется делом хоть и симпатичным, но каким-то несерьезным. А тем более завершать такой экспозицией внушительный проект, приуроченный к 200-летию музеев Московского Кремля, по понятным причинам обладающих одной из самых больших и ярких коллекций во всей стране.

Но выставка "Поклон из Кремля. Русская дореволюционная открытка", открытая в недавно отреставрированной Одностолпной палате кремлевского Патриаршего дворца, показывает, насколько важной может оказаться и почтовая карточка и открытое письмо. Все эти виды кремлевских соборов и церквей, набережной с бегущим по ней трамваем "А" и залами Императорского дворца, буйно цветущего (а не уныло прореженного) Александровского сада и вербных празднеств на Красной площади - все это богатство образов едва ли не подавляет обилием деталей и плотностью возвращенного прошлого.

Многое из того, что представлено на открытках (они происходят из собраний московских коллекционеров А.А.Мелитоняна, К.Л.Рэди, П.Д. Цуканова и Ю.М. Мазурова, экспонаты предоставила также семья Я.М.Белицкого), сегодня уже не существует. Альбом-каталог "Кремль и Красная площадь. Москва на старых открытках 1895 - 1917 гг." (М.: Магма, 2005) фиксирует эти бесчисленные утраты, память о которых хранят теперь открытки.

Дворцовый собор Спаса Преображения на Бору был построен еще в 1330 году и считался одним из древнейших московских храмов. Разобран в 1933-м - хотя никому не мешал, поскольку стоял во внутреннем дворе Большого Кремлевского дворца. За четыре года до этого исчез Малый Николаевский дворец, построенный М.Ф. Казаковым - именно сюда в сентябре 1826 года привезли для встречи с императором Пушкина. Не менее знаменит и автор красивейшего летнего собора св. Екатерины Вознесенского монастыря - Карло Росси. Монастырь, понятное дело, тоже не смог устоять перед временем, как и внушительный памятник Александру II, установленный в 1898-м, и церковь Благовещения, и множество других свидетелей и участников этой такой странной русской истории, где в жертву политике готовы принести многое. Практически все - кроме разве что самой политики.

Выставка об открытках небольшая, но она как-то очень уютно сделана, настолько, что в пору в рецензиях упоминать имена дизайнеров. На этот раз героем стал Константин Ларин, поместивший на полу внутри стеклянных стен с открытками план старого, исчезнувшего Кремля. Смешные видеофильмы, возможность сфотографироваться со старинным почтальоном и тут же отправить открытку по интернету (причем бесплатно), - все это создает симпатичную атмосферу, столь важную для юбиляра.

Одновременно в подклете Успенской звонницы показывают сокровища из Галереи драгоценностей Эрмитажа - фантастических красот камеи и табакерки, украшения из золота и драгоценных камней, часы и несессеры. Здесь и золотое греческое ожерелье с геракловым узлом конца IV в. до н.э. из раскопок в Херсонесе, и роскошнейшие итальянские камеи XVIII столетия, и китайское божество долголетия Шоусин из коллекции Екатерины II, и знаменитые шедевры скифской культуры... На такой поистине царский жест - привезти подобные уникаты, да еще на три с лишним месяца (петербургская выставка в Кремле продлится до 25 февраля), можно лишь раз в столетие.

Выставочная кремлевская программа прошлого года, когда юбилей праздновался, была богата на такие яркие события, в которые не затесались случайные явления (как, например произошло со 150-летием Третьяковки, "одаренной" пошловатой выставкой Бурганова). Чего стоит хотя бы привоз в Москву дрезденских сокровищ!

Но и другие, более, быть может, рабочие проекты, отличались тщательностью. От царя Михаила Федоровича до конца XVII века - таков оказался хронологический диапазон выставки "Во утверждение дружбы... Посольские дары русским царям". Хотя собрание иностранных дипломатических подарков в музеях Кремля считается одним из крупнейших в мире, посвященная им выставка прошла впервые. Швеция и Турция, Иран и Польша, Крымское ханство и Голландия - не только далекие страны, но и дружественные враги-соседи привозили дары из янтаря и скорлупы страусовых яиц, кокосового ореха и панциря черепахи. Рукомойные сосуды и чехол на подушку, щит и булава парадные и колчан, блюдо-лохань - и кубки, кубки, кубки... Значения некоторых предметов уже невозможно понять исходя из их названия. Например, пернат парадный из золота, дерева и бирюзы, подаренный шахом Аббасом II царю Алексею Михайловичу 3 февраля 1658 года - вряд ли кто, кроме победителя школьной викторины по истории, с ходу объяснит, о чем здесь речь. На деле - боевое оружие русской конницы, а заодно и символ воинской власти.

Среди присланного - и чрезвычайно красивая грамота английского короля Карла II тому же Алексею Михайловичу от 20 марта 1665 года. Король, в частности, извинялся за поведение графа Карлайла, бывшего посла в Москве, а также вновь просил о льготах для английских купцов. Видимо, уже тогда Россия обходилась Англии дорого...

Не меньше исторических параллелей (пусть не прямых, но косвенных) породила и выставка "Премудрая двоица" о непростых взаимоотношениях патриарха Никона и царя Алексея Михайловича. И еще больше политического подтекста, которого кремлевские музеи в принципе пытаются избегать, оказалось на самом громком, наверное, проекте 2006 года - "Дарах вождям". Дары вынесли за стены Кремля: в Новом Манеже в Георгиевском переулке показали более 500 приношений советским лидерам, от Ленина до Горбачева, включая так называемых "малых вождей", вроде Ворошилова или Косыгина. Самым забавным на этой не очень-то в целом смешной выставке оказались портреты самих вождей. Неизбежно преобладали изображения первого вождя. Как только его не ваяли! Вот Ленин как аппликация из марок, вот из перьев птиц (белорусы подарили Сталину в 1949-м), а то и просто: ручное вязание крючком (жена эстонского моряка в московский музей Ленина в 1970-м). Но и здесь есть свои чемпионы по курьезам. В первой половине 30-х годов Центральный музей Ленина получил, например, ленинское изображение, сплетенное из человеческих волос. Его автор, парикмахер Г. Борухов, рассчитывал тем самым внедрить в мир новое искусство - картины-гобелены на основе человеческих волос.

На выставке показан и портрет Ленина, сложенный из зерен риса, пшеницы, гороха, гречихи, мака, фасоли и кукурузы, и портрет Сталина, выполненный как мозаика из алюминиевых заклепок и гаек авиационного образца. Портреты Брежнева отличаются той же степенью маразма, что эпоха в целом: Винницкая область Украины, например, преподнесла генсеку к его 70-летию его же, генсека, портрет из сахара. А одна оренбургская мастерица связала в том же 1976 году настоящий оренбургский платок из козьего пуха - с погрудным портретом Леонида Ильича (что, в общем-то, противоречило традиционной эстетике этих платков).

На этом исследовательски ярком и в то же время полукомичном фоне особенно хорошо смотрятся проекты скромные, но упрямые в своей исторической точности. Открытки невелики по размерам, их смешно дарить вождям, но в частной памяти всегда кроется больше теплоты и благодарности, чем в государственной идеологии и фразеологии. Потому так важны в жизни мелкие жесты, придающие ей большой смысл.

Выставка "Поклон из Кремля. Русская дореволюционная открытка" открыта до 11 февраля.

       
Print version Распечатать