Коррупция и десуверенизация России

Во вторник, 31 мая 2011 года, в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации состоялся международный семинар «Противодействие коррупции: новеллы российского и зарубежного законодательства». Мероприятие было посвящено современной международной законодательной и правоприменительной практике в сфере борьбы с коррупцией и отмыванием денег. В семинаре приняли участие ведущие политики и эксперты, представлявшие как Россию, так и ведущие страны мира.

Из содержательных моментов семинара можно отметить два: один печальный и даже уже неинтересный, а второй – наоборот, впечатляющий и очень даже интересный.

И вновь продолжается бой

Сначала о не очень интересном. С коррупцией в России режим бороться не хочет. Бросают пыль в глаза, устраивают отчетные мероприятия, приводят цифры, а бороться не хотят. Вот очень простой пример. С первым докладом на семинаре выступал Томас Файрстоун, постоянный представитель по правовым вопросам Министерства юстиции США, посольство Соединенных Штатов. Доклад был посвящен закону Штатов о борьбе с коррупцией во внешнеэкономической деятельности (FCPA), то есть тому, как американцы борются со взятками, которые американским компаниям приходится давать, чтобы решить свои вопросы в странах с, так сказать, «коррупционной культурой». Яркий носитель «коррупционной культуры» – современная Россия. В качестве одной из иллюстраций работы закона было приведено разбирательство с компанией «Даймлер», которая – и это доказано – платила по всему миру взятки за контракты на поставку машин. В результате в 2010 году компания «Даймлер», признав себя виновной, заплатила штраф в размере 185 миллионов долларов. Российская дочерняя компания также признала себя виновной в том, что платила взятки российским чиновникам. Кристальный пример коррупции. Вот идеальный полигон для борьбы с ней – есть все документы и все показания – борись, не хочу. Но не тут-то было…

На семинаре присутствовал крупный российский прокурор, а именно первый заместитель Генерального прокурора Российской Федерации Александр Буксман, выступивший с докладом об участии России в Группе государств против коррупции (ГРЕКО). Во время дискуссионной части его прямо спросили – был ли кто-то из тех, кто получал взятки от «Даймлера» в России, привлечен к ответственности. Что ответил Буксман? Правильно: «Ведутся проверки». Потом он помолчал и добавил: «Насколько мне известно, уголовного дела по этому поводу так и не было заведено». О чем еще спрашивать?

Зато лучше всего у Александра Буксмана получилось ответить на вопрос о том, почему в России до сих пор не действует статья 20 Конвенции ООН, направленная на противодействие незаконному обогащению. Тут Александр Эммануилович радостно «перевел стрелки» - мол, это законодатели медлят, никак не могут ратифицировать.

Пессимизм от созерцания «борьбы России с коррупцией» был еще более усугублен представителем Федеральной службы по финансовому мониторингу, который в беседе с адвокатом Андреем Федотовым, экспертом АНО «Центр правовых и экономических исследований», признал: большинство дел о финансовых махинациях возбуждаются в отношении предпринимателей, число чиновников, проходящих по этим делам, стремится к нулю.

Короче говоря, как правильно суммировали происходящее американские гости, все же старавшиеся соблюдать некий «политес», нет у наших властителей “political will”, то есть политической воли. Российское же экспертное сообщество сделало все, что могло, и уперлось в чиновничью стену. Сегодня дискуссии о коррупции – это просто просиживание штанов на семинарах и круглых столах, сопровождающееся повторение одних и тех же уже надоевших слов.

Мы построим вам правовое государство

А теперь об интересном. Глобализация может сделать наш маленький мир очень неудобным для коррупционеров. Фактически на наших глазах формируется мощная правовая машина, целый институт трансграничного преследования коррупции, который, если он заработает, приведет просто к колоссальным изменениям. Для того чтобы этот институт заработал, нужна «политическая воля» цивилизованных держав. И, похоже, такая политическая воля есть. По крайней мере, как сообщил, посетивший семинар председатель комитета по законодательству Конгресса США Патрика Лейхи Америка сегодня исходит из принципа «нулевой терпимости» в отношении коррупции. Уже нашумевшие «списки Кардина» могут стать первой ласточкой. По крайней мере, все правовые предпосылки для глобального наступления на коррупцию сформированы.

Так, например, Майкл Мраз, партнер швейцарской юридической фирмы «Wenger & Vieli», рассказал о законодательной и правоприменительной практики Швейцарии в области конфискации активов нерезидентов, то есть неграждан Швейцарии, которые подозреваются в незаконном обогащении. В соответствии со все более ужесточающимся законодательством, уголовные дела могут возбуждаться даже по тем преступлениям, которые были совершены ЗА пределами Швейцарии, например, в России. Достаточно того, чтобы хотя бы какая-то часть финансовых операций осуществлялась на территории Швейцарии. А для конфискации имущества – недвижимости, счетов в банке – уже даже не требуется решение суда и приговор.

Майклу Мразу был задан вопрос об Ольге Степановой, печально известной руководительнице Инспекции ФНС № 28 по г. Москве, засветившейся в «деле Сергея Магницкого». По мнению Мраза, дело в отношении Степановой и ее «окружения» может успешно развиваться и закончиться уголовным делом с конфискацией имущества ДАЖЕ в том случае, если Россия по тем или иным причинам откажется от сотрудничества с швейцарскими следователями. Более того, одни из присутствовавших на встрече адвокатов спросил Мраза о том, подпадает ли господин Лужков с семейством под действие закона. Как утверждает Мраз, сегодня есть все правовые механизмы для того, чтобы начать дело в том числе и против бывшего московского градоначальника.

На сегодняшний день самым ярким примером уголовного преследования крупного политика за незаконное обогащение является дело Павла Лазаренко, бывшего премьер-министра Украины, который за время своего премьерства в 1996-1997 годах успел разбогатеть на многие сотни миллионов долларов. О том, как развивалось дело Лазаренко, рассказал присутствовавший на семинаре постоянный представитель по правовым вопросам ФБР в посольстве США, Брайан Эрл, лично занимавшийся этим расследованием.

Лазаренко надеялся, что ему после громких разоблачений удастся осесть в США и насладиться имеющимся у него имуществом, но не тут то было… Не без помощи президента Кучмы, которому надо было избавиться от опасного конкурента, в отношении Лазаренко началось уголовное расследование, которое закончилось арестом и долгим тюремным сроком. Сидит он до сих пор, правда, скоро, как сообщил Эрл, должен будет выйти на свободу. На данный момент конфисковано средств на 30 миллионов, но, как надеется Эрл, его раскрутят по полной… Брайану Эрлу задали вопрос о том, не собираются ли начинать схожее расследование в отношении Юлии Тимошенко. Сотрудник ФБР не стал отвечать на вопрос, но отметил, что Тимошенко, как и Лазаренко, выходец из Днепропетровска, что они работали вместе в бытность Лазаренко премьер-министром и что это отнюдь не все из известных ему фактов…

К чему все это?

Таким образом, у ведущих мировых держав помимо бомб и «прав человека» появляется еще один инструмент воздействия практически на все политические элиты мира. И есть основания предполагать, что этот инструмент окажется гораздо более эффектным и эффективным. Как отметил в связи этим Андрей Федотов, отныне международные рейтинги уже невозможно будет игнорировать, так как именно исходя из них будет определяться то, насколько чисты состояния бывших чиновников и «окружающих их лиц». Как известно, Россия по всем индексам коррупции и прозрачности находится далеко во второй сотне. В докладе Мраза был один замечательно поставленный вопрос: «Насколько владение моим имуществом (активами) “безопасно и надежно” в Швейцарии?». Ответ: активы находятся в той степени «безопасности», в которой находятся бизнес/или лицо/или страна происхождения. То есть безопасность ваших средств зависит от того, как именно вы выглядите в глазах мирового сообщества – если вы из страны с «corruption culture», то не удивительно, если вашими активами рано или поздно заинтересуются соответствующие инстанции.

Однако не все с этими законами так уж гладко – как отмечали многие из выступавших на семинаре, законодательство о борьбе с коррупцией и незаконным обогащением несовершенно – оно оставляет очень многое неясным и неопределенным. Например, кто именно и на каком основании принимает решение о том, что закон о конфискации может быть применен в отношении того или иного лица или группы лиц? Что такое «ближайшее окружение» публичного должностного лица? Кто входит в это окружение? Как определить, что это должностное лицо не может понести заслуженного наказания в своей стране? Таких вопросов масса.

Один из присутствовавших на встрече адвокатов справедливо отметил, что новые правовые институты – это фактически готовый инструмент шантажа. В силу размытости ряда норм закон может быть использован против каждого, например, против любого разбогатевшего россиянина, учитывая «безопасность» нашей страны. А это значит, что все наши «сильные мира сего» оказываются на Западе людьми второго сорта, пораженными в своих главных гражданских правах: в частности, в праве собственности, так как все, что они имеют, может быть в любой момент конфисковано, а сами они могут стать фигурантами уголовных дел. И один Бог знает, что потребует иностранные спецслужбы у потенциальных фигурантов громких уголовных дел за то, чтобы «замять скандал» и разморозить активы. Боюсь предполагать, но, возможно, одной сдачей шпионских сетей дело уже не ограничится. Для ряда стран все может кончиться утратой суверенитета.

Короче говоря, на наших глазах формируется механизм насаждения «правового государства», который, если у него появится свой последовательный и фанатичный сторонник, типа Джорджа Буша, сможет навести такого шороха в мире, что никаким крылатым ракетами и не снилось. Самое же любопытное то, что борьба международного сообщества с коррупцией – в отличие от борьбы за демократию и «права человека» – похоже, полностью принимается российским обществом. Антикоррупционная атака на российскую элиту будет встречена нашим обществом на ура, о чем свидетельствует позитивная реакция на «списки Кардина». Что это может значить для будущего российской государственности, остается только гадать…

       
Print version Распечатать