Конкурс, где не надо плясать, а надо решать задачи

От редакции: На днях в Московском центре непрерывного математического образования прошло награждение победителей и призеров IX творческого конкурса учителей математики. Почему мы об этом пишем? Дело в том, что этот конкурс сильно отличается от парадных, официальных соревнований типа «Учителя года» (тот – скорее шоу, спектакль, и больше важен для пропаганды профессии учителя). Творческий конкурс учителей математики другой: он проверяет то, насколько человек компетентен в преподавании своего предмета; способен ли он не только сам решать сложные задачи, но и научить этому школьников. И еще: несмотря на то, что, в отличие от «Учителя года», здесь нет мастер-классов с детьми, этот конкурс всегда обнаруживает действительно ярких учителей; именно тех, кого школьники любят. О пользе такого творческого соревнования «Русскому журналу» рассказывает один из тех, кто его придумал, и председатель его жюри - заслуженный учитель России, преподаватель математики московской школы N218, сотрудник Московского института открытого образования Александр Блинков.

* * *

«Этот конкурс притягивает людей определенного типа»

«Русский журнал»: Откуда появилась идея конкурса?

Александр Блинков: Это произошло в те годы, когда еще не было ЕГЭ, а были обычные выпускные экзамены, и медаль за школьные заслуги имела большое значение при поступлении в вуз. На «медальной комиссии» учителя обсуждали ошибки детей, спорили, обменивались мнениями. И тогда в диалоге возникла идея о необходимости творческого конкурса учителей математики. Причем мы сразу решили: часть конкурса будет включать решение задач, а часть – поиск (специально сделанных) ошибок. На нашем конкурсе не надо играть на гитаре, не надо петь, плясать. Просто требуется проявить свои профессиональные качества. Именно то, что учителю приходится делать в его повседневной работе. Как объяснить задание? Как доказать, что у ребенка – ошибка? Плюс, конечно, конкурс проверяет, как учитель математики сам умеет решать задачи (иначе его ученики вряд ли смогут это делать). В вариант, традиционно включающий в себя десять заданий, входят задания по арифметике, алгебре, основам матанализа, комбинаторике, основам логики и геометрии.

Это уже девятый конкурс. Сначала был только очный тур для учителей Москвы. Но потом, с помощью газеты «Математика» (приложение к «Первому сентября»), возникла идея устраивать заочный конкурс. Задания публикуются в газете «Математика» и на нашем сайте (www.mccme.ru). В заочном конкурсе участвует до 300 учителей со всех концов России, из Украины, Белоруссии, Казахстана. Победителей, за счет Московского центра непрерывного математического образования, мы приглашаем на очные туры. В этом году, помимо учителей из Москвы и Подмосковья, в столицу приехали учителя из Казани, Махачкалы, Петропавловска-Камчатского, Санкт-Петербурга, Саратова, а еще из Башкорстана и Казахстана. Учителям этот конкурс нравится.

«РЖ»: Это бесспорно. Учительница 281-й московской школы Анна Бондарцева сказала, что все задания – интересные, и конкурс очень помогает ей в работе. «В этом году, например, нужно было найти ошибку в решении у ребенка и написать потом правильное решение. Найти ошибку в некорректном условии задачи и исправить, чтобы оно стало корректным. Потом было дано задание повышенной сложности (типа «С5» в ЕГЭ), и нужно было предложить ряд задач, которые плавно подводят ученика к тому, чтобы он в итоге смог ее решить. Это интересно. Как учителю мне такие олимпиады много дают. Это – развитие. Я сразу же эту линию, которую сочинила, претворила в жизнь. Рассказала детям». А Софья Шилейко, учитель школы №1567(знаменитой 67-й), трижды побеждавшая в этом конкурсе, сказала: «Этот конкурс притягивает людей определенного типа. Тех, кому небезразлично хорошее математическое образование. На первый конкурс людей сгоняли по разнарядке, которая пришла в школу. Так я случайно попала сюда впервые... И задержалась надолго. Теперь я пришла сюда, чтобы пообщаться с людьми. Тут чувствуешь, что ты не один, что есть люди, которые хотят того же самого. Еще мы встречаемся летом на летней конференции, которую устраивает фонд «Династия». Там ты ощущаешь, что не только в Москве, но и по всей России есть учителя. И перестаешь быть таким пессимистом. Туда приезжают и те, кому за 70, и молодые. И все с увлечением учатся». Все говорили о том, что на этом конкурсе образуется своя среда. Потому что в другое время они абсолютно оторваны от своих коллег.

А.Б.: Именно поэтому мы и стремимся заниматься такими творческими вещами. Три раза проводили выездные семинары. У победителя конкурса, Игоря Писаренко, есть арендованная база на Черном море, где мы в мае этого года проводили семинар. Причем делали большие скидки победителям и призерам нашего конкурса. Там было более 40 учителей из разных мест.

Каждая очередная реформа вышибала учителей из школы

РЖ: Как вы считаете, такие конкурсы, семинары, могут спасти ситуацию с математическим образованием в нашей стране?

А.Б.: Математическое образование может спасти только одно: если его оставят в покое. Энтузиастов-учителей полно. Мы уникальная страна: сколько нас не душат, все равно что-то остается. Но, к сожалению, каждая очередная реформа (а я пережил их 13) вышибала пласт учителей из школы. Каждая! Все ругают 90-е годы. Но ведь только тогда началась свобода в образовании. Сказали: ребята, мы вам ничем помочь не можем, но ничего от вас и не хотим. И было несколько лет, когда нас никто не дергал. Результатом стало появление многих элитных (я имею в виду образование) московских гимназий и лицеев. И школа №218, в которой я работаю (мы сейчас нежданно стали шестыми в рейтинге) выросла тогда же. Это единственная школа в первой двадцатке, которая совсем не элитная, она на 90% учит детей, которые живут вокруг (в районе метро Тимирязевская). Но сейчас мы все живем под страхом, что нас объединят. Нам уже предложили ряд вариантов добровольного объединения с пятью абсолютно разными школами, которые находятся рядом. Никто не понимает, как это будет происходить. Если это будет совсем формально, то, может быть, удастся уцелеть. Но я не верю.

РЖ: Этот чудовищный, ничем не объяснимый процесс объединения школ начали с Москвы, но ясно, что план распространяется на всю страну. Интересно, что происходит в других регионах?

А.Б.: Там пока лучше. Я сейчас был в Якутии. Так вот, они отказались объединять сельские школы. Сейчас же в России очень многие сельские школы объединяют. Но в Якутии от деревни до деревни – минимум сто километров.

РЖ: Ну, да. Практически это означает сдать детей в детдом (интернат) и иногда привозить домой. Да и деревня без школы умирает.

А.Б.: Да. Время сейчас таково, что я не понимаю, что происходит. Очень жалко: ведь мы свою школу строили 25 лет. По кирпичику. А обрушить все можно в один момент. В такой ситуации очень многие.

Беседовала Наталья Иванова-Гладильщикова

       
Print version Распечатать