Какие причины привели к теракту 9/11?

Ни одно событие последних лет не получило такого множества объяснений, как теракт 11 сентября, имевший место пять лет назад. За какой-нибудь час Аль-Каида нанесла Америке б ольший прямой урон, чем Советский Союз за весь период холодной войны; этот катаклизм наблюдало б ольшее количество людей, чем любое другое событие в истории. Хватило всего девятнадцати человек, вооруженных небольшими ножами, чтобы уничтожить Всемирный торговый центр, разрушить крыло здания Пентагона и убить 3 000 человек. Эта "несоразмерность" подвигнула многих, особенно в мусульманском мире, искать deus ex machina - в попытке объяснить то, что кажется необъяснимым. На взрыхленной поляне тут же появилась буйная растительность: за терактом стояли евреи; их организовало американское правительство; их спланировала "энергетическая хунта Чейни-Буша", с тем чтобы прикарманить нефтяные залежи центральной Азии, и т.д.

Усама бин Ладен сам провозгласил, что Аль-Каида берет на себя всю ответственность за 9/11. В 2004 году он выпустил видеозапись, в которой рассказал о своих тесных связях с лидером террористической группы Мохаммедом Аттой. После самого грандиозного в истории уголовного расследования комиссия, назначенная американским правительством, также пришла к заключению, что ответственность за теракт несет исключительно Аль-Каида.

Возложение всей ответственности за 9/11 на Аль-Каиду подводит нас к следующему, более широкому и трудному вопросу: что заставило Аль-Каиду совершить этот теракт? Выдвигаемые объяснения можно разделить на две категории: 1) по видимости убедительные, но ложные и 2) более правдоподобные.

По видимости убедительные, но ложные теории

Бедность. Многие политики и комментаторы считают главным фактором, приведшим к терактам, бедность Ближнего Востока. (Некоторые политические лидеры утверждают даже, что саммит Всемирной торговой организации в Дохе, открывшийся вскоре после 9/11, был направлен преимущество на подавление терроризма). Это утверждение не находит серьезного подтверждения. Люди, принимавшие участие в теракте 9/11, принадлежали вовсе не к бедноте, а происходили из среднего и высшего класса стран Ближнего Востока. На протяжении всей новейшей истории - от русских анархистов до орудовавшей в 1970-е годы немецкой банды Баадера-Майнхоф - террористической деятельностью занимались преимущественно выходцы из буржуазии. И Аль-Каида не является в этом плане исключением.

Медресе. Довод о бедности, как правило, соседствует с утверждением, что почву для терроризма готовят медресе, религиозные школы, в которых заставляют заучивать Коран наизусть и внушают учащимся упрощенные представления о джихаде. Совсем наоборот. Выпускники медресе очень редко (если вообще когда-нибудь) участвуют в терактах, направленных против Запада. Ни один из террористов, захвативших самолеты 9/11, не учился в медресе; большинство из них получило образование в колледжах, в том числе и западных. Бин Ладен получил образование в Джеддахе (Саудовская Аравия): сначала он закончил вполне европеизированную высшую школу Al Thagr, а затем изучал экономику в Королевском университете Абдулазиза (King Abdulaziz University).

Они ненавидят нас за то, что мы любим свободу. Принципиальным сторонником такого подхода является президент Буш. В 2004 году бин Ладен ответил на это утверждение вопросом: если это так, то почему мы не напали на свободолюбивую Швецию?

ЦРУ. Многие считают бин Ладена ставленником или даже "продуктом" ЦРУ; при такой установке нападение на Всемирный торговый центр и Пентагон приходится считать "ответным ударом"; такое мнение широко распространено среди леваков всего мира. Индийский романист Арундхати Рой (Arundhati Roy) пишет, что бин Ладен был "среди джихадистов, которые прибыли в Афганистан в 1979 году, когда ЦРУ приступило там к своим операциям. Все характерные черты бин Ладена объясняются тем, что он - творение ЦРУ". Эта теория выдается за аксиому, и ее сторонники, как правило, не утруждают себя доказательствами. Однако настоящий скандал состоит не в том, что ЦРУ помогло "сотворить" бин Ладена в 1980-е годы, а в том, что это агентство не имело никакого понятия о важности данной персоны вплоть до 1996 года, когда было сформировано специальное подразделение для охоты за саудовским изгнанником.

Слабые страны и "страны-неудачники". Среди специалистов по международным отношениям распространено клише, гласящее, что слабые страны и "страны-неудачники" (failed states) являются привлекательными и естественными базами для террористов и преступников всех мастей. То, что нападение 9/11 было впервые задумано, когда Аль-Каида перебазировалась из Судана ("слабой" страны) в Афганистан ("неудавшуюся" страну), вроде бы подтверждает эту теорию. Однако заговор приобрел законченные очертания в Гамбурге, где будущие пилоты-террористы и их помощники стали б ольшими радикалами, чем они были у себя на родине. Хотя Афганистан сыграл решающую роль для возвышения Аль-Каиды, именно опыт, приобретенный заговорщиками-террористами на Западе, сделал их, с одной стороны, более воинственными, а с другой - лучше подготовленными и оснащенными для проведения нападений.

Финансирование со стороны Саудовской Аравии. Об этом много говорится, но до сих пор не было приведено убедительных доказательств того, что Саудовская Аравия была спонсором Аль-Каиды; в докладе комиссии по расследованию констатируется: нет свидетельств, что деньги на теракт поступали из Саудовской Аравии. Более того, деньги вовсе не являются главной "движущей силой" терроризма. Терроризм - относительно дешевая форма насильственных действий. Первое нападение на Торговый центр, произведенное в 1993 году, обошлось всего в несколько тысяч долларов. Но суть дела в другом: ни за какие деньги нельзя купить 19 молодых людей, готовых пойти на самоубийство при совершении теракта. Согласно документам судебного процесса над предполагаемым двадцатым заговорщиком Закариасом Муссауи (Zacarias Moussaoui), операция 9/11 стоила немногим более $200,000; это не слишком большая сумма в сравнении с нанесенным ущербом. Пилоты, врезавшиеся на захваченных самолетах в два знаменитейших здания, рассматривали свое деяние как нечто вроде ритуального акта. Сила членов Аль-Каиды - не в материальных ресурсах (которые в сущности невелики), но в их вере.

Роль Саудовской Аравии в целом. Некоторые комментаторы возлагают большую долю ответственности за подъем Аль-Каиды на Саудовскую Аравию. Таких же взглядов придерживаются многие члены семей жертв 9/11, которые вчинили судебные иски некоторым саудовским институциям и персонам. С их точки зрения, саудовская королевская семья заключила "несвященный союз" (unholy alliance) с сектой религиозных пуристов-ваххабитов с целью укрепления легитимности своих сомнительных прав на опеку над такими священными местами, как Мекка и Медина. Историк Бернард Льюис пишет: "Опека над святыми местами и доходы от нефти дали импульс мирового масштаба тому, что при иных обстоятельствах было бы незначительным экстремистским движением в маргинальной стране. Вообразите, что Ку-Клукс-Клан или другая подобная группа получает тотальный контроль над штатом Техас, над его нефтью и, соответственно, ненефтяными доходами и тем самым - возможность создать сеть хорошо финансируемых школ и колледжей по всему христианскому миру, продвигая и культивируя свою специфическую версию христианства".

Экспорт ваххабизма из Саудовской Аравии действительно имел катастрофические последствия в Афганистане с приходом к власти Талибана, режима, который, безусловно, вдохновлялся идеями ваххабизма и был признан и поддержан лишь тремя странами, включая Саудовскую Аравию. Однако начиная по крайней мере с середины 1990-х годов главной целью Аль-Каиды было свержение саудовской королевской семьи, ввиду чего более чем странно - возлагать на саудовское государство ответственность за недавние действия Аль-Каиды. Кроме того, существуют миллионы мусульман, придерживающихся ваххабистской версии ислама и, тем не менее, лишь немногие из них обращаются к насилию.

Столкновение цивилизаций. Знаменитое предсказание Сэмюэла Хантингтона о том, что на смену холодной войне придет столкновение цивилизаций, кажется, получило 9/11 убедительное подтверждение. Но так ли это на самом деле? Большинство мусульман осудило теракт, после которого все попытки бин Ладена разжечь пожар "войны цивилизаций" провалились. Антиамериканизм среди мусульман был гальванизирован не столько бин Ладеном, сколько войной в Ираке, развязанной Америкой по ее усмотрению.

Терроризм смертников, включая теракт 9/11, - это реакция на иностранную оккупацию. В своей нашумевшей книге "Умереть, чтобы победить" (2005) политический мыслитель Роберт Пейп (Robert Pape) проанализировал серию современных кампаний, проведенных террористами-смертниками, и пришел к выводу, что их участники руководствовались не религиозным рвением, а гневом в связи с иностранной оккупацией (см. рецензию Питера Нолана и Патрика Белтона в Prospect online). Пейп напомнил о том, что секуляристски настроенные Тамильские тигры развязали одну из самых масштабных и кровавых кампаний современности с участием террористов-самоубийц. Теория Пейпа может объяснить, почему 15 из 19 похитителей самолетов были саудитами, поскольку в Саудовском королевстве присутствовал в то время значительный контингент американских войск, но она не объясняет, чем мотивировались действия других четырех террористов, которые были ливанцами, египтянами и выходцами из Эмиратов - стран, не оккупированных Соединенными Штатами.

Кроме того, события в Ираке подорвали тезис Пейпа о том, что иностранная оккупация является движущей силой терактов, совершаемых смертниками, особенно в исламском мире. Нападения с участием террористов-смертников в Ираке производились преимущественно иностранцами, из которых примерно половина, по оценкам экспертов, состояла из саудитов, остальные же прибыли из других стран Ближнего Востока, а некоторые даже из Европы. Только 10 процентов атак террористов-смертников в Ираке были произведены иракцами. Террористы-смертники вдохновлялись не столько идеей борьбы с иностранной оккупацией, сколько глобализированной культурой мученичества, имеющей глубокие корни в мусульманском мире. К 2003 году присутствие американских войск в Саудовской Аравии - изначально послужившее casus belli в глазах Усамы бин Ладена - практически свелось почти к нулю; тем не менее бин Ладен и его последователи продолжали призывать к нападению на США.

Мы находимся в состоянии столкновения с тоталитарной идеологией, похожей на коммунизм. Самым серьезным сторонником этой идеи является Пол Берман, чья книга "Террор и либерализм" (2003) рассматривает "бинладенизм" в русле традиции современных тоталитарных идеологий - таких, как фашизм и коммунизм: "9/11 было событием в духе 20-го столетия. Оно было проявлением столкновения идеологий. Это был эпизод войны между либерализмом и апокалиптическим и фантасмагоричным движением, которое выступало против либеральной цивилизации со времен катаклизмов первой мировой войны". Хотя эта идея имеет свои основания и может показаться достаточно убедительной, следует иметь в виду, что "бинладенизм" не представляет экзистенциальной угрозы Западу, сравнимой с той, какую несли тоталитарные идеологии 20-го века. И хотя джихадизм - это не что иное, как идеология, он имеет очень мало общего с коммунизмом или нацизмом, которые отвергали саму идею Бога. "Бинладенизм" - это не "еще одна тоталитарная идеология" в духе тех, с которыми человечество столкнулось в ХХ веке. Аль-Каида может использовать современную технологию, но она руководствуется мировоззрением седьмого века, не имеющим ничего общего с идеологией Гитлера или Сталина.

Последние судороги политического ислама. Не был ли теракт 9/11 "лебединой песней" радикальных исламистов"? Французский академик Жиль Кепель заявил, что такие исламистские страны, как Судан и управлявшийся талибами Афганистан, потерпели полное фиаско, проявив свою нежизнеспособность. В своей книге "Джихад: Экспансия и закат исламизма", опубликованной после 9/11, Кепель пишет: "В противовес тому, что писали многие комментаторы сразу после теракта, я утверждаю, что нападение на США было отчаянным символом изоляции, фрагментации и упадка исламистского движения, а не проявлением его силы". Однако Кепель написал эти слова до вторжения США в Ирак, победы ХАМАСа на выборах в Палестине и нынешних событий в Ливане. Судя по всему, сегодня политический ислам на подъеме в странах Ближнего Востока, и трактовать теракт 9/11 как "предсмертные судороги исламизма" - значило бы выдавать желаемое за действительное.

Наиболее правдоподобные объяснения

Ни одно из нижеследующих объяснений в отдельности не в состоянии обосновать причину теракта, но в совокупности они могут помочь нам понять смысл 9/11. Тезисы расположены в порядке возрастающей значимости.

10.Радикализация, вызванная афганским джихадом. Хотя не существует убедительных доказательств того, что ЦРУ тренировало или спонсировало бин Ладена и его последователей, тем не менее афганская война против Советского Союза привела к радикализации целого поколения арабских боевиков. Они "обменялись визитными карточками", приобрели боевой опыт и пришли к убеждению, что сыграли большую, если не решающую роль в крушении Советского Союза. Все эти факторы привели в 1988 году к созданию Аль-Каиды, целью которой было распространение джихада по всему миру.

9.Особое прочтение исламских текстов. Во многих дискуссиях о "глубинных причинах" исламистского терроризма сам ислам упоминается довольно редко. Но если бы мы спросили об этом у бин Ладена, он ответил бы, что развязанная им война имеет целью защиту ислама. Мы не обязаны ему верить, но, тем не менее, не мешает прислушаться к тому, что говорят наши враги. Бин Ладен оправдывает "свою войну" ссылками на корпус исламских верований, и он находит в Коране обоснования легитимности своих действий с точки зрения ислама. Он часто цитирует те суры Корана, в которых говорится о "мече" - с целью призвать к неспровоцированным нападениям на неверных. Конечно, это сугубо избирательное прочтение Корана, из которого не следует, что Коран является в своей внутренней основе религией насилия, но для верующих цитируемые бин Ладеном суры - это слово Бога.

8.Упадок и стагнация на Ближнем Востоке и "унижение" исламского мира. Бернард Льюис является самым красноречивым выразителем той идеи, что мусульманский мир на протяжении нескольких веков пребывает в состоянии глубокого кризиса, символом которого явился распад некогда могущественной Оттоманской империи и ее последующая унизительная перекройка англичанами и французами после Первой мировой войны. Льюис также утверждает, что проблемы Ближнего Востока были в дальнейшем усугублены импортом в этот регион "двух западных идей, социализма и светского арабского национализма, ни одна из которых не выполнила своих обещаний о создании процветающих и справедливых обществ". Экономические и политические неудачи большинства исламских стран могут быть подтверждены статистически: трудно опровергнуть тот факт, что ненефтяные доходы всех стран Залива в совокупности не дотягивают до ВВП одной Финляндии.

Через три недели после 9/11, когда Соединенные Штаты начали бомбить позиции талибов, видеоизображение бин Ладена, сидящего на выступе скалы, было транслировано Аль-Джазирой. Бин Ладен провозгласил с экранов телевизоров: "То, с чем столкнулась Америка сегодня, - сущие пустяки по сравнению с теми муками, которые мы испытывали десятилетиями. Исламский мир претерпевал унижения и распад на протяжении восьмидесяти лет. Ни Америка в целом, ни отдельные ее граждане не могут рассчитывать на безопасность до тех пор, пока мы не будем жить в безопасности в Палестине; они не могут надеяться на спокойствие до тех пор, пока армии неверных не покинут землю Мухаммеда". Итак, в первом же своем публичном выступлении после 9/11 бин Ладен подчеркивает "унижение" мусульманского мира и негативные последствия политики США на Ближнем Востоке. В этом смысле бин Ладен, кажется, согласен с Бернардом Льюисом. В самом деле, бин Ладен часто говорит об "унижении", которое претерпели мусульмане от представителей Запада. Для бин Ладена заключенный в 1916 году Договор Сайкса-Пико, представлявший собой соглашение о разделе Оттоманской империи между Францией и Британией, имел такой же смысл, какой имел Версальский договор 1919 года для Гитлера. Он воспринимался как повод для мести и радикального пересмотра карты мира.

7.Распространение современных коммуникационных технологий. Унижение, испытываемое многими мусульманами, было многократно усилено революцией в сфере средств коммуникации. Международное сообщество мусульман ("умма") сегодня намного лучше осведомлено о конфликтах вокруг исламского мира и о роли Запада в некоторых из них, чем это было несколько десятилетий назад. Создание Аль-Джазиры (1996 год) совпало с первым призывом бин Ладена к священной войне против США. С тех пор количество арабских спутниковых каналов и джихадистских вебсайтов резко возросло, что сделало мусульман гораздо более чувствительными и восприимчивыми к притеснениям своих братьев по вере в Кашмире, Палестине, на Балканах и так далее. Эти притеснения послужили горючим для разжигания "гнева" и распространения идеологии Аль-Каиды, которые подпитывали решимость угонщиков самолетов, осуществивших теракт 9/11.

6.Авторитарные режимы Ближнего Востока помогли вскормить боевиков. Саид Кутб (Sayyid Qutb), которого называют "Лениным воинственного джихада", а впоследствии и Айман аль-Завахири (Ayman al-Zawahiri), "бин Ладен номер два", стали крайними радикалами в тюрьмах Каира. Не случайно среди членов Аль-Каиды так много египтян и саудитов.

5.Отчуждение мусульманских иммигрантов в странах Запада. Трое из четырех пилотов-исполнителей теракта 9/11 и двое ключевых разработчиков операции, Рамзи бин аль Шибх и Халид Шейх Мохаммед, стали более воинственными и непримиримыми в результате проживания на Западе. То, что они видели вокруг себя, воспринималось ими как дискриминация по отношению к мусульманам-иммигрантам, вызывало резкое отчуждение и направляло в сторону все большего радикализма. Это верно и по отношению к другим террористам-"антизападникам". Мы со Свати Панди проанализировали биографии 79 террористов, произведших в последние годы пять самых кровавых антизападных терактов, и обнаружили, что каждый четвертый из них учился в западных колледжах.

4.Внешняя политика Соединенных Штатов на Ближнем Востоке, и особенно поддержка ими Израиля. Если верить бин Ладену, это была главная причина, по которой он решил "наказать" Америку. Его критика никогда не носила культурного характера. Он никогда не упоминал в своих диатрибах ни Мадонну, ни Голливуд, ни гомосексуализм, ни наркотики. Поддержка Соединенными Штатами Израиля, особенно в отношении вторжения в Южный Ливан в 1982 году, послужила поворотным пунктом, после которого бин Ладен перешел на позиции лютого антиамериканизма, принявшего в 1980-е годы форму агитации за бойкот американских товаров. Позднее бин Ладен был возмущен вводом 500 000 американских солдат в Саудовскую Аравию, последовавшим за вторжением Саддама Хусейна в Кувейт в 1990 году.

3.Бин Ладен - проницательный и коварный тактический лидер и рациональный политический деятель, ведущий глубоко прочувствованную религиозную войну против Запада. Как и многие другие арабские лидеры, бин Ладен совершил вполне рациональный выбор, сделав ставку на террор как наиболее эффективное средство изменения политического ландшафта. Из доклада комиссии по расследованию теракта 9/11 ясно, что бин Ладен принял два взаимосвязанных ключевых решения, которые обеспечили тактический успех операции. Во-первых, он назначил лидером группы Мохаммеда Атту, который отнесся к поручению с истовой ответственностью. Во-вторых, он скорректировал изначальный план Халида Шейха Мохаммеда, предусматривавший угон десяти самолетов для поражения целей в Азии и на Восточном побережье Америки одновременно. Такое количество нападений трудно было синхронизировать, что могло привести к провалу операции.

2.Теракт 9/11 привел к побочному эффекту в виде раскола внутри ислама. Идея о том, что теракт 9/11 был результатом конфликта внутри мусульманского мира, была блистательно изложена в начале 2002 года специалистом по Ближнему Востоку Майклом Скоттом Дораном в опубликованной в Foreign Affairs статье "Чужая гражданская война". Доран утверждает, что сторонники бин Ладена "считают себя островком истинно верующих, окруженным морем несправедливости и беззакония; они полагают, что будущее религии как таковой, а тем самым и мира, зависит от них и их борьбы". Такие взгляды особенно характерны для входящих в Аль-Каиду египтян, таким как Айман аль-Завахири, поскольку именно египтяне считают себя истинными наследниками Саида Кутба, который полагал, что большинство населения Ближнего Востока пребывает в состоянии языческого неведения. Египетские джихадисты верили, что их миссия состояла в том, чтобы поразить "ближнего врага" в виде ближневосточных режимов, управляемых лидерами-"отступниками". Бин Ладен сделал следующий шаг, убедив Завахири в том, что глубинная проблема не в "ближнем враге", но в "дальнем" - в Соединенных Штатах, которые поддерживают status quo на Ближнем Востоке.

1.Теракт 9/11 был результатом стратегического просчета бин Ладена. Тоталитарный стиль руководства бин Ладена Аль-Каидой привел к тому, что организация оказалась заложницей его стратегического видения. Его анализ внешней политики США базировался на выводе войск из Ливана в 1983 году, после нападения на казармы, приведшее к гибели 241 американских военнослужащих, а также из Сомали в 1993 году после того, как в Могадишо были убиты 18 американских солдат. Под влиянием этих событий бин Ладен пришел к выводу, что США были "бумажным тигром", которого легко обратить в бегство при помощи нескольких ударов, после чего "марионеточные" ближневосточные режимы останутся беззащитными перед лицом джихадистов. Однако ответом Америки на 9/11 явился разгром режима талибов и в большой степени - самой Аль-Каиды. Хотя 9/11 можно считать тактическим успехом Аль-Каиды, теракт по сути дела поставил под вопрос будущее этой организации.

Критика теракта 9/11 - причем крайне резкая - прозвучала из рядов самой Аль-Каиды, например, из уст Абд-Аль-Халима Адля (Abd-Al-Halim Adl), который писал в июне 2002 года оперативному руководителю теракта Халиду Шейху Мохаммеду: "Сегодня мы должны полностью прекратить все внешние акции, посидеть и подумать, к каким катастрофическим последствиям привели наши действия. Наши подразделения в Восточной Азии, Европе, Америке, Африке, Йемене, в странах Залива и в Марокко практически прекратили свое существование".

Таким образом теракт 9/11 привел к непредвиденному заговорщиками эффекту, посеяв зерна гражданской войны в мире политического ислама. По одну сторону баррикад оказались такие люди, как бин Ладен, стремившийся установить теократию в духе Талибана во всем исламском мире от Индонезии до Марокко; по другую - молчаливое большинство мусульман, готовых иметь дело с Западом, не считающих Талибан привлекательной и жизнеспособной моделью для современных исламских государств и отвергающих насилие. Бин Ладен развязал войну против "дальнего врага" в расчете на ускорение поражения "ближнего врага", умеренных ближневосточных режимов, - и попытался использовать теракт 9/11 для этой цели. Однако эта попытка, судя по всему, провалилась.

И все же бин Ладен, с его нападением на США, сформировал идеологическое движение, которое переживет своего создателя. "Бинладенизм" вновь почерпнул энергию - и немалую - из войны в Ираке и, возможно, приобретет новых сторонников в связи с конфликтом в Ливане. Египетский лидер Хосни Мубарак не ошибся в 2003 году, когда предупредил, что война в Ираке породит "сотни новых бин Ладенов". Таким образом, наследием бин Ладена можно считать новое поколение джихадистов.

Перевод Иосифа Фридмана

Текст статьи

       
Print version Распечатать