Избираемая власть – фактор мира

От редакции. "Русский журнал" публикует статью, которую по праву можно считать первоисточником концепции “демократического мира” и популярного ныне тезиса о том, что "демократии между собой не воюют". Первоначально данная статья Дина Бабста появилась в 1964 году в журнале "The Wisconsin Sociologist".

* * *

В 1961 году Конгресс создал Агентство по контролю над разоружением США. Одной из задач, поставленных перед этой структурой, была исследовательская работа, направленная на достижение «лучшего понимания того, как можно создать базовую структуру прочного мира»[1]. Один из подходов к этой проблеме заключался в том, чтобы выяснить, существуют ли определенные типы власти, которые не станут воевать между собой.

Чисто субъективно гипотеза была сформулирована таким образом: это должны быть власти, свободно избранные в независимых государствах, границы которых четко установлены. Гипотеза основывалось на исходном предположении, что население государства не желает воевать при условии выбора. Однако право населения выбирать предполагает наличие избранной власти и ее независимость. Склонность таких правительств к разрешению международных споров любыми другими способами, кроме войны, наиболее характерна для их стиля работы с другими подобными правительствами.

Цель этого документа – провести предварительную проверку данной гипотезы, поставив вопрос: «Случались ли какие-либо войны между независимыми и свободно избранными правительствами?» Чтобы сделать проверку систематичной, был найден список войн и стран, участвовавших в этих войнах. Один из лучших перечней войн был найден в книге Куинси Райта (Quincy Wright) «Исследование войны»[2].

Райт и его соавторы перечислили все значимые войны, случившиеся с 1500 года. Значимой считалась война, в которой принимали участие не менее 50 тыс. войск, либо в результате которой появлялось новое или прекращало действовать прежнее государство, менялись границы государств, или происходили изменения во власти.

Согласно этому списку, каждая война изучалась с целью выявить, воевали ли между собой свободно избранные независимые правительства. Для того, чтобы объективно сравнивать правящие власти различных регионов и различных периодов, необходимо было разработать рабочее определение типа власти, который нас интересовал. Используемое нами рабочее определение подразумевало, что правящая власть государства считается свободно избранной в отдельно взятый год, если она соответствует следующим четырем характеристикам:

1. Законы и государственные средства контролируются законодательными органами или парламентом, представители которых избираются большинством голосов избирателей, при условии, что в выборах участвуют не менее двух конкурирующих кандидатов, и они проводятся в строго соблюдаемые интервалы.

2. Административный контроль правящей власти осуществляет исполнительная власть, избранная большинством голосов парламента, избранного при условиях, описанных выше, или с помощью прямого голосования электората при наличии не менее двух конкурирующих кандидатов и в строго соблюдаемые интервалы времени. Если наследный правитель – например, король – имеет право назначать премьер-министра или президента, тогда считается, что у государства нет избираемого правительства, если только функции монарха не носят церемониальный характер.

3. Существует тайное голосование, некоторая свобода высказываться и свобода СМИ; при отсутствии этих условий государство не подходит под нужное определение.

4. Поскольку в несвободном государстве население не может пользоваться определенным выбором, такое государство считается независимым в начале войне.

Вопрос заключается в том, воевали ли когда-либо между собой правящие власти, которые соответствуют описанным выше характеристикам. Список войн, составленный Куинси Райтом, охватывает период с 1480 по 1941 года, когда его книга была опубликована. Однако проанализированы были лишь войны, случившиеся в период с 1789 по 1941 года. Исходной точкой этого исследования стал 1789 год, потому что именно в этом году начало действовать первое – в нашем понимании – избранное правительство Соединенных Штатов.

Джеймс Брайс (James Bryce) пишет о новизне популярных избранных правящих властях в истории человечества [3].

«Век назад в Старом мире была всего лишь одна крошечная точка на карте, по которой можно было изучать действующую демократию. Некоторые древние сельскохозяйственные кантоны Швейцарии вернули себе свободу после падения власти Наполеона, и они правили самостоятельно, как это происходило в Средние века, но они были слишком малы, а условия их жизни были слишком специфичны, чтобы с них могли брать пример более крупные сообщества, или народные правительства. Нигде больше в Европе не было народной власти. В Британии было гораздо больше свободы, чем где-либо на Европейском континенте, но местные и федеральные британские власти все равно были олигархическими. Когда Американская Республика обретала государственный статус после разработки и принятия в 1787-89 году федеральной Конституции, единственный опыт, которым история наделила основателей Америки, был опыт классических республик. Так что именно к этому историческому опыту обращались или отвергали его и основатели Америки, и вершители первой Французской Революции».

C тех пор, как были сделаны эти первые неуверенные шаги, народно избранные власти стали появляться чаще, их масштаб рос, и они стали мировой силой. Несмотря на две мировые войны и другие менее масштабные конфликты, количество избираемых правительств стремительно увеличивалось – например, в США, Великобритании, Норвегии, Западной Германии, Финляндии, Индии, Канаде, Ирландии, Нидерландах, Израиле, Австралии, Швейцарии.

Куинси Райт и его соавторы перечислили 116 ключевых войн, случившихся в период с 1789 по 1941 года (1941 – год издания его книги), в которых участвовали 438 государств. Анализ этого списка показал, что ни одна война не велась между независимыми государствами, управляемыми избираемыми властями. Такие государства часто вели войны с автократическими государствами, а некоторые даже воевали со своими колониями, желавшими стать независимыми, но эти государства никогда не вели войны с равными себе.

В этом исследовании мы рассматриваем только крупные войны. Мы надеемся, что в дальнейшем проверку этой гипотезы можно будет расширить. Нам также предстоит найти ответы на следующие не разрешенные вопросы. Например, почему некоторые из этих избираемых правительств вдруг начинали воевать с колонией или с подконтрольной им территорией, у которой, в свою очередь, также была свободно избранная власть, и она пыталась стать независимой? Очевидно, что это серьезное проявление слабости избираемых властей, но эту проблему мы не будем рассматривать в данном исследовании.

Первой войной, которую можно рассматривать как пример войны между независимыми государствами с избираемыми властями, была война 1812 года. На момент ее начала Соединенные Штаты были независимыми и имели избираемое правительство. У Великобритании был избираемый парламент, но король все еще обладал правом назначать премьер-министра и оказывал значительное влияние на правительство. Лишь с 1832 года парламент Великобритании получил право выбирать премьер-министра.

В годы Гражданской войны, начавшейся в 1861 году, Южные Штаты имели избираемое правительство, но не были независимыми. Скорее, они боролись за независимость и за право установить свои границы. Южно-Африканская война, начавшаяся в 1899 году между Великобританией и Южной Африкой, не соответствует ни одному из вышеперечисленных типов войн.

В XIX веке количество независимых государств со свободно избираемыми правящими властями было ограничено. Следовательно, несмотря на то, что существовала возможность возникновения войны между властями такого типа, вероятность этого была невелика. Однако нашу гипотезу подтверждает тот факт, что за целый век между такими государствами не возникло ни одной войны.

Может ли факт не случившейся крупной войны между независимыми избираемыми властями быть случайным? Первая и Вторая мировые войны дают возможность провести более точный тест такой вероятности. В этих войнах принимали участие больше государств, чем в любой другой, перечисленной Райтом.

В Первой мировой войне участвовали 38 государств (Райт, таблица 41). Пять из них не были независимыми на момент начала войны: Индия, Хиджаз (Саудовская Аравия), Польша, Венгрия и Чехословакия. В таблице 1 перечислены 33 независимые государства, принимавшие участие в войне. Из них 10 имели избираемые правительства.

Таблица 1. Независимые государства, принимавшие участие в Первой мировой войне

Союзные и соединённые державы

Союз центральных держав

Неизбираемые власти

Избираемые власти

Неизбираемые власти

Австралия

Китай

Черногория

Австро-Венгрия

Бельгия

Коста Рика

Никарагуа

Болгария

Канада

Куба

Панама

Германия

Великобритания

Греция

Португалия

Турция

Франция

Гватемала

Румыния

Италия

Гаити

Россия

Бразилия

Гондурас

Сан-Марино

Новая Зеландия

Япония

Сербия

Южно-Африканский Союз

Либерия

Сиам

Люксембург

Соединенные Штаты Америки

Случайно ли то, что все государства, управляемые независимыми избираемыми властями, оказались на одной стороне? Один из способов проверить эти отношения выглядит следующим образом. Из 33-х независимых государств было 33!/ (33-2)!2! или 528 возможных вариантов начала войны между ними. Эти 33 государства 72 раза объявляли друг другу войну. Учитывая все это, вероятность возникновения войны между любыми двумя государствами выглядела так: р=72/ 528=14.

У 10 избираемых правительств было 10!/ (10-2)! 2! или 45 различных вариантов начала войны друг с другом. Эти государства не объявляли друг другу войны. Пропорциональное соотношение сыгранных войн к возможным войнам составляло р=0/45=0.

Проверка значения разницы между этими пропорциями показала, что статистическая погрешность составила 1 процент.

Еще одна интрига, касающаяся Первой мировой войны, связана с тем, что до вступления в войну, Италия была союзницей Союза центральных держав. Это означало, что Италия, обладающая на тот момент избираемым правительством, входила в союз, не обращая внимания на другие избираемые правительства. Однако до того, как Италия вступила в войну, общественные настроения внутри страны были настолько против этого союза, что он распался, и Италия, наконец, вступила в войну на стороне группы государств с избираемыми правительствами.

Германия и Австро-Венгрия до начала Первой мировой войны имели правительства с некоторыми признаками избирательности, однако их нельзя было считать избираемыми, учитывая параметры нашего исследования. В Германии был избираемый Рейхстаг, но император, наследный правитель, обладал широкой властью, в т.ч. назначал канцлера. В Австро-Венгрии Император обладал значительной властью и пользовался ею. Перед началом войны он отложил созыв парламента и заставил его замолчать на несколько лет.

Вторая мировая война дает еще одну возможность проверить случайность войн, не случившихся между независимыми государствами с избираемыми властями. Схема проверки аналогична той, что использовали при проверке Первой мировой войны. 52 государства, участвовавших в войне, были независимыми по состоянию на 1 сентября 1939 г. – день оккупации Польши. Смотрите Таблицу 2. Из 52 государств 14 имели избираемую власть - в нашем понимании. У 52 государств было 52!/ (52-2)! 2! или 1,326 возможных вариантов начала войны друг против друга.

Таблица 2

Государства, независимые по состоянию на 1 сентября 1939 г. и принимавшие участие во Второй мировой войне

Союзники

Державы оси

Государства с избираемой властью

Государства с неизбираемой властью

Австралия

Аргентина

Латвия

Болгария*

Бельгия

Боливия

Либерия

Финляндия*

Канада

Бразилия

Литва

Германия

Чили

Китай

Люксембург

Венгрия*

Коста Рика

Колумбия

Мексика

Италия

Дания

Куба

Никарагуа

Япония

Франция

Доминиканская Республика

Панама

Румыния

Великобритания

Парагвай

Сиам*

Нидерланды

Эквадор

Перу

Новая Зеландия

Эль Сальвадор

Польша

Норвегия

Эстония

Россия

Южно-Африканский Союз

Греция

Саудовская Аравия

Гватемала

Турция

Уругвай

Гаити

Venezula

США

Гондурас

Югославия

Иран

* Звездочкой помечены участники группы «Державы оси», которые сначала были оккупированы Германией и Японией, а затем их использовали против группы «Союзники».

Книга Райта была опубликована до окончания войны, поэтому в качестве источников о Второй мировой войне мы использовали его книгу и «Ежегодник государственного деятеля» (Statesmen's Yearbooks)[4].

В период Второй мировой войны было зафиксировано 103 случая военных взаимоотношений между независимыми государствами. Учитывались лишь те военные взаимоотношения, которые начались до того, как эти государства утратили независимость. Объявление войны или оккупация государства без объявления войны рассматриваются как военные отношения.

В числе этих случившихся военных отношений вероятность возникновения войны между любыми двумя государствами составила р=103/1,326 = 078.

У 14-ти государств с избираемой властью, состоявших в военных отношениях, было 14!/ (14-2)! 2! или 91 вариант начала войны друг против друга. Поскольку ни одно из этих государств не объявило войну друг другу, соотношение начавшихся войн к возможными войнам равнялось p =0/105=0. Повторная проверка разницы в пропорциях показала, что статистическая погрешность составила 1 процент.

Во время Второй мировой войны существовало одно государство с избираемой властью, Финляндия, которая воевала на стороне держав оси против других избираемых властей. Этот случай является очень интересным примером стремления государств с избираемой властью к миру. Финляндия неоднократно выражала желание не вступать в войну с другими государствами с избираемой властью, но лишилась независимости до декабря 1941 года, когда она вступила в войну.

После того, как Гитлер захватил Норвегию, он настаивал на праве переправлять войска через Финляндию в Россию. Это право ему неохотно предоставили. Тогда он пересмотрел условия транзитного соглашения, согласно которым с июня 1941 года было два германских подразделения SS, передвигавшихся со всем военным снаряжением по Северной Финляндии. Во время войны финнам дали небольшую независимость, поскольку Гитлер нуждался в их поддержке в войне с Россией. Однако о том, насколько незначительной была эта независимость, говорит тот факт, что немцев вывели с территории государства только после того, как они разорили почти всю Северную Финляндию в 1945 году.

В период со Второй мировой войны по 1963 год не проводилось никаких тщательных исследований на эту тему. Это само по себе требует отдельного исследования. Однако общая картина основных войн, случившихся после 1941 года, согласуется с выводами этого исследования.

Это исследование наводит на мысль о том, что существование независимых государств с избираемой властью существенно повышает шансы на сохранение мира. Большое значение имеет форма государственного правления, а не национальный характер. Многие государства, например, Англия и Франция, воевали друг с другом до того, как у них появились свободно избираемые власти, но они ни разу не воевали между собой с тех пор, как появилась избираемая власть. Резкий рост количества государств с избираемой властью со времен Второй мировой войны – это отрадный признак. Дипломатические меры по предотвращению войн должны быть направлены на то, чтобы этот рост продолжался.

* * *

Автор статьи выражает благодарность Хьюго О. Энгельману, Джону В. Маннерингу и Полу Х. Кусуде за правки, внесенные в более раннюю версию этой статьи.

[1] Акт о создании Агентства по контролю над разоружением США. Публичный закон 87-297, 27 сентября 1961 г.

[2] Райт, Куинси; «Исследование войны», том 1, издательство Chicago Press Университета Чикаго, 1942 г.

[3] Брайс, Джеймс: Современные демократии, том 1, Нью-Йорк, издательство Macmillan Company, 1929 г, стр.3.

[4] Штайнберг С.Х., редактор «Ежегодника государственного деятеля», Нью-Йорк, издательство Saint Martin Press.

       
Print version Распечатать