Инфантилизм как национальный бренд

Литература США - одна из самых молодых национальных литератур, к тому же, в отличие от большинства других, не имеющая явных фольклорных корней (индейский и негритянский фольклоры, хоть и оказали на ее развитие определенное влияние, все же не стали основополагающими ее компонентами - так, как в литературах Латинской Америки). Держась поначалу в русле (и частично в тени) литературных направлений Европы, ближе к середине ХIХ века литература США благодаря Ф.Куперу (фронтир, кодекс чести настоящего мужчины), Г.Торо (теория "гражданского неповиновения"), У.Уитмену (идеи "мировой демократии" и космизма человека), Г.Мелвиллу и другим писателям, их творчеству формирует собственный национальный характер и даже создает два новых литературных жанра - детективный и новеллу ужасов (оба - Э.По). Однако отдельно от европейской американская литература в ту эпоху еще себя не мыслит и поэтому не считает себя ни слишком юной, ни начинающей по сравнению со старыми мировыми литературами.

Литературное отделение Северной Америки от Европы началось в конце ХIХ века с национальных романов Марка Твена - и началось оно с образа ребенка и мотива детства и детскости. В романах "Приключения Тома Сойера" (1876) и "Приключения Гекльберри Финна" (1884) (о последнем Э.Хемингуэй сказал, что вся американская литература вышла из этой великой книги) жизненная крепость, дерзкий юмор и душевная отзывчивость юных американцев противопоставлены косности, лицемерию и фальши взрослого мира - той Америке, что некогда была сформирована Европой: европейскими переселенцами, их религиозными и политическими убеждениями и традициями. Начиная с Марка Твена, Новый Свет в своем литературном изводе осознает себя иным, отдельным и, главное, молодым по отношению к культуре Старого Света с ее устаревшими принципами и ценностями.

Эта тенденция - самоидентификации, осознания себя Северной Америкой через образ ребенка, темы детства и мотив ювенильности, - видоизменяясь и принимая различные формы, продержится в американской литературе в течение всего ХХ века.

После национальных романов Марка Твена не только американская литература осознает себя через мотив детства и образ ребенка, но и вскоре европейская - старая - литература начинает воспринимать американскую посредством этого мотива и этого образа. Если в XIX веке Новый Свет представал в глазах европейца как нечто полусвое-получужое, другой Европой, только более дикой и экзотичной, то в ХХ веке Северная Америка для Европы и ее литератур - это нечто абсолютно другое, чужое, новое и даже не поддающееся осмыслению при помощи традиционных критериев и подходов.

Именно такой - непонятной, юной, иной (а еще - непосредственной, витальной) выглядит Америка в изображении европейских литераторов. Недаром Франц Кафка свой первый абсурдистско-сновиденческий роман назвал "американским" (Макс Брод, друг и душеприказчик Кафки, публикуя в 1927 году безымянную рукопись незаконченного романа, дает ему название "Америка") и сделал Америку местом действия своего произведения, а главным героем - шестнадцатилетнего Карла Росмена, невинного, наивного и простосердечного. Характерно, что черты детскости можно найти даже в образах "плохих" взрослых американцев - например, в "Господине из Сан-Франциско" (1915) И.Бунина или в "Мистере Твистере" (1933) С.Маршака.

Трудно определить точно, когда и в чьих текстах американская литература впервые ощутила, что мотив детскости и образ ребенка являются ее национальным брендом - таким же, как образы индейцев и ковбоев, описание прерий и фронтира, "золотой лихорадки", как идеи "мировой демократии" и "гражданского неповиновения" и др. Брендом, который успешно презентует Америку в глазах Европы, который с легкостью впитывает и кристаллизует такие важные для этой презентации национальные понятия, как "американская мечта" и "американский идеал", а значит - брендом, интерес к которому следует постоянно поддерживать.

Уже в "северных" циклах рассказов Дж.Лондона герои - как дети, так и взрослые - изображаются посредством ювенильных характеристик: непостоянства, прямодушия, максималистичности; они романтичны и открыты всем людям и жизни как таковой. Таков же - с учетом специфики хемингуэевского художественного мира - и Ник Адамс в сборнике рассказов "В наше время" (1925), и многие другие герои Э.Хемингуэя.

"Взрослых детей" и "детский мир" можно без труда разглядеть и в рассказах О.Генри, и в романах Дж.Дос Пассоса, С.Льюиса и Ф.С.Фицджеральда. Причем в романах Фицджеральда, как и в романах Хемингуэя, "детскость" все больше и больше приобретает видоизмененные черты: детская непосредственность превращается в эксцентричность, максимализм - в бунтарство против мира вообще, а жизнерадостность - в веселую агрессивность. Бунтарство и агрессивность в героях Хемингуэя и Фицджеральда - еще не главные качества; главными, определяющими они станут у героев У.Фолкнера, в характере которых агрессивность неповзрослевших, глубоко обиженных на мир детей перерастает в манию, неконтролируемую жажду насилия и страстное желание разделаться с этим миром (Джо Кристмас из "Света в августе", 1932), а эксцентричность - в психопатологию (Бенджи Компсон, "Шум и ярость", 1929). Разумеется, наряду с патологическими инфантилами в текстах Фолкнера встречаются и вполне нормальные дети и взрослые. Вообще, по мнению многих его исследователей, история возмужания мальчика и открытия им окружающего мира - типичный для Фолкнера и даже излюбленный им сюжет.

Однако, по всей видимости, ни в текстах Фолкнера, ни тем более в текстах Фицджеральда и Хемингуэя американская литература еще не имеет дело с псевдоинфантилизмом; их герои - неповзрослевшие, вернее - недоповзрослевшие дети, которым, вследствие исторических катастроф, не дали возможности нормально повзрослеть и, исчерпав естественный путь движения от ребенка к мужчине, стать полноценными взрослыми людьми - ответственными за свои поступки и адекватно, реалистически воспринимающими окружающую действительность. Художественный мир Хемингуэя, как и художественный мир Фолкнера, не предполагает иронической интонации по отношению к таким героям и воспитывает в читателе соответствующее - серьезное, сочувственное - отношение к ним в их качестве инфантилов.

Новое звучание (но все еще не псевдоинфантилизм) тема инфантилизма получает в романе (да и во всем немногом творчестве) Дж.Сэлинджера "Над пропастью во ржи" (1951), в котором шестнадцатилетний Холден Колфилд панически боится и не хочет взрослеть - становиться таким же лживым, двуличным приспособленцем, как все взрослые - и мечтает спасать маленьких детей от пропасти взросления. Если фолкнеровские герои являются инфантилами, не осознающими, что они инфантилы, и несут его бремя как своего рода первородный грех цивилизации в сложившихся исторических условий, то для Холдена Колфилда невзросление - принципиальная осознанная позиция, если так можно выразиться - гражданский выбор (в творчестве Сэлинджера мотив детскости и образ ребенка вбирают в себя еще один традиционный американский бренд - идею гражданского неповиновения).

Такими же - бунтующими против закрепощенного фальшью и потребительством "взрослого" мира - предстают в середине 50-х и герои битнической литературы в произведениях А.Гинсберга, Дж.Керуака и др. Однако уже в начале 60-х тема инфантилизма в литературе США все больше и больше приобретает иронический оттенок, саморефлексирует и превращается в тему псевдоинфантилизма, а герои-инфантилы - в героев-псевдоинфантилов, взрослых людей, специально вырабатывающих в себе детскость, чтобы противостоять никуда не годному (ни с точки зрения морали, ни с точки зрения культуры) окружающему их миру. Это уже не неповзрослевшие дети фолкнеровских времен, а взрослые люди, прошедшие естественный путь от детства к возмужанию, но, увидев, чтó этот "взрослый мир" на самом деле из себя представляет, вернувшиеся по той же дороге в детство.

Это, а также сквозная, как и во всем постмодернизме (а 60-е - это время перехода всей культуры на постмодернистские рельсы), ирония, в том числе и самоирония - характеризуют тему псевдоинфантилизма и отличают героя-псевдоинфантила от инфантила. Герой-псевдоинфантил, по сути, добр и неагрессивен, у него вполне реалистичное отношение к миру, к его нравственным изъянам и порокам, но он, псевдоинфантил, предпочитает смотреть на мир глазами ребенка: непосредственного, живущего по своим - детским - правилам и не принимающего правил "взрослого мира". Героя-псевдоинфантила в полной мере характеризует христианская установка "будьте как дети", более того, псевдоинфантил американской литературы и есть Иисус Христос своей эпохи.

Рэнделл Макмерфи из "Над кукушкиным гнездом" (1962) К.Кизи, Дон Шимода из "Иллюзий" (1977) Р.Баха, герои "Козлоюноши Джайлса" (1966) и "Заблудившись в комнате смеха" (1968) Дж.Барта, "В арбузном сахаре" (1964) и "Аборта" (1966) Р.Бротигана - это образы, как неоднократно указывалось литературной критикой, отсылающие читателя непосредственно к фигуре Иисуса Христа и его крестному пути. Они такие же преступники перед миром и обществом, каким был основатель христианства.

Если инфантилистский (условно говоря, "фолкнеровский") этап в развитии темы детства и образа ребенка в американской литературе рассматривать как реакцию на первоначальный ("марктвеновский") этап, а псевдоинфантилистский - как реакцию на "фолкнеровский", то, с этой точки зрения, на рубеже ХХ и XXI веков в литературе США происходит еще одна реакция на реакцию, связанная с творчеством Чака Паланика. Герои его романов, от "Невидимок" (1992) до "Дневника" (2003) и "Уцелевшего", - это псевдоинфантилы, сознательно не принимающие общество потребления и бунтующие против него, но подсознательно (отсюда перенасыщенность его, Паланика, художественного мира двойниками) всеми силами стремящиеся укорениться в этом обществе. Это конформисты и нонконформисты одновременно, в их характерах уживаются бунтарство и полная апатия, агрессивность и доброта, стремление к насилию и жажда социальной справедливости.

Особенно это хорошо видно на примере героя романа "Удушье" (2001) Виктора Манчини - двадцатитрехлетнего афериста и сексоголика, который узнает, что является (в глазах своей матери) Иисусом Христом и которому, чтобы повзрослеть, необходимо свою мать убить. Виктор Манчини, как и герои других романов Паланика, - это инфантильный псевдоинфантил, взрослый человек, сложивший с себя ответственность за происходящее в мире и вернувшийся в детство, но не нашедший там защиты от своих страхов и комплексов и теперь пытающийся отыскать способ снова стать взрослым. Что ему никак не удается.

Путь американской литературы от Марка Твена до Чака Паланика - если смотреть на нее сквозь призму темы детскости и образа ребенка как настоящего американца - отмечен следующими вехами (выделим только знаковые, ключевые для этого пути литературные фигуры): 1) душевно крепкие и здоровые юные американцы Том Сойер и Гек Финн; 2) тридцатитрехлетний, оставшийся на уровне развития шестнадцатилетнего, клинический идиот Бенджи Компсон; 3) имитирующий сумасшествие Рэнделл Макмерфи; 4) страдающий раздвоением личности Виктор Манчини.

Разумеется, данная статья - в силу широты выбранной темы - не может претендовать на полноту охвата материала. Так, за ее пределами осталось творчество Г.Миллера, Э.Олби, Дж.Ирвинга, Н.Мейлера, Дж.Апдайка и многих других американских писателей, безусловно существенных в контексте выявленной тенденции.

       
Print version Распечатать