Игры с античным уклоном

От редакции. В Тверской области только что закончилась работа второй детской Летней школы по изучению античности. Со школьниками, собравшимися в школу и проявившими успехи в изучении латыни и античности, в течение десяти дней занимались крупнейшие ученые России. Кому это нужно в наше прагматичное и «негуманитарное» время? Об этом и не только обозревателю «Русского журнала» рассказала Мария Филиппенко, учитель латыни и немецкого языка столичной гимназии № 1567, учитель года Москвы.

* * *

«Русский журнал»: Ваша школа проходила уже во второй раз. Кто все это придумал и организовал?

Мария Филиппенко: Как и годом раньше, летняя школа прошла в селе Рождество Тверской области (под Вышним Волочком) под эгидой Русского фонда содействия образованию и науке (президент Михаил Поваляев; он же - директор Московской Филипповской школы) и по инициативе Российской Ассоциации школьных преподавателей древних языков. Это детский лагерь для школьников, которые так или иначе изучают античность, латынь или древнегреческий.

В школе и интернате села Рождество десять дней бесплатно живут 30-35 ребят (деньги они платят только за проезд до Вышнего Волочка и питание). Учебные силы предоставляет Ассоциация школьных преподавателей древних языков. Она недавно возникла по инициативе филологов-классиков МГУ, Петербургского университета и РГГУ. Они решили: а чем мы хуже европейцев, у которых есть подобное объединение педагогов? И школьные учителя латыни и греческого объединились для того, чтобы продвигать свое дело.

РЖ:По какому принципу отбирают детей в этот лагерь?

М.Ф.: Уже лет десять в Москве и Питере проходит городская олимпиада по латинскому языку. Ее победители и награждаются поездкой в наш античный лагерь. Кроме того, туда могут попасть ребята и по рекомендации педагогов (если, по их мнению, школьник проявляет интерес к античности и древним языкам).

РЖ:Но в лагере – не только школьники из двух столиц, но из провинции?

М.Ф.: Да. Это очень важный для нас момент. Какое-то количество мест целенаправленно выделяется под другие города России. Там есть совершенно выдающиеся ребята. В прошлом году в лагере были дети из города Семенова Нижегородской области, из Саратова. В этом году - из Вологды.

РЖ:Как протекает жизнь в вашем учебном лагере?

М.Ф.: Каждый день – по три лекции, а после обеда еще два семинара. С ребятами занимаются самые лучшие педагоги из МГУ, СПбГУ и РГГУ. Они считают за честь приехать сюда и бесплатно (!) проводить занятия.

В этом году приезжала мировая звезда в области византинистики – Борис Фонкич. Он читал несколько лекций по византийской палеографии. Приехал постоянный педагог и лектор школы – Александр Подосинов, очень известный московский латинист и автор знаменитого учебника по латинскому языку для средней школы. Приезжают ученые из Питерского университета.

Я лично там проводила несколько семинаров, связанных с латынью, но в основном выступала в роли куратора (по старому – вожатого). Как и в любом летнем лагере ребят надо было развлекать, проводить с ними зарядку, укладывать спать.

Но мы и досуг им старались организовать с античным уклоном. Наша гордость – игра типа «Зарницы», только на античный лад. В этом году это был раздел Александра Македонского. Несколько групп боролись за эту империю, выполняли задания, бегали по лагерю. Была интерактивная карта. Такие игры с античным уклоном. Ребята были очень довольны.

(В программе конкурсов и развлечений в программе были: римский день: представление костюмов и воплощение образов древних римлян; командная игра «Itinerarium»); игра «Nomina»; большая командная игра «Диадохи»; игра по станциям «Dies Romanus»; составление, изготовление и интенсивное использование настольных игр по античной мифологии: «Подвиги Геракла», «11 героев», «Divina tragoedia»; постановка спектаклей «Colloquia familiaria» по диалогам Эразма Роттердамского и «Шапочка» – пародийная версия «Красной шапочки» в духе римской комедии; конкурс по изготовлению рукописных копий латинского текста на папирусе; дискуссия о фильме «Триста спартанцев»; практикум по облачению в тогу; уроки греческих танцев, и многое другое).

Я получаю колоссальный опыт и педагогический заряд.

Очень интересно было наблюдать, как работают питерские коллеги.

РЖ:А что есть какая-то разница между Москвой и Питером?

М.Ф.: Да. То ли в Питере детей меньше и потому им - больше внимания, то ли это - особенность очень сильной, 610-й классической гимназии, где чуть ли не с первых классов преподают латынь и греческий, и откуда выходят сильнейшие кадры для Питерского университета, умные и талантливые дети… Так вот, я заметила, что питерские педагоги очень внимательно относятся к детям. Например, если ребенок, даже не подняв руку, во время лекции вдруг задает какой-то вопрос, лектор тут же замолкает и отвечает на него. Они никогда не говорят: отвечу потом, в конце…

И второе: питерские педагоги часто обращаются к ученикам в такой форме: «как вы считаете, целесообразно ли обсуждать тему «Происхождение Гомера»? Они все время обращаются к детям как к равноправным собеседникам. Например, говорят: я недавно провел такое-то исследование и сейчас хочу представить его на ваш суд. Интересно, что вы скажете. А в конце спросят: как вы считаете, эта теория имеет право на существование или нет? И потом выслушивают, что ему говорят эти 5-6-7-классники.

РЖ:А в античном лагере дети с 5-го класса?

М.Ф.: В лагерь приезжают ребята с 5-го по 11-й класс, потому что латынь учат обычно с 5-7-го класса.

Конечно эти дети – «золотые». За 10 дней ни разу не возникала тема курения, не было не то, что ни одного матерного слова, нельзя было услышать ни одного сорного (никаких «блинов»). Они настолько дисциплинированные, их не нужно «строить», ругать, наказывать. С ними очень приятно работать.

РЖ:Появление такой летней школы - чрезвычайная редкость в наше время: с этого года (в пользу инженерных и естественнонаучных специальностей) резко сокращены бюджетные места на гуманитарные специальности в вузах (если это не привилегированные МГУ или СПбГУ). Не говорю уж о вашем, «античном» направлении: мест на классические отделения в университеты и раньше было крайне мало. Ваш лагерь важен тем, что он подпитывает корни гуманитарного образования, которое, по мнению государства, не приносит никакой сиюминутной утилитарной пользы.

М.Ф.: Мы не проводим этот лагерь с конкретной целью – поставлять какие-то кадры в университеты. А просто хотим поддерживать планку российского образования, хотя бы на том уровне, каким оно было до революции, когда классическое образование было в цене.

Я не думаю, что все эти 35-40 человек пойдут на классические отделения филфаков. Многие, наверняка поступят на экономический, юридический факультеты, выберут другие профессии. Это я поняла из разговоров с детьми. Наша летняя школа существует вовсе не для того, чтобы подготовить новое поколение учителей латыни или профессоров античности. Мы, выражаясь пафосно, занимаемся формированием интеллектуальной прослойки тем способом, которым мы – преподаватели латыни и греческого - лично можем.

Важно, что существует несколько десятков ребят, которым это действительно нужно. Наша цель – устроить им эти 10 дней, которые потом обязательно повлияют на всю их жизнь.

В Питере, откуда идет большая доля организации этого лагеря, в отличие от Москвы, меньше оглядываются на прагматичность. Они это делают потому, что надо это делать. Потому что без этого плохо. И это мне очень нравится. Без всякого бизнес-плана, дальнейшей раскрутки, добровольно…

РЖ: В общем, это доказательство того, что не все настоящее умерло…

М.Ф.: Да. Все, кто приезжал в наш лагерь – и студенты, и преподаватели – были в восторге. Они говорят: неужели еще бывают такие дети, неужели бывают такие педагоги, которые в свое каникулярное время бесплатно пасут этих детей?

Это прекрасная мотивация для учителей и для профессоров и академиков. Они читают свои лекции, и дети воспринимают все с абсолютной отдачей… Это зерно, которое ложится туда, куда надо.

РЖ: Велико ли количество школ, где преподают латынь и древнегреческий?

М.Ф.: Общей статистики по московским школам, где есть латынь, нет. По нашим приблизительным подсчетам это 20-30 учебных заведений. В Питере - меньше, в пределах 10. По Гамбургскому счету, если в Питере это 610-я гимназия, то в Москве - Греко-латинский кабинет Шичалина. Его ученики побеждают в олимпиаде и конкурируют с 610-й питерской гимназией. Латынь (а чаще греческий) часто изучают и в православных гимназиях.

РЖ: Как преподаются древние языки в общеобразовательных школах Европы?

М.Ф.: Мне известно, что в Германии во всех гимназиях в обязательном порядке изучается латынь.

РЖ: То есть, как это было в России до революции: в классических гимназиях (а они были построены по образцу немецких) обязательно изучали древние языки.

М.Ф.: Да. Сегодня в Германии поступить в университет можно только с аттестатом гимназии. А во всех гимназиях обязательна латынь. Интересно, что латынь у них засчитывается как второй иностранный язык. И сдавая иностранный язык в университет, можно выбирать между современным иностранным языком и латынью.

РЖ:Смысл изучения латыни для тех, кто не планирует заниматься античностью в том, что она помогает в изучении иностранных языков?

М.Ф.: Это самое простое объяснение. Ведь латынь помогает лишь в изучении романских языков. На самом деле, это, как и математика, - зарядка для ума. Я, например, просто боюсь математики. И ничего в ней не понимаю. Но чтение латинского текста, когда ты пытаешься соотнести слова, вспомнить формы, адекватно перевести текст на русский, сложить эту шараду – чистой воды гимнастика для ума. Латынь, конечно, развивает мозги.

РЖ:То есть, латынь - это такая математика для гуманитариев.

М.Ф.: Можно и так сказать.

Беседовала Наталья Иванова-Гладильщикова

       
Print version Распечатать